Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений»





Скачать 165.93 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений»
Дата публикации02.11.2014
Размер165.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Департамент образования города Москвы
Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам








УТВЕРЖДАЮ




Заместитель директора по научной и учебной работе

























С.Б. Семенов







«___» ____________ 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

035700.68 Лингвистика
Профиль «Иностранные языки в пространстве межкультурной коммуникации»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Нормативный срок обучения - 2 года
Самара 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700.68 Лингвистика

Разработчики:
СФ ГБОУ ВПО МГПУ, профессор кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам Э.А. Гашимов, д.фил.н., доцент


Рецензенты:
СФ ГБОУ ВПО МГПУ доцент кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам Э.С Чуйкова, к.п.н., доцент

ОО «Самарское городское объединение преподавателей иностранных языков», С.Т. Меднова, заместитель председателя

Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам

Протокол № 1 от «29» августа 2013г.

Зав. кафедрой: Куровская А.Е., к.фил.н., доцент


© Самарский филиал ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам, 2013
1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Данная рабочая программа по учебной дисциплине «Общее языкознание и история лингвистических учений» предназначена для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 035700.68 «Лингвистика» и призвана помочь им овладеть новыми знаниями, а также расширить свою теоретическую базу по курсу, в котором представлены основные вопросы языкознания и истории лингвистики.
Целью курса является - получение теоретических знаний по основным лингвистическим направлениям и знакомство студентов-магистров с основными лингвистическими направлениями и школами, расширение и углубление общеязыковедческой подготовки, выработки умения разбираться в новых направлениях и течениях науки о языке, которые позволят овладеть методами и приемами лингвистического анализа, расширить свой лингвистический кругозор, подготовить к решению практических задач, связанных с языком
Задачи дисциплины:
1. дать представление о современном состоянии методологических проблем языковедения;

2. сформировать понятие о специфике различных течений в языкознании и логике развития научных направлений

3. обобщить знания, полученные в области лингвистики;

4. систематизировать базовый терминологический аппарат современной лингвистики.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Общее языкознание и история лингвистических учений» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ОП (М2.Б1). Для освоения дисциплины студент-магистр должен обладать знаниями, умениями и компетенциями в объеме вузовской программы по Общее языкознание и история лингвистических учений.

Знания, навыки и умения, приобретаемые при освоении дисциплины могут быть реализованы при выполнении научно-исследовательских работ (М3.Н), написание диссертации (М3.Д)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (ПК-1);

владеет современной научной парадигмой, имеет системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности (ПК-31);

обладает способностью анализировать семиотические, герменевтические основы концептуализации языковой картины мира (СК-7).

В результате изучения дисциплины студент - магистр должен:

Знать:
– основные научные парадигмы, начиная с древних лингвистических традиций и кончая современными научными направлениями;

– основоположников каждого научного направления в истории языкознания, основателей научных школ и их вклад в науку о языке;

– сущность языковых явлений
Уметь:

– использовать полученные знания для изучения других предметов лингвистического цикла;

– использовать фундаментальные знания по филологии в сфере профессиональной деятельности;

– совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень

Владеть:

– способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

– навыками научного подхода к решению лингвистических проблем;

– навыками критического отношения к научной литературе;

– навыками лингвистического мышления;

–основами теоретических знаний по лингвистике



4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

семестры

Аудиторные занятия (всего)

108/3

1










В том числе:
















Лекции

14

14










Практические занятия (ПЗ):

14

14










в т.ч. интерактивные

14

14










Лабораторные работы
















Самостоятельная работа (всего)

44

44










В том числе
















Подготовка к обсуждению тематического материала по дисциплине

12

4










Работа с источниками

18

4










Подготовка аннотации, реферата в рамках тематического материала дисциплины

14

2










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36/3













Общая трудоемкость

часы

Зачетные единицы

108

36
3










3


5. Структура и содержание дисциплины

5.1 Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.

Предмет, структура и место общего языкознания в системе наук о человеке. Методы лингвистического исследования

4

4







8

16

2.

История языкознания

4

4







8

16

3

Система и структура языка. Язык как знаковая система. Лингвистические направления и учения

4

4







8

16

4.

Язык и общество. Язык и мышление. Язык и картина мира

2

2







20

24


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Предмет, структура и место общего языкознания в системе наук о человеке. Методы лингвистического исследования

Определение общего языкознания. Ключевые вопросы общего языкознания. Основные разделы лингвистики. Место языкознания в системе наук. Междисциплинарные исследования языка. Сущность метода. Специфика научного познания мира. Специфика методов гуманитарных наук. Основные методы лингвистических исследований

2

История языкознания

Периодизация науки о языке. Зарождение и формирование науки о языке. Формирование сравнительно-исторического языкознания. Языкознание 20в.

3

Система и структура языка. Язык как знаковая система. Лингвистические направления и учения

Формирование системного подхода в лингвистике. Системность языка в учении Ф. де Соссюра. Система и структура языка в лингвистических теориях 20в. Парадигматические и синтагматические отношения в языке. Проблема выделения языковых уровней. Структурные (типологические) классификации языков мира. Системность языка в современных лингвистических концепциях. Становление семиотической проблематики. Семиотические идеи Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса. Семиотические проблемы в языкознании. Семиотическая проблематика концепции Ф. де Соссюра. Альтернативные концепции языкового знака

4

Язык и общество. Язык и мышление. Язык и картина мира

Исторические типы человеческих языков и общностей. Литературный язык. Территориальная дифференциация национального языка. Социальная дифференциация национального языка. Гендерная дифференциация. Государственное регулирование языковой ситуации. Языки межэтнического общения. Проблема билингвизма. Моделирование и интерпретация речемыслительной деятельности. Понятие внутренней речи. Компоненты значения языковой единицы. Нейролингвистический аспект проблемы взаимоотношения мышления и речи. Философские основания изучения картины мира. Нейролингвистические основания моделирования картины мира. Понятие картины мира в отечественной психологии. Исследования языковой картины мира в отечественной лингвистике. Понятие языкового сознания. Гипотеза лингвистической относительности. Понятие языковой личности.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Общее количество компетенций

Предмет, структура и место общего языкознания в системе наук о человеке. Методы лингвистического исследования

16

ОК12

ПК

1

ПК31

СК7













4

История языкознания

16

ОК12

ПК

1

ПК31

СК7













4

Система и структура языка. Язык как знаковая система. Лингвистические направления и учения

16

ОК12

ПК

1

ПК31

СК7













4

Язык и общество. Язык и мышление. Язык и картина мира

24

ОК12

ПК

1

ПК31

СК7













4



































6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, семинарское лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

лекционное




Традиционная лекция. Лекция – дискуссия. Обучение в сотрудничестве

4

практическое




Обучение в сотрудничестве.

Дискуссии

Метод ситуационного анализа

4

лекционное




Традиционная лекция. Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм.

4

практическое




Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм. Ролевые игры

4

Лекционное




Традиционная лекция. Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм. Ролевые игры

4

практическое




Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм.

4

Лекционное




Традиционная лекция. Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм. Ролевые игры

2

практическое




Дискуссия. Метод ситуационного анализа. Мозговой штурм.

2


7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Рекомендуется использование источников профессиональной информации) в качестве объекта учебной деятельности с применением коммуникативного метода, профессионально-ориентированного и деятельностного подходов к обучению.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) Основная литература


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие / В.М. Алпатов. – М.: «Языки русской культуры», 1999

  2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. – М. Академия, 2007

  3. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. – М.: Флинта, 2005

  4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М, 1966

  5. Беликов, В.И. Социолингвистика: Учебник / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001

  6. Березин Ф.М. История лингвистических учений / Ф.М. Березин. – М., 1975

  7. Березин Ф.М. История русского языкознания / Ф.М. Березин. – М., 1980

  8. Березин Ф.М. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия / Ф.М. Березин. – М., 1981

  9. Березин, Ф.И. Общее языкознание / Ф.И. Березин, Б.Н. Головин. – М.: Просвещение, 1979

  10. Виноградов В.В. История лингвистических учений / В.В. Виноградов. – М., 1978

  11. Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М.,2011

  12. Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. – М., 2009

  13. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию / Ю.В. Рождественский. – М.: Высш. шк., 1990


б) Дополнительная литература

Баранникова, Л.И. Общее и русское языкознание: Избранные работы / Л.И. Баранникова. – М.: КомКнига, 2005

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1 – 2.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2000.

Дешериев, Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории / Ю.Д. Дешериев. – М.: Наука, 1980.

Залевская А.А Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. – М.:

Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000

Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии: Учебное пособие / Л.Г. Зубкова. – М.: Изд-во РУДН, 2002

История лингвистических учений. Древний мир. – Л., 1980

История лингвистических учений. Средневековая Европа. – Л., 1985

Левицкий Ю.А. История лингвистических учений: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий, И.В. Боронникова. – М.: Высш. школа, 2005

Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание / Т.П. Ломтев. – М.: Наука, 1976

Общее языкознание / под ред. Б.А. Серебренникова. М., 1970 – 1974. Т. 1–3.

Поливанов Е.Д. Труды по восточному и общему языкознанию / Е.Д. Поливанов. - М.: Наука, 1991

Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007

Потебня А.А. Избранные работы / А.А. Потебня. – М., 1989

Прикладное языкознание: Учебник / Отв. ред. А.С. Герд. – СПб., 1996

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир. – М., 1993

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. – Екатеринбург.: изд. Урал. Ун-та, 1999

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф. Тарасов. – М.: Изд-во МГУ, 1987

Хрестоматия по истории русского языкознания / под ред. Ф.П Филина. – М.: Наука, 1973

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – М.: 1984.в)
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://dictionary.cambridge.org/

http://dictionary.statme.ru/

http://iling.spb.ru/

http://lingvopro.abbyyonline.com/ru/Search/en-ru

http://uisrussia.msu.ru/linguist/_A_linguistics.jsp

http://www.1-language.com/

http://www.lingvisto.org/

http://www.philologia.ru/

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

www.oxforddictionaries.com

www.wikipedia.ru
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Программы пакета Microsoft Offiсe (Word, Power Point, Exell и др.), ACT (тесты).
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

оборудованные аудитории; ТСО (ноутбуки, проектор); наглядные пособия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconМетодические рекомендации по дисциплине б. 1 Общее языкознание и история лингвистических учений
Цель: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности,...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма дисциплины «История лингвистических учений»
Программа дисциплины «История лингвистических учений» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История...
Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconУмк по курсу: «История лингвистических и методических учений»
Охватывают формирование и знаний, и умений, и навыков
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconРабочая программа дисциплины История политических и правовых учений...
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» входит в Базовую часть Блока 1 (Б1 – Дисциплины (модули)) учебного плана...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины «История лингвистических учений» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconПрограмма курса. План семинарских занятий Методические рекомендации...
Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» iconОсновная образовательная программа 031100. 62 Лингвистика
Рабочая программа учебной дисциплины «Общее языкознание» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031100. 62 Лингвистика на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск