Скачать 436.15 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 1 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 1 Москва 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки – 032700.68 – Филология и профилю подготовки - «Русский язык» Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В. Рецензент: Заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук, профессор _______________ Ярыгина Елена Сергеевна Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История лингвистических учений» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года. Цель дисциплины: ознакомление с историей развития лингвистической мысли. Задачи дисциплины: - представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные этапы развития лингвистика; - сформировать у студентов углубленные теоретические представления об путях развития лингвистической мысли; - передать необходимые знания об истории развития такой научной дисциплины, как языкознание; - сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения языка; Научить пониманию принципов лингвистического описания языковых явлений. 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «История лингвистических учений» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа). Количество аудиторных часов: 16 –164 часов – на практические занятия. Отчетность по дисциплине: в 1 семестре – зачет. Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «История лингвистических учений», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: - в области преподавания: курс современного русского языка, - в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати, - в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы. Освоение дисциплины «История лингвистических учений» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: - методология лингвистического анализа, а также курсов по выбору: - теория функциональной грамматики, когнитивная грамматика. Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Студент, приступающий к изучению дисциплины «История лингвистических учений», обязан освоить материал курса современного русского языка. Процесс изучения дисциплины «История лингвистических учений» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4); - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК): в научно-исследовательской деятельности: - способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); - способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); - способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); - владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); - владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); в педагогической деятельности: - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); в прикладной деятельности: - способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12); - способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13); в проектной деятельности: - знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17); В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО: знать: основные особенности прагматического подхода к изучению языка, понимать метаязык прагматических исследований; уметь: применять полученные знания в анализе языковых явлений, а именно: - использовать при анализе языковых явлений понятия, предложенные в разные этапы развития лингвистики; - характеризовать разные этапы развития лингвистики; - определять особенности каждого из этапов развития лингвистики; владеть: методикой определения каждого из этапов развития языкознания. 4.Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Основные теоретические вопросы курса Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (1 семестр 1 курса). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки. 1.Предмет и задачи курса. Объект языкознания. Общее языкознание и частные науки о языке (русистика, славистика, романистика, германистика, тюркология и др.). Общее языкознание и отдельные лингвистические дисциплины. Членение общего языкознания (таксономическая лингвистика, функциональная лингвистика, прагматическая лингвистика.). История появления дисциплины «Общее языкознание». Предмет и задачи Истории языкознания. Вопрос о периодизации истории языкознания. Некоторые вопросы построения истории языкознания. 2. История лингвистических учений. Античность. Понятие античности в современной науке. Теория именования и грамматическое искусство. Общая характеристика. Индийская языковедческая традиция. Античная (греко-римская) языковедческая традиция. Китайская языковедческая традиция. 3. История лингвистических учений. Средние века. Арабская языковедческая традиция. Разработка грамматической теории в Европе. 4. История лингвистических учений. 17-18вв. Японская языковедческая традиция. Языкознание в 17 – 18 вв. как период становления языкознания как самостоятельной науки. Эмпиризм и рационализм в философии языка 17 - 18 вв. «Общая и рациональная грамматика» Пор-Рояля. 5. Сравнительно-историческое языкознание: 20-70 гг.19вв. Младограмматизм. Формирование сравнительно-исторического языкознания. Основоположники сравнительно-исторического метода: Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм, А.Ж.Востоков. Вильгельм Гумбольдт – создатель общего языкознания. Сравнительно-историческое языкознание в середине 19в. Август Шлейхер. Герман Штейнталь. Александр Афанасьевич Потебня. Младограмматический этап в языкознании. Второй период сравнительно-исторического языкознания (1870 – 1900гг.). История языка и история народа в концепции Ф.Ф.Фортунатова. 6. Языкознание конца 19в. – первой четверти 20в. Языкознание 20в. – с 20 по 70-ые гг. за рубежом. Структурализм. Языкознание конца 19в. – первой четверти 20в.: Гуго Шухардт и К.Фосслер. И.А.Бодуэн де Куртене. Ф. де Соссюр. Языкознание 20в. – с 20 по 70-ые гг. Структурализм. 7. Языкознание 20в. – с 20 по 70-ые гг. в России. Советское языкознание 20-50гг. «Новое учение о языке» Н.Я.Марра. Старшее поколение языковедов. Е.Д.Поливанов. Московская фонологическая школа. Современные направления в лингвистике. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература |