Скачать 268.57 Kb.
|
УМК по курсу: «История лингвистических и методических учений» (дисциплина СД(М). Ф.1) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050300 Филологическое образование Профиля 540306 Методические технологии в филологическом образовании (код и наименование направления) СД(М).Ф.1. История лингвистических и методических учений Автор-составитель программы: к.ф.н., доцент кафедры АЯ и АФ Виноградова С.А. Пояснительная записка. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная СЕМЕСТР: 9 семестр КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ: 108 часов КОЛИЧЕСТВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ: 36 часов ЦЕЛЬ: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности, в области языкового образования. ЗАДАЧИ. К теоретическим задачам относятся: - обеспечение студента знаниями об истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистических течений, а также знаниями основных проблем отраслей теоретического языкознания; - ознакомление студентов с проблемами прикладного языкознания в области методики преподавания ИЯ, связи теоретического и прикладного языкознания, влиянии смены лингвистической парадигмы на смену подходов в преподавании ИЯ; - получение студентами широкого лингвистического кругозора, знакомство с современными актуальными проблемами лингвистики, их связь с современными методическими течениями; - формирование системы знаний о теории обучения ИЯ как научной области, где ИЯ рассматриваются в качестве составной части языкового образования в условиях искусственной языковой среды. К практическим задачам относятся: - формирование умения чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений; - формирование умения четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении; - формирование умения иллюстрировать положения лингвистических /методических концепций анализом материала в рамках методик и технологий, а также современных подходов к обучению языку школьников и студентов; - формирование умения находить связь смены лингвистической парадигмы со сменой методологических подходов в обучении иностранному языку; Объем дисциплины и виды учебной работы:
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Аттестация предусмотрена в 9 семестре – зачет, в А семестре – экзамен. Текущая аттестация носит накопительный характер и при успешном выполнении текущей самостоятельной работы, магистрант получает возможность получения автоматической итоговой аттестации. Такая форма организации и проведения аттестации позволяет мотивировать магистранта к систематической, планомерной работе в семестре. В ходе аттестации оцениваются результаты освоения дисциплины, которые проявляются: - в умении чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений; - в умении четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении; - в умении иллюстрировать положения лингвистических /методических концепций анализом материала в рамках методик и технологий, а также современных подходов к обучению языку школьников и студентов; - в умении анализировать перспективы лингвистики и методики обучения ИЯ; - в умении находить связь смены лингвистической парадигмы со сменой методологических подходов в обучении иностранному языку; Для этого используются следующие формы: - составление диспозиций с использованием метода «Квант» по следующим тематическим блокам: 1. Становление и развитие основных лингвистических концепций 2.Сравнительно-историческое языкознание. 3.Структурное направление в лингвистике. 4. Прямой и переводной метод обучения второму языку. 5. Личностно – деятельный подход к обучению иностранного языка. В диспозиции должны быть представлены такие элементы как «ключевые слова», «схема/таблица»(отражающая содержание темы/текста), «понятия», «тезисы», «вопросы». Схема/таблица должна отображать содержание тезисов и строиться на основе ключевых слов. Работа над диспозицией позволяет магистранту овладеть способом анализа текста. Диспозиции выполняются каждым магистрантом самостоятельно и представляются на практическом занятии. - составление портфолио по тематическому блоку «История методических течений». - на основе полученных знаний, а также входе самостоятельной работы составить банк информационных и других ресурсов по изучаемому курсу. Кроме того, в ходе аттестации оцениваются результаты изучения дисциплины: Для этого используются:
Основное содержание История лингвистических течений Становление и развитие основных лингвистических традиций. Языкознание в Индии. Возникновение языкознания в Китае. Возникновение языкознания в Греции. Платон, Аристотель. Языкознание периода эллинизма. Стоики, александрийская школа. Языкознание в Риме. Арабская лингвистическая традиция.(7в. н.э.). Логический подход к языку, грамматика Пор-Рояля. Философия языка. Создание универсальных языков. У. Джонс, открытие санскрита Первые генеалогические классификации, А.Шлейхер. Сравнительно-историческое языкознание. Философские основы теории Гумбольдта. И.Кант, Г. Гегель. Труды по сравнительному языкознанию. Три аспекта для разграничения исследований языков: происхождение, развитие и предел законченности организации. Ступени развития языков. Вклад в типологию языков. Язык – дух народа. Язык и сознание, язык и культура. Язык – материя и форма. Язык и мышление. Творческий характер языка. Лингвистическая концепция А.А.Потебни. Ф.Ф.Фортунатов и его школа. Философские основы младограмматизма. Позитивизм. Н.В. Крушевский И.А. Бодуэн де Куртене. Связь языка с психологией и социологией. Понятия фонемы и морфемы. Системность языковых изменений. «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Ш. Балли, А. Сеше. «Курс общей лингвистики». Внешняя и внутренняя лингвистика. Семиология. Знак по Соссюру. Свойства знака. Синхрония и диахрония. Понятие значимости. Разграничение языка и речи. Школы структурализма. Женевкая. Копенгагенская. Л.Ельмслев. Пражская. Н.С.Трубецкой Лондонская. Американский десркиптивизм. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского. Э.Сэпир.Б.Уорф. Французская лингвистика. Российская лингвистика. Н.Я.Марр. И.И. Мещанинов. Л.В. Щерба. Семантика. Прагмалингвистика. Социолингвистика и психолингвистика. Когнитивное течение в лингвистике. |
Программа дисциплины «История лингвистических учений» Программа дисциплины «История лингвистических учений» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических... | Учебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических... ... | ||
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам | Методические рекомендации по дисциплине б. 1 Общее языкознание и история лингвистических учений Цель: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности,... | ||
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История... Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Список, рекомендованной литературы для написания реферата для сдачи... История политических и правовых учений: в 5 т. / Под ред. B. C. Нерсесянца. М., 1985—1995. История политических и правовых учений:... | Планы семинарских занятий, литература и темы рефератов по курсу история экономических учений «История экономических учений» занимает важное место в системе экономического образования и предусматривает изучение всех основных... | ||
Лингвистические традиции 9 В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»... | Лингвистические традиции 9 В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины «История лингвистических учений» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или... | ||
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или... | ||
Методические указания по изучению курса «История экономических учений» Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,... | Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов... |