«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников»





Скачать 445.07 Kb.
Название«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников»
страница1/3
Дата публикации18.10.2013
Размер445.07 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2341

«Методическая работа с кадрами по развитию

игровой деятельности дошкольников»

Старшего воспитателя

Бородкиной Валентины Валентиновны

Содержание:





Введение. Историческое значение игры, происхождение и современность.

2

Глава первая. Теоретические основы роли игры в воспитании дошкольников.


4

1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, ее сущность.

4

1.2. Пути оптимизации методического руководства работой педагогического коллектива ДОУ по развитию игровой деятельности детей.

9

Глава 2. Практическая часть. Методическая работа по совершенствованию воспитательно-образовательной работы по развитию предметно-игровой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

15

Заключительная часть.

21

Литература.

22

Приложение.

22


Введение.
Историческое значение игры, происхождение и современность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Детские игры издавна привлекали к себе внимание философов, социологов, биологов, искусствоведов; особенно педагогов и психологов. И главное, что интерес к игре не случаен. Педагоги и психологи интересовались проблемой игры вследствие того исключительного значения, которое она занимает в жизни ребенка; биологов игра интересовала как явление общее животным и человеку; искусствоведов - как зародыш искусства; социологов – как истоки человеческого труда; антропологов и этнографов – как явление человеческой культуры и продукт народного творчества.

Но, несмотря на широкий интерес к проблемам игры со стороны ученых различных специальностей, многие вопросы ее происхождения, формирования и функций до сих пор остаются нерешенными.

История провозглашает семь чудес света, но скромно умалчивает о восьмом чуде света - игре. С изменением социально-политической, экономической жизни требуется пристальное внимание к детской игре.

Игра необходима для полноценного развития дошкольника, это понимают все. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры.

Игры - дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям, способствовали передаче культурных и нравственных ценностей.

Игра вечный спутник детства. Многие, в том числе и подвижные игры детей, можно смело записать в «Красную книгу», они ушли безвозвратно вместе с поколениями старших людей. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самосознания и самовыражения - игра. Поистине - поле чудес. Игра - это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя удобные законы, отдаться мечте и радостям физического, интеллектуального напряжения. Игра - это средство для воспитания положительных взаимоотношений между детьми разного возраста.

В настоящее время необходимо признать, что игра, становится редкой гостьей в жизни дошкольника, «ассортимент» невелик, а формы довольно просты. Исследования последних лет показали, что развитие, виды игры, не слишком распространены среди современных детей, играют в одни те же игры.

Игра «уходит» из детского сада, дети практически перестают играть, редко встречаем подвижную игру во дворах, на улицах. Очень редко образовываются дворовые сообщества, через которые в основном и передавались от одного поколения к другому традиционные игры с правилами. Тем не менее, детям нравится играть в эти игры, если им показать, как это делается. Игра вечный спутник детства. Многие игры детей, можно смело записать в «Красную книгу», они ушли безвозвратно вместе с поколениями старших людей. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самосознания и самовыражения – игра, поистине - поле чудес. Игра - это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя удобные законы, отдаться мечте и радостям физического, интеллектуального напряжения. Игра - это средство для воспитания положительных взаимоотношений, толерантности между детьми разного возраста.

Великая эпоха игры начинается в раннем детстве и никогда не кончается. Многие игры восходят на Олимп вечности, и даже самые простые игры - подвижные - от «лапты» до «чепухи», в которых ребенок, еще не ставший взрослым, проходит репетиции подготовки к будущей жизни, учится понимать прошедшую жизнь, реставрирует очарование прошлых дней, вглядывается в будущее.

Уже поэтому игра, как сказал Я. Корчак - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Мир детской игры во многом определяет настоящее и будущее наших детей.

Игра - это многогранное и разноцветное явление.

Когда корабль возвращается из плавания дальнего, его обязательно чистят, отрывают все коросты, мешающие плавать, заново красят. Не пора ли и нам, педагогам очистить «Корабль Детства» и вернуть детям детское, вечное, истинное - игру.

Взрослым необходимо все-таки взять под свой контроль, ненавязчивый, деликатный, необходимо проверить, что из спроектированной, предлагаемой игры ребята переносят в свою учебную, трудовую, общественную деятельность, а что не переносят и почему. Невозможно детей научить играть, не играя вместе с ними. Склонность ребят к играм можно и должно использовать на благо нашему обществу, воспитывая положительные взаимоотношения между детьми.

Главный выигрыш детских забав - взрослые судьбы.

Чтобы не появилась еще одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить те игровые богатства, что за тысячелетия наработали люди. Игры ребят и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост связывающий поколения.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения, педагогической оценки, художественной литературы, игры. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Целый ряд авторов указывал на воспитательные возможности игр (Кенеман А. В., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Михайленко Н.Я., Артемова П.В., Блошицина Т.С., Осокина Т.И., Лесгафт П.Ф. и др.), в игре формируется и реализуется символическая функция мышления. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности взрослых, их взаимоотношение. Но отсутствие должного внимания, современников, к этой проблеме приводит к снижению воспитательного потенциала игр, которые не в значительной степени проводятся в дошкольном учреждении. Еще одна существенная причина – это нехватка свободного времени, так как из-за введения новых занятий сокращается время на проведение и организацию игр.

При наблюдении за играми выявляется, что у детей дошкольного возраста в недостаточной степени проявляются инициативность, справедливость, взаимопомощь, дружественные отношения. При руководстве играми уделяется незначительное внимание на нравственное содержание ролей, на нравственный аспект игровых действий, больше внимания на физические способности детей.

Цель курсовой работы и состоит в том, чтобы изучить пути методического руководства работой педагогического коллектива детского сада по развитию игровой деятельности детей.

Задачи курсовой работы:

  1. Воздействие педагога на полноту развития игры, детского творчества в игре, системность хорошо организованного руководства игрой со стороны педагога, повышение воспитательной и нравственной ценности детской игры.

  2. Пути оптимизации методического руководства работой педагогического коллектива детского сада по развитию игровой деятельности детей.

  3. Совершенствование воспитательно-образовательной работы по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.



Глава 1. Теоретические основы роли игры в воспитании дошкольников.

1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, ее сущность.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействовать на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительная сила, поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Здесь ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, навыки и привычки поведения, вырабатывается, складывается характер. Это первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений об окружающем мире. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она способствует наглядно-образному характеру его мышления, воображения, эмоциональности, активности и др. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить самолеты и корабли, лечить больных, вкусно готовить, строить дома, быть конструкторами. В игре обнаруживается переживание ребенка, отношение к жизни.

К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающей действительностью, активно действовать в отношении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Игру как деятельность, отличную от других, определяет то, что ее мотив (по Л.С. Леонтьеву) лежит в ней самой. В игре в полной мере выражает себя принцип единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский). В определенном смысле игра является практической формой размышления человечества (ребенка) об окружающем мире, и как таковая, она – прообраз теоретической деятельности. В игре формируется и реализуется символическая форма мышления (Ж. Пиаже). Эти конституирующие особенности роднят игру с творчеством, придают ей поисковый, познавательный характер.

Н. К. Крупская говорила о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой, важно чтобы игру не шаблонировали, а давали простор детской инициативе. Очень важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили свои цели. Процесс самой игры заключается в осуществлении поставленной цели: дети сами вырабатывают план, выбирают средства осуществления его. По мере развития детей, роста их сознательности сложнее ставятся цели, четче планирование, мало-помалу игра превращается в работу.

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – “радость творческая”, “радость победы”. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, такую мысль высказал А. М. Горький.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее, “космонавты” совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; “конструкторы” создают удивительные машины. Л. С. Выготский писал, что игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Выготский Л.С. подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник-изобретатель – создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготавливает мебель.

Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.

Педагогика исходит из того, что в процессе воспитания в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. В детском саду такое единство различных сторон воспитания успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь и в то же время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым оказывается эффективным средством гармонического развития личности ребенка дошкольного возраста, а также формой организации содержательной жизни в детском саду. Организует и направляет всю воспитательно-образовательную работу, в том числе и игры, воспитатель.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях.

Усвоение и расширение знаний о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии; но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершаются не с теми орудиями, инструментами, которыми действуют взрослые, а с их заменителями.

Естественно, что способы действий будут зависеть от различий в умениях и навыках детей. При этом надо, чтобы ребята не только умели использовать готовые игрушки, но и видоизменять их, используя проволоку, камушки, картон, фанеру и др., или делать самим необходимые игрушки для своей игры; помимо того, они должны иметь навыки конструирования из строительного материала.

Важное значение для игры имеет развитие у детей навыков самоорганизации. Старшие дошкольники уже должны уметь самостоятельно выбрать тему и роль, продумать содержание игры и ее ход, определить, какое оборудование (строительный материал, игрушки) необходимо для осуществления задуманного.

Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создается коллектив. В дружном коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты.

Важное, для понимания игры как средства воспитания, имеют взгляды классиков советской педагогики Н. К. Крупской и А.С. Макаренко. Крупская подчеркивала, что совместные, коллективные игры являются той специфической для детей, особенно для дошкольников, формой деятельности, в которой, как в фокусе, отражаются различные стороны их жизни. Она говорила, что игра имеет громаднейшее значение. Если дети не играют - это никуда не годится, это значит, что ребята или больны, или перепедагогизированы.

Очень важны коллективные игры, в которых дети сами придумывают цели. Играть ребята должны… потому что тут они учатся самообладанию. Когда ребенок бежит в другую сторону или нарушает игру, против него восстает общественное мнение, ребенок научается собой управлять.

У детей, указывал А. С. Макаренко, есть страсть к игре. Ребенок играет даже тогда, когда ему дают серьезное дело. Сам труд в этом случае приобретает для него характер увлекательной игры, что убедительно подтверждает вся практика работы Макаренко. Вся жизнь детского коллектива должна быть пропитана игрой, только в этом случае можно говорить об эффективном формировании у ребенка чувства долга, товарищества, коллективизма, толерантности.

В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал, строил, только тогда можно воспитать у него инициативу, настойчивость, изобретательность. Но это никоим образом не отрицает роли воспитателя, педагога в организации игровой деятельности детей. Правильное, основанное на доверии и авторитете руководство играми – залог успешной организации детского коллектива.

Ребенок в дошкольном возрасте делает первые шаги в установлении коллективных связей, и поэтому они еще неустойчивы, он не имеет достаточных навыков к совместным действиям, что не может не накладывать своего отпечатка на работу воспитателя по организации игровой деятельности детей и ее использования в целях воспитания.

Педагог должен использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: ее содержание, игровые роли, правила, преодоление определенных трудностей при формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.

Что игра детей – зеркало общества, тонко подметил чешский писатель-патриот Юлиус Фучик. Отражение жизни общества в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в обращении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их действиях, поступках, разговорах и репликах.

Развитие содержания и воспитание нравственных чувств в игре происходит в тесном единстве с процессом обучения. Игры детей, по большей части отражающие жизнь людей общества, их деятельность, их отношения друг с другом, отличаются богатством и разнообразием тематики. Они помогают детям усваивать нормы общественного поведения, учиться внимательно, доброжелательно, заботливо относиться друг к другу, хорошо и дружно трудиться, быть вежливыми.

Выполняемая ребенком роль в игре. Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, как надо перевоплощаться. Роль, выполняемая ребенком в игре, будь то капитан летчик, полярник или строитель, оказывается в руках педагога очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей, воспитания в них чувства коллективизма.

Каждая игра ведется по определенным правилам. Эти правила диктуются содержанием игры, они всегда связаны с воспроизведением действительных отношений людей. Беря на себя роль, ребенок значительно легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие. Играя, ребенок отождествляет себя с взрослым человеком, он действует, как врач, космонавт, строитель, капитан, при этом неукоснительно соблюдая все требования, связанные с ролью. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих.

Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей. При проведении совместных игр детей воспитатель сталкивается с немалыми трудностями, так как в процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. В процессе развития игры и формирования детского коллектива в ней такие трудности преодолеваются, у детей воспитываются положительные черты характера и изживаются отрицательные.

В коллективной игре сталкиваются не только характеры, но и замыслы. Согласование замыслов, действий тоже одна из трудностей совместных игр детей. Одному кажется, что его выдумка интересней, другому – что его мысль занимательней. Это может подчас привести к ссоре и конфликту между участниками. Решение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств детей и организации детского коллектива.

Преодоление конфликтов дает возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость, сознание необходимости поступиться своим желанием ради совместной деятельности. Чтобы игра получилась увлекательной и дружной, ребенок должен, может быть вопреки своему желанию. Согласовать свои действия с действиями товарищей, подчиняться правилам игры, выработанным самими играющими.

Успех воспитания ребенка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником т.д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями.

Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Содержание игры и выполнение ролей в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и оказывая друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, - все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.

1.2. Пути оптимизации методического руководства работой педагогического коллектива ДОУ по развитию игровой деятельности детей.
В дошкольном детстве взрослый выступает перед ребенком в двух ипостасях. С одной стороны, это конкретная личность, со своими индивидуальными смыслами и отношениями, с другой – носитель образцов человеческой культуры. Еще один момент общения связан со способом действия. Здесь взрослый выступает как носитель норм и образов действия. В процессе взаимодействия со взрослым ребенок вбирает в себя, как губка, те способы действий и типы взаимоотношений, которые ему демонстрирует взрослый. Затем, в процессе игры, сначала совместной со взрослым, потом – со сверстником, ребенок присваивает эти нормы, пропускает их через себя, делает их своими.

Задача окружающих ребенка взрослых людей заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога.

Исследования, проведенные Е.П. Емельяновой, Г.В. Ильиной и Р.Ф. Астаховой, показали, что подавляющее большинство воспитателей отводят игре одно из первых мест в жизни ребенка. Кроме того, все считают необходимым ориентироваться на индивидуальные особенности детей, однако на практике далеко не все умеют и стараются их учитывать.

Практика свидетельствует о том, что в детских садах игра все больше и больше отодвигается на второй план. Бытующее в ДОУ г. Москвы явление, когда из года в год до самого выпуска в школу детей обучают только конкретным навыкам, правилам поведения, знаниям, приобрело масштабы настоящего бедствия. Когда комплексные и парциальные программы приносят достаточно ощутимый результат, который выражается в оценке воспитанности и обученности детей, то следовательно встает вопрос о поиске путей дальнейшего повышения эффективности и совершенствования качества воспитательно-образовательного процесса и методической работы ДОУ. В связи с этим создание благоприятных условий для успешной методической работы с воспитателями дошкольного учреждения необходимо отнести к приоритетным направлениям современного дошкольного образования. Это связано с тем, что многие детские сады начинают работать в инновационном режиме, пытаясь внедрить новые формы дошкольного образования, т.е. образовываются: группы кратковременного пребывания, семейные консультативные пункты, центры игровой поддержки, лекотеки и т. д.. Опыт работы показывает, что часто «забываются» такие хорошие знакомые, аксиоматичные вещи, как существование методической работы по развитию игровой деятельности воспитанников, организация тематического контроля над обучение игре детей раннего и младшего возраста и развитием игры у старших дошкольников.

Во многих детских садах перекрыт доступ детей к игровому творчеству, а игра из ведущей творческой деятельности превратилась в средство диктата. Сама способность к игре, желание играть погребены под грузом других проблем (обучения, боязни проверок, пожеланий родителей): «Они сами играть не умеют, только беготней занимаются!». Таким образом, самостоятельная игра детей воспринимается воспитателем как беготня, которую нужно регулировать или вообще не допускать ее возникновение. Обращает на себя внимание тот факт, что во многих детских садах деятельность воспитанников задается исключительно взрослыми и зачастую, с точки зрения детей, лишена смысла, так как не отвечает их потребностям и интересам. А результатом всего этого является снижение качества воспитательной работы, различные недостатки в психическом развитии детей, ухудшение их здоровья. Что уж тут говорить об учете индивидуальных потребностей и возможностей детей в игре.

Педагоги детских садов не хотят видеть, что неумение играть и низкий уровень подготовки детей к школе – это и причина, и следствие неумение их реализовывать индивидуальный подход к детям, и не учитываются индивидуальные особенности при организации детских игр. А ведь прогресс психического развития ребенка, достигнутый в игре, существенно влияет на возможность его систематического обучения в школе и способствует совершенствованию его реальной нравственной позиции в среде сверстников и взрослых, расширяет сферы интересов детей, способствует возникновению интереса к знаниям – что является основой учебной деятельности. Воспитателю, наверное, проще использовать готовые конспекты по развитию предметно-игровой и игровой деятельности детей. С точки зрения детей, такая игра лишена смысла, т. к. не отвечает их потребностям в игровой деятельности, зачастую дети играют в «неинтересные, устаревшие» игры.

Наряду с позитивными процессами реформирования системы образования, расширения вариативности образовательных программ идет значительное нарастание умственных и физических нагрузок у воспитанников детских садов. Стремясь удовлетворить потребности родителей по обучению детей, детские сады расширяют спектр дополнительных образовательных услуг. Усиленное внимание к интеллектуальному развитию детей зачастую оставляет за рамками его физическое и эмоциональное состояние, что неизбежно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка.

Как показывает практика, педагогический процесс, особенно у воспитанников старших и подготовительных групп, нередко носит учебно-дисциплинарный характер, на занятиях используется школьная форма организации обучения детей. Между тем ведущей деятельностью, определяющей формирование личности в дошкольном возрасте, является игра.

Напомним, что при реализации взрослыми руководства игрой предпочтительны следующие приемы: указание и показ действия – как прямые приемы руководства игрой, вопрос и проблемные ситуации – как косвенные. Конфликты, возникающие в процессе игры, большинство взрослых решают при помощи советов и напоминаний нравственных норм, но нередко встречаются и силовые способы решения конфликтов.

В связи с этим появилась необходимость разработать конкретные пути оптимизации педагогического руководства игровой деятельностью.

Основной задачей первого этапа работы с педагогами является обсуждение вопросов теории и практики, результатов анкетирования педагогов и родителей воспитанников. Для этого используются разнообразные формы совместной работы – такие, как консультации, семинары, обсуждение проблем в рамках проведения заседаний «круглого стола», диспуты.

На одном из педагогических советов можно в режиме «мозгового штурма» поставить перед воспитателями вопрос о том, что «в настоящее время скапливается все больше фактов, вызывающих сомнение в правильности и абсолютности утверждения об игре как ведущем виде деятельности». Например, исследования Н.Н. Поддьякова и его единомышленников свидетельствуют о том, что ведущей деятельностью дошкольника является не игровая деятельность, а деятельность экспериментирования. Подробно технологию проведения такого педагогического совета можно изучить в книге Т.В. Чирковой «Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования» (М., 1998).

В рамках «круглого стола» можно предложить воспитателям разработать собственную концепцию руководства игрой дошкольника в ДОУ, взяв за основу, например, разработки Пермского государственного педагогического университета или психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

На следующем педагогическом совете воспитателям предлагается обсудить современные подходы к классификации детских игр, их достоинства и недостатки. Для этого можно познакомить их с одной из последних классификаций, разработанной С.Л. Новоселовой и представленной в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997).

С.Н. Новоселова выделяет три класса игр.

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

  • игра-экспериментирование;

  • самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

  • игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

  • досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

  • традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым играм).

После ознакомления с классификацией можно провести конкурс на знание детских игр. В первом туре весь коллектив делится на команды, которые по очереди предлагают название игр каждого вида. Выигрывает та команда, которая назвала больше игр. Во втором туре можно организовать разыгрывание командами в виде пантомимы отрывков из разных игр. Противники команды, показывающей пантомиму, должны отгадать, какая игра разыгрывается.

На одном из диспутов могут обсуждаться вопросы, связанные со спецификой игрушек для сюжетных игр, а также целесообразностью и особенностями использования игрушек-заместителей. В этом случае педагогам предлагается разделиться на две группы для обоснования разных точек зрения.

В первой группе педагоги доказывают, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть много и разных, а использование игрушек-заменителей необязательно. Во второй группе педагоги утверждают, что игрушка должна быть многофункциональной, игрушки должны меняться одновременно, их не должно быть чрезмерно много. Присутствие игрушек заменителей обязательно. При этом педагоги аргументируют свое мнение ссылками на особенности психического развития ребенка, психологические основы теории развития игры.

В ходе второго этапа проводится серия тренингов с целью закрепления знаний практических материалов и приемов руководства детской игрой в русле педагогики сотрудничества. Все дело в том, что ни все педагоги точно представляют назначение предметов-заменителей, и не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Не в полной мере используются развивающие функции игры – дети просто манипулируют предметами. Поэтому сужается поле для применения условности и творчества в игре. Недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей. В связи с этим рекомендуется проведение разнообразных деловых игр, в процесс которых осуществляется обучение педагогов приемов использования разнообразного «арсенала» игровых средств.

Тренинги помогают педагогам оказаться как бы «внутри» игровых ситуаций, возникающих в самостоятельной игре детей, представить и отобразить соответствующие действия детей, их непосредственные переживания в игре, а затем адекватно их оценить с педагогической точки зрения.

На третьем этапе проводится умение правильно диагностировать игровую деятельность дошкольников. Необходимо проводить целенаправленные наблюдения за спонтанной и стимулирующей деятельностью детей, вести анализ конкретных ситуаций возникающих в процессе игровой деятельности.

Для решения проблем, связанной с мотивацией детей к игровому сотрудничеству, психологи Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина предлагают провести исследования по изучению создания совместной игры и труда как различных видов деятельности.

Подготовка исследования. Подобрать пять картинок с изображением детей, которые трудятся, пять картинок с изображение играющих детей, два конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом – мяч).

Проведение исследования. Во всех сериях участвуют одни и те же дети 5-7 лет.

Первая серия. Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсудить вместе с ними, в какую игру и как они будут играть. Далее дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает и фиксирует их действия.

После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».

Вторая серия. Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить вместе с ними, что и как они будут делать. Далее дети играют трудятся самостоятельно. Педагог наблюдает и фиксирует их действия.

После окончания труда каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей длят труда, чтобы вместе потрудится ? Почему ты трудился, а не занимался чем-нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».

Третья серия. Ребенку дают два конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом – картинки, с изображением играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «Почему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?»

Обработка данных. Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются. Сравнивают данные по сериям эксперимента.

Эффективность подобных исследований выше если педагоги проводят систематические наблюдения за игровой деятельностью детей. В этих целях старшими воспитателями разрабатываются памятки к наблюдению игровой деятельности и к ее анализу. Кроме совершенствования умений и навыков диагностики игры, педагоги осуществляют решение разнообразных проблем, связанных с руководством игровой деятельности детей. На эту тему можно провести конкурс профессионального мастерства. Педагогические ситуации и задачи для этого конкурса можно взять из «практикума по дошкольной педагогике» Г.С. Красницкой , Б.Р. Борщанской и др. (М., 1996).

При анализе педагогических ситуаций рекомендуется:

  • предложить слушателям зрительно представить ее;

  • припомнить, приходилось ли когда-либо сталкиваться с подобной;

  • вычленить каждое действующее лицо и попытаться представить, чем могло быть вызвано то или иное действие, высказывание ребенка или взрослого;

  • подумать, какие дополнительные вопросы хотелось бы задать автору описания, чтобы яснее представить ситуацию, сделать собственные выводы, дать их обоснование.

При решении педагогических задач от педагогов требуется проанализировать условия решения и спроектировать свое поведение как педагога. Например, подвижные игры на прогулке часто заменяют самостоятельной игровой деятельностью. Которая в последнее время становится менее разнообразной. Воспитатели чаще наблюдают за детьми, нежели организовывают игры. Между тем в любых играх ребята учатся согласовывать свои действия. Учитывая желания и потребности партнеров. Такие проявления взаимодействия возможны, если педагог при руководстве игрой обращает должное внимание на нравственное содержание ролей, игровых действий, необходимость выполнения правил. Процесс «сговаривания или решения в какую игру будут играть» дается детям трудно, они не всегда понимают друг друга. Поэтому воспитателю необходимо заранее продумать варианты игр по заданной проблематике. Они должны не повторять известные игры, иметь какой-либо новый элемент, новое решение проблемы.

Последнее задание конкурса может быть связано с выполнением «домашнего задания» - с написанием эссе, стихотворения посвященное детской игре или еще чего-то другого.

Совершенствованию аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умений воспитателей, руководящих игровой деятельностью детей, способствуют разнообразные формы проведения консультаций, семинаров-практикумов, тренингов, педагогических советов в детском саду и также нетрадиционные формы общения с родителями.

Воспитатели и родители должны знать и понять, что, используя игру как форму организации жизни детей, надо добиться того, чтобы эта жизнь была детям интересна, содержательна, развивающая и творческая, легка для всего детского коллектива и для отдельного ребенка. Необходимо чтобы в игре были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconНаучно-методическая работа с педагогическими кадрами в межкурсовой период в 2014 году
Научно-методическая работа с педагогическими кадрами в межкурсовой период в 2014 году. / под ред. В. В. Зарубиной. — Ульяновск, 2013....
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconКонкурс "Методическая идея!"
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconМетодическая работа 2012 – 2013 уч г
Методическая тема: Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconКонспект занятия по развитию представлений дошкольников о человеке...
Она направлена на развитие у детей разносторонних творческих возможностей, что достигается при помощи различных видов деятельности:...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconЛ. Г. Глухих культура празднично-игровой деятельности
Глухих Л. Г. Культура празднично-игровой деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconСообщение к семинару «Развитие игровой активности дошкольников в соответствии с фгт»
Мбоу «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района московской области
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с тканью и бумагой способствует развитию у детей, с нарушением интеллекта, координированной деятельности различных анализаторов,...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconГодовой план работы бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Методическая работа (педсоветы, консультации, смотры-конкурсы, недели творчества, работа методического кабинета, осуществление деятельности...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconЛогопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе...
Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconПравила приема граждан в мбоу «Шакуловская оош»
Локальные акты, регламентирующие правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами)
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель физического воспитания в школе содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель физического воспитания в школе содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconДоклад в сопровождении презентации: «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»
Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы доу и результатами деятельности педагогического коллектива...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconСентябрь 2012 года 27 сентября – День дошкольного работника. Работа с кадрами
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
«Методическая работа с кадрами по развитию игровой деятельности дошкольников» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по освоению...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск