Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра





Скачать 248.11 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра
страница1/2
Дата публикации27.06.2013
Размер248.11 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология гендера»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины
Социология гендера



для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»

Автор программы:

Рождественская Елена Юрьевна

к.филос.н., проф. кафедры анализа социальных институтов

(erozhdestvenskaya@gmail.com)

Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко
Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» изучающих дисциплину «Cоциология гендера».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.

1.Цели освоения дисциплины


Курс «социология гендера» имеет целью ознакомление с важнейшими темами и теоретическими направлениями в социологии гендера. Курс построен на ревизии известных социоыогических теорий, ресурсы которых оказали влияние на становление дисциплины, а также дает целостное представление о современных концепция социального пола. Основное внимание уделено в курсе динамике изменений основных понятий и теоретических схем, которые были импортированы в социологию гендера из различных социологических направлений –позитивизма, функционализма, интерпретативной парадигмы, этнометодологии, феминизма, психоанализа.

В рамках курса широко используются различные исследовательские кейсы из отечественной и зарубежной практики для демонстрации меняющихся эпистемологических запросов социологи гендера, междисциплинарного характера проводмых в поле гендеристики исследований.

2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные направления гендерной теории, распознавать истоки теоретических заимствований, основные пункты критики и ревизии социологического наследия.

  • Уметь обосновывать свою позицию в дискуссии эссенциализма и социального конструктивизма по вопросам пола, пользоваться ресурсами социологических теорий в фокусе гендерного подхода.

  • Иметь навыки распознавания роли и места гендера в различных социальных системах макро-,мезо- и микроуровня.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

- распознает теоретические ресурсы, востребованные в гендерном подходе к объяснению полоконнотативных явлений,

- критически обосновывает гендерные позиции в современной социальной теории,

- самостоятельно взвешивает аргументы «за и против» в процессе гендерной ревизии социологического и философского наследия,

лекции, семинары, критический разбор хрестоматийных текстов

Способен предлагать концепции, модели (формируется частично)

СК-М2

- дает определение и собственные интерпретации понятиям социального пола, гендерной идентичности, гендерного порядка, гендерного режима и других основных терминов,

- конструирует междисциплинарные исследовательские подходы для анализа социальных проблем пола,

- оценивает возможности и ограничения гендерно ориентированных социальных моделей,


лекции, семинары, дискуссии, разбор исследовательских кейсов

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

- владеет теоретическим представлением о специфическом объекте гендерного анализа,

- рефлексирует на предмет ценностной пристрастности гендерных исследований и разрабатывает методологический контроль над идеологической частью гендерного анализа,

- обосновывает связи между выбранным объектом гендерного анализа, соответствующим методом анализа и релевантной моделью теоретического объяснения,


лекции, семинары, критический разбор текстов и кейсов на семинаре

Способен свободно общаться на иностранных языках для целей профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-9

- обнаруживает готовность к ведению профессиональной дискуссии на английском языке по основным проблемам социологии гендера,

- владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения актуальной научной литературы по социологии гендера,

подготовка к семинарским занятиям (самостоятельная работа) – чтение литературы из списка основной и дополнительной с последующим разбором на семинарских занятиях

Cпособен использовать концептуальные основы философии социальных наук, современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

(формируется частично)

ИК-15

- применяет известные ему (ей) теоретические ресурсы по социологии гендера для анализа конкретных социальных проблем, исследовательских кейсов,

- интерпретирует эмпирические данные и построенные на их основе объяснительные модели в терминах социологии гендера

лекции, семинары, критический разбор текстов и кейсов на семинаре, написание доклада

Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

- конструирует и обосновывает после окончания курса собственную исследовательскую позицию или предпочтительную теоретическую платформу в социологии гендера,- - применяет полученные знания для перспектив личностного и профессионального роста.

лекции, семинары, критический разбор текстов и кейсов на семинаре, написание доклада



3.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для магистерской программы «Комплексный социальный анализ» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной Цикла общих дисциплин направления (Вариативная часть).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социологическая теория (Общая социология, История социологии и Современные социологические теории) Социальные теории семьи и семейных отношений

  • Методология и методы социологического исследования



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Научно-исследовательский семинар»

  • «Методология и методы исследований в социологии»

  • курсы по выбору.

4.Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Введение

Описание поля гендерных исследований, расшифровка основных понятий и струк-туры курса

12

1

1

-

10



Гендер как инструмент социологического анализа

28

4

4

-

20



Концептуализация гендера в женских исследованиях

28

4

4

-

20



Концептуализация гендера в мужских исследованиях

26

4

4

-

20



Язык полов в социальной коммуникации. Гендерная проксемика

12

1

1

-

10







108

14

14




80


5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Домашнее задание

2

3







300-500 слов (подготовка доклада)

Итоговый

Зачет




1







Письменная работа (эссе)



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Домашнее задание предполагает выбор одной из тем курса с подготовкой доклада на семинаре. Оценка домашнего задания включает в себя оценку формирования следующих компетенций:

  • способность конкретизировать цель работы и выбрать пути её достижения;

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • обладание ключевыми навыками работы с компьютером (презентация);

  • способность работать с литературой из различных, в том числе электронных источников.


Итоговый зачет предполагает написание эссе (ст.12-14). Оценка за эссе предполагает оценку компетенции студента/ки, связанной

  • со способностью идентифицировать основные способы социологического теоретизирования в отношении социальных значений пола;

  • умением выстраивать связь между теоретическим понятием «гендер» и его эмпирическими референтами,

  • различать политизированный, медийный и научный дискурсы в описании феномена гендера, а также

  • с наличием внутренней организации текста (оцениваются ясность, упорядоченность, логичность изложения);

  • знакомство с источниками (литература по курсу);

  • содержание и качество аргументации (изложение своей точки зрения и критических соображений по поводу предмета).

Оценка за итоговый зачет складывается из оценки за эссе, корректируемой на основе оценок за домашние задания и активности на семинарах.

6.Содержание дисциплины



Тема 1 Введение к курсу

Интеллектуальное оправдание нового тематического поля - социологии гендера - в поиске обобщенных объяснений глубинных социальных процессов, порождающих полостратифицированное общество. Гендер, гендерные отношения, гендерный порядок, гендерный режим, гендерная система, гендерный контракт как понятия. Структурирование тематического пространства гендерных исследований по четырем направлениям: 1) гендер как инструмент социологического анализа, 2) концептуализация гендера в женских исследованиях, 3) концептуализация гендера в мужских исследованиях, 4) культурные интерпретации гендера
Основная литература:

Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский простор», 2005.

Гендерный порядок. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
Дополнительная литература:

THESIS. Женщина, мужчина, семья. № 6, М., 1994.

Воронина О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола // Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. С.29-49

Введение в гендерные исследования. Учеб. пособие./ Под ред. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, СПб.: Алетейя, 2001.

Тема 2 Гендер как инструмент социологического анализа

Основные теоретические подходы к анализу гендерных отношений: полоролевой подход, социальное конструирование гендера, гендерная система.

  • Марксистские представления об изменении половых ролей в обществе

  • Общественное разделение труда у Дюркгейма в гендерной перспективе

  • Психоанализ о социализации мужчин и женщин

  • Структурно-функциональный подход в теории половых ролей Парсонса

  • Категория женской культуры в формальной социологии Зиммеля

  • Теория социального конструирования гендера у Гарфинкеля

  • Феноменологический подход к конструированию гендера у Гофмана

  • Разделение на публичную и приватную сферы у Хабермаса

  • Гендерное измерение понятий капитала, хабитуса у Бурдье

  • Теория гендерной системы у Коннелла, Рубин, Хирдман, Уэст, Циммерман и др.


Основная литература:

Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский простор», 2005.

Киммел М. Гендерное общество.Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2006.

Дополнительная литература:

Скотт Дж. «Гендер: полезная категория исторического анализа» // Введение в гендерные иследования. Часть II. Хрестоматия. СПб.: Алетейя, 2001. С.405 - 436

Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы (под ред. А.Темкиной и Е.Здравомысловой. СПб., 2000. С.193 – 219.

Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерной теории. М.: Пропилеи, 2000.

Брандт Г. Философия пола Георга Зиммеля // Преображение. Русский феминистский альманах. М., 1998. №6. С.17-22.
Тема 3 Концептуализация гендера в женских исследованиях

Эволюция западной феминистской мысли в анализе женских исследований:

  • Второй пол в концептуализации Симоны де Бовуар

  • Либеральный феминизм, марксистский, радикальный и психоаналитический

  • Теория различия Гиллиган, конструктивизм, постмодернизм (Лакан, Сиксу, Иригарей, Кристева, Батлер, Брайдотти)

  • Феминистская эпистемология Хардинг, Стэси, Торн

Взгляды русских мыслительниц на положение женщин в России и практика модернизации женского вопроса. Идейные истоки женского движения в России. Особенности гендерной системы в раннем Советском государстве, деятельность Коллонтай, Залкинд по реорганизации женского вопроса. Складывание гендерной системы эпохи социализма в своеобразии его гендерного контракта: работающая мать – муж\кормилец. Изменения в гендерной системе, привнесенные перестройкой.
Основная литература:

Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002. С. 291 – 309.

Антология гендерной теории. Сб.пер./ Сост., и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Гендерный порядок. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Дополнительная литература:

Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. Спб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2000. С.166-186.

Бовуар С.Второй пол: Т.1. Факты и мифы. Т.2. Жизнь женщины. Пер. с фр./ С. де Бовуар; Общ. ред. и вступит. ст. С.Айвазовой . М., СПб.: Прогресс: Алетейа, 1997.

Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении // Гендерные исследования, № 2/1/ 1999: Харьковский центр гендерных исследований. М.,1999. С.79-87.

Миллетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9. С.147–172.

Сиксу Э. Хохот медузы // Гендерные исследования. №3 (2/1999): ХЦГИ. М., 1999. С.71-88.

Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория / Гендерные тетради. Вып. 1 /Науч. ред. А.А. Клецин. СПб.: СПб ИС РАН, 1997. С.45-93.

Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социс, 2002. № 11. С. 4-15.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21. С. 28-178.
Тема 4 Концептуализация гендера в мужских исследованиях

Понятие маскулинности - коллективные практики, социализация в контексте, символический мир гомосоциальности, его этос, гегемония, субординация, стратификация, маргинальные маскулинности, историческая динамика типов маскулинности (Коннелл, Плек, Тэвеляйт, Брозе, Киммель, Месснер и др.). Теория гегемонической маскулинности Коннелла и ее влияние на гендерную исследовательскую практику. Исследования маскулинности: статистический фон проблем, репрезентативные опросы, качественные исследования.

Основная литература:

Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под ред. Малышевой. М.: Академия, 2001. С. 188-242.

Мещеркина Е. Социологическая концептуализация маскулинности // Социс, №11, 2002. С.15-25.

Дополнительная литература:

Бадентер Э. Мужская сущность / Пер. с англ. М.: Новости,1995.

Кон И. Отцовство как компонент мужской идентичности Эл.ресурс: http://sexology.narod.ru/info164.html

Мещеркина Е. Бытие мужского сознания: опыт реконструкции маскулинной идентичности среднего и рабочего класса // О мужественности, Сб. статей под ред. Ушакина С. М.: Новое лит.обозрение, 2002. С.268-287.

Мид М. Отцовство у человека - социальное изобретение // Семья: Книга для чтения. Кн.1./ Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. М.: Политиздат, 1990. С.205-221.
Тема 5 Язык полов в социальной коммуникации. Гендерная проксемика.

Язык полов или гендерлекты в социальной коммуникации: социальная природа языка мужчин и женщин, языковое поведение полов, когнитивный аспект различий в гендерлектах (Лакофф, Таннен, Мюлен-Акс).

Гендерная проксемика: телесная социализация, хабитус, топология пространств и тел, гендерное измерение пространства, телесные практики, презентация мужского и женского тела в дискурсах (Мерло-Понти, Плеснер, Подорога, Бурдье и др.)

Основная литература:

  • Жеребкина И. М.Фуко: Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1996.№4. С.20-27.

  • Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Изд-во "Институт социологии РАН", 1999. ( Гл.1.Понятие гендер. Философские основы гендерных исследований в гуманитарных науках). С.9-30.

  • Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Изд-во "Институт социологии РАН", 1999. (Гл.2. Развитие гендерных исследований в лингвистике. Методологические вопросы лингвистической гендерологии). С.31-86.

  • Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М.: НЛО, 2002.

  • Тернер Б. Современные направления развития теории тела / Thesis​, 1994,вып.6. С.137-168.

Дополнительная литература:

Женщина и визуальные знаки. Сборник статей под ред. А. Альчук. М.: Идея - Пресс, 2000.

Омельченко Е. Культурная география мужских тел: современный путеводитель // В тени тела. Сборник статей и эссе. Под ред. Нартовой Н.Ульяновск: Изд-во Ульян.Гос.Университета 2008. С.17-45.

Пайнз Д. Язык тела женщины: Пер. с английского Е.И.Замфир под ред. проф. М.М.Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.

7.Образовательные технологии



Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и семинаров, в ходе которых разбираются текст и исследовательские кейсы.

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Финансовые рынки» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Финансовые рынки» для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 040100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Социология гендера» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск