Скачать 148.49 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Филологический факультетКафедра исторического языкознания "Утверждаю" Проректор по учебной работе________ Т.Ю. Стукен "____"_________ 2010 г. Программа дисциплины«История лингвистических учений» цикл ГОС ВПО ОПД.Ф.01.3 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующей образовательной профессиональной программе подготовки специалистов
г. Омск - 2010 Программа дисциплины «История лингвистических учений» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических наук Дьячковой И.Г. Программа рассмотрена на заседании кафедры исторического языкознания (протокол № 9 от "26" мая 2010 г.) Заведующая кафедрой Т.П. Рогожникова Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 031001.65 (021700) «ФИЛОЛОГИЯ» и согласована с факультетом, осуществляющим профессиональную подготовку по этой специальности: Декан филологического факультета О.С. Иссерс 1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины – 22 часа. Формы промежуточного контроля – тест, итогового - зачет. 2. Цели и задачи дисциплины Требования к уровню освоения содержания дисциплины Цель курса «История лингвистических учений» состоит в том, чтобы осветить основные этапы развития науки о языке от древнейших эпох до современного состояния, дать сведения о древнейших лингвистических школах и крупных языковедах, основных принципах, методике исследования, наиболее важных конкретных достижениях, полученных представителями той или иной школы Расширяя и углубляя общелингвистическую подготовку студентов, курс «История лингвистических учений» направлен на решение следующих задач:
Данная дисциплина тесно связана с курсом «Общее языкознание», который изучается студентами в 9 семестре. Поэтому содержание курса «История лингвистических учений» предусматривает генетическую взаимосвязь между двумя названными дисциплинами. Верхняя хронологическая граница материала – 50-е годы ХХ века, время установления новой научной парадигмы, сущность которой более подробно рассматривается в курсе «Общее языкознание».Таким образом, студенты оказываются в известной мере подготовленными к изучению сложных теоретических проблем современной лингвистики. Лингвистическая историография помогает также лучше понять строение науки о языке, основные тенденции ее развития и тесную связь с жизнью общества. 3. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
Лекция №1 (2 часа) Развитие языкознания с древнейших времен до к. 18 в. Предмет и задачи языкознания. История языкознания как предмет и учебная дисциплина. Проблема систематизации научных направлений в истории языкознания и периодизации науки о языке. Критерии выделения различных периодов в истории языкознания. Общая характеристика основных этапов развития лингвистики. Предпарадигмальный этап развития лингвистики. Зарождение и формирование науки о языке. Языкознание в Древней Греции и Риме (языкознание как составная часть философии, споры о природе имени, Александрийская школа, определение основных грамматических категории, учение о частях речи). Языкознание в Древней Индии и Китае. Основные достижения арабских грамматистов. Языкознание X-XYII веков. Развитие греческой и латинской грамматических традиций в Европе. Возникновение письменности у народов Европы. Пробуждение интереса к языку в эпоху Возрождения. Создание национальных грамматик. Первые попытки сравнительного изучения языков. «Грамматика Пор-Рояля» как первый серьезный опыт типологического изучения языков через выявление универсального ядра языковой структуры. Лекция №2 (2 часа) Формирование сравнительно-исторической языковой парадигмы Истоки и предпосылки возникновения компаративизма. Новое в понимании предмета и задач языкознания. Разработки принципов и приемов сравнительно-исторического исследования в трудах Ф.Боппа, Р.Раска, Я.Гримма, А.Х.Востокова. Принципы установления родства языков (фонетические и грамматические соответствия). Теория агглютинации Ф.Боппа. Возникновение славистики. Лингвистическая концепция В.фон Гумбольдта. Ее философская основа. Понимание сущности языка. Связь языка и мышления. Эволюционная теория языка. Учение о внутренней форме языка. Значение идей Гумбольдта для последующего развития языкознания. Лекция №3 (2 часа) Второй этап развития сравнительно-исторического языкознания Сравнительно-историческое языкознание середины XIX века. Натуралистическое и психологическое направления. Лингвистическая концепция А. Шлейхера. Морфологическая классификация языков. Идея генеалогического древа, понятие праязыка, методика его реконструкции. Лекция №4 (2 часа) Младограмматизм как третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания Младограмматическое направление как этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Методологические основы младограмматического направления. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической системы младограмматиков. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка. Разработка новых методов изучения языка. Значение для сравнительно-исторического языкознания трудов К.Бругмана, Г.Остгофа, ЮГ.Пауля. Основные недостатки младограмматизма и их критика русскими и зарубежными лингвистами. Лекция №5 (2 часа) Становление сравнительно-исторического языкознания в России в 19 в. Доломоносовский этап (М.Грек, М.Смотрицкий, В.Е.Адодуров). Роль М.В.Ломоносова в формировании научного подхода к изучению языка. Отражение идей философской грамматики в русском языкознаниии XYIII-XIX веков( И.С.Рижский, Л.Г.Якоб, Н.И.Греч). Сравнительно-историческое языкознание в России во второй половине XIX века. Значение трудов И.И.Срезневского, Ф.И.Буслаева. Лексикографическая деятельность В.И.Даля. Лингвистическая концепция А.А.Потебни. Соотношение языка и мышления. Учение Потебни о слове, его значении, внутренней форме. Теория грамматической формы. Учение о предложении, его стадиальном развитии в славянских языках. Своеобразие психологического подхода к языку. Московская и Казанская лингвистические школы. 6. Учебно-методическое обеспечение Основная литература
Дополнительная литература
Рекомендуемая литература
Литература для конспектирования
Вопросы к зачету по курсу «История лингвистических учений»
Образец теста 1 Какой вопрос послужил источником формирования античной языковой теории: а) о возникновении языка; б) о наличии связи между словом и предметом; в) о способности языка правильно передавать объективную истину? 2. Аристотель считал, что языки различаются между собой: а) звучанием слов; б) семантической структурой; в) звучанием и семантической структурой; г) синтаксической структурой. 3. Древнейшая лингвистическая традиция – это: а) японская; б) индийская; .в) греческая; г) китайская д)русская. 4. Авторами какого сочинения являются А.Арно и К.Лансло: а) «Восьмикнижие»; б) «Французская грамматика» в) «Всеобщая универсальная грамматика»? 5.Значение «Всеобщей рациональной грамматики» состоит в том, что она: а) заложила основы содержательной языковой типологии б) заложила основы формальной языковой типологии в) выдвинула новые принципы сравнительно-исторического подхода к языковым явлениям. 6 Кем впервые был стихийно применен метод компонентного анализа: а) стоиками б) модистами в) создателями искусственных языков? 7 Кто является создателем эсперанто: А) И.Шлейхер б) Л.Заменгоф в) Г.Лейбниц.г) братья Гримм 8. Русские грамматические термины созданы на основе: а)латинских б) арабских в) греческих г) индийских 9. Расположите ниженазванные сочинения с соответствии с хронологией их издания: а) «Грамматика» М.Смотрицкого. б) «Азбука» И.Федорова в) «Грамматика» Л Зизания 10. Санскрит был открыт: а) в 16 в. б) 18в. в) 10-12 вв? 11.Согласно стадиальной концепции развития языков, на низшей ступени развития находятся языки: а)изолирующего типа б) агглютинирующие в) инкорпорирующие г) флективные. 12.Чья лингвистическая концепция во многом осталась неразгаданной для последующих поколений лингвистов: а) Потебни А.А. б) в.фон Гумбольдта в) Р.Раска г) Ш.Балли? 13.Открытие сравнительно-исторического метода связывают с именами: а)Боппа, Раска, Гримма, Гумбольдта б) Востокова, Боппа, Раска, Гримма в) Шлейхера, Гумбольдта, Ломоносова г) правильного ответа нет. 14 Заслугой Я.Гримма является: а) описание т.наз «передвижения согласных» в германских языках б) составление генеалогической классификации языков в) установление звукового значения для ряда букв немецкого алфавита 15 Развернутая концепция языка как естественного организма принадлежит : а) А.Шлейхеру б) В.фон Гумбольдту в) И.Давыдову.г) правильного ответа нет. 16 Как понимал развитие языка компаративист А.Шлейхер? а) как поступательное движение, прогресс, совершествование. б) как регресс, отсутствие всякого развития по достижении языком определенной стадии 17. Идея А.Потебни о внутренней форме слова: а) совпадает с концепцией Гумбольдта о внутренней форме языка б) близка к понятию мотивации в современном языкознании в) соотносится с ближайшим этимологическим значением слова г) верны пп.б),в) д)верны пп. а),б),в). 18. Младограмматисты заложили научные основы а)фонетики б)морфологии в) словообразования г) синтаксиса. 19. Основателем формального направления в русском языкознании является: а)А.А.Потебня б) А.Х.Востоков.в) Ф.И.Буслаев г) Ф.Ф.Фортунатов. 20. По представлениям младограмматиков источником изменений в языке является: а) всякое отклонение в индивидуальной речи б) сознательное вмешательство носителей языка в его структуру в) социальные сдвиги в обществе, которые вызывают сдвиги в языке. |
Рабочая программа дисциплины «общее языкознание и история лингвистических учений» Кафедра английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам | Умк по курсу: «История лингвистических и методических учений» Охватывают формирование и знаний, и умений, и навыков | ||
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История... Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины «История лингвистических учений» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла... | Рабочая программа дисциплины История политических и правовых учений... Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» входит в Базовую часть Блока 1 (Б1 – Дисциплины (модули)) учебного плана... | ||
Методические рекомендации по дисциплине б. 1 Общее языкознание и история лингвистических учений Цель: обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания, в частности,... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений» Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплинудля направления030600. 62 «История» для подготовки студентов... | Учебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических... ... | ||
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»... Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного... | Лингвистические традиции 9 В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»... | ||
Лингвистические традиции 9 В. Томсена, либо охватывает лишь часть истории лингвистики. Например, ленинградский многотомник «История лингвистических учений»... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |