Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса»





НазваниеТема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса»
страница1/3
Дата публикации22.10.2013
Размер0.59 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА:

Методика организации кружковой работы по технологии:

«Объемное литье из гипса».



Выполнил:

Шереметьев И.Л.,

_____________
Научный руководитель:

Леонтьев А.В., доктор педагогических наук, профессор

________________________
ВКР защищена

«____» _____________2011 г.

Оценка _________________
Председатель ГАК

_________________

Казань, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЫ

1.1 Сущность внеклассной работы, её цели и задачи……………………….6

1.2 Формы и функции внеклассной работы……………………………….…7

1.3 Специфика содержания внеклассной работы, её методы и средства…..9

1.4 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной

работы………………………………………………………………………… 10

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ВНЕКЛАСНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. ЛИТЬЕ ИЗ ГИПСА

2.1. Требования к внеклассной работе. Организация внеклассной работ..…14

2.2. Литье из гипса как отрасль декоративно-прикладного искусства …..…20

2.3. История лепнины……………………………………………………..……24

2.4. Инструменты и приспособления, методика изготовления эластичных и жестких форм…………………………………………………………..…….....30

2.5. Литье из гипса…………………………………………………………..….35

ГЛАВА 3. ВНЕКЛАСНАЯ РАБОТА ПО ТРУДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

3.1 Разработка Модуля "Формообразование. Литье из гипса. Изготовление подарочного пасхального яйца"…………………………………………….…38


3.2. Разработка Модуля «Формообразование. Литье из гипса. Изготовление подарочных копилок к 23 февраля и 8 марта»……………………….………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ...50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Авторская программа курса «Объемное литье из гипса» ………………………………………………………………………………..…56
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни.

Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускают отвлечений, даже, когда группа (класс) остро интересуется каким- либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками.

Учитель должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать их запросы, исходя из уровня развития школьников.

Если обратиться к источнику под редакцией В.Я.Никитина «Словарь педагогических терминов» то, «Внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка».

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам.

Творческая личность- личность, которая не боится конфликтов с собой и окружающей деятельностью. Её самая главная характеристика - смелость.

Считаю, свою тему актуальной, так как во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенно внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

Главная задача обучения состоит в том, чтобы не просто сообщить учащимся определённый объём готовых знаний, а научить их приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. И сама потребность в творческой деятельности не возникает вдруг. И надо постоянно формировать, опираясь на личные качества каждого учащегося. При изучении технологии в школе важно создать условия для возможно более полного развития творческих способностей учащихся.

Тема исследования. Формирование предметных знаний и умений по «Объемному литью из гипса» у учащихся 5-7-х классов в процессе кружковой работы.

Объект исследования. Организация внеклассной работы учащихся 5-7 классов по декоративно прикладному искусству в ходе кружковых занятий по «Объемному литью из гипса».

Предмет исследования. Содержание и методика обучения учащихся 5-7-х классов технике «Объемное литье из гипса» в процессе кружковой работы.

Цель исследования. Разработать методику обучения школьников «Объемному литью из гипса» на кружковых занятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические основы организации внеклассной работы учащихся.

2. Разработать авторскую программу обучения учащихся 5-7-х классов по теме «Объемное литье из гипса» в процессе кружковой работы: разработать календарно-тематический план, план-конспект уроков, практические и контрольные задания к ним.

3. Выявить эффективные формы и методы обучения школьников объемному литью из гипса.

4. Экспериментально апробировать методику обучения школьников «Объемному литью из гипса» на кружковых занятиях.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЫ
1.1 Сущность внеклассной работы, её цели и задачи.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.

Во-первых, разнообразная вне учебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Цели и задачи внеклассной работы:

1) Формирование у ребёнка положительной «Я- концепции», которая

характеризуется следующими факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

б) убеждённостью в успешном овладении или тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости;

2) Формированием у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации, ребёнок должен, положительно относится не только к себе, но и к другим людям.

3) Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков.

4) Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладения нравственными понятиями.

5) Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и вне учебной деятельности, т. к. внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счёте, направлена на повышение эффективности учебного процесса [ 4 ].
1.2 Формы и функции внеклассной работы
Формы внеклассной работы – это не условия, в которых реализуется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создаёт сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения – КВН, «Что ?Где? Когда ?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонёк» и т. д..

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнёру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты «Мисс…..», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я- концепции».

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позицией её цели, задачи, функции.

Функции внеклассной работы. Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника. Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включения их в соответствующую деятельность.

1.3 Специфика содержания внеклассной работы. Её методы и средства.

Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:

- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

- во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки (занимательная азбука, весёлая математика и т.д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел (вечер сказок, викторина «мой любимый город») коммуникативные умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные сюжетно-ролевые подходы, игры).

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса положительной мотивации в обучении совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, т.к. в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных подвижных играх, спартакиадах, походах.

Трудовая деятельность - отражает содержание различных видов труда; бытовую, ручную, общественную, полезную, обслуживающего. Для педагога предстоят определённые трудности в организации трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который даёт разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников.

Творческая деятельность - предполагает развитие склонностей, интереса детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунков, театр, дизайн- клуб.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое, на него оказывает влияние следующие факторы:

    1. традиции и особенности школы;

2)особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3)особенности самого учителя, интересы, склонности, установки.
1.4 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная вне учебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ребенок приобретает умения и навыки [10].

Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше, а уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания- усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1.Традиции и особенности школы;

2.Особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3.Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуются ее содержание.

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы, и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.

Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа.

По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[4]

Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в

профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

По мнению О.Е. Лебедева, кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личности проблем:

-выбор взглядов, позиций, ценностей;

-развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

выбор среды развития, среды общения [13].
ВЫВОДЫ:
Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения.

Таким образом, внеклассная работа имеет свои особенности, требования, цели, задачи, обладает возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью кружковой работы является: всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей; создание условий...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconПроверялись вопросы: охват учащихся кружковой работой, в том числе «трудных»
Цель: Изучить состояние кружковой работы в школе; оценить ее эффективность и влияние на развитие творческого потенциала учащихся
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Методика преподавания технологии»
Формы организации занятий учащихся по основным образовательным областям технологии
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconТема методика организации внеклассной работы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» icon«Инновации в области применения гипса в строительстве»
Вас принять участие в работе Международного научного симпозиума «Инновации в области применения гипса в строительстве» (далее – Симпозиум),...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы
Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изготовление кукол не требует каких-либо сложных приемов и инструментов, поэтому доступно детям дошкольного возраста. Представленный...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:...
Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кабинет информатики – элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков по программе предмета «Информатика...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов,...
Рецензент: к м н., доцент кафедры организации и технологии коммерции гоу впо пи(ф) ргтэу бармина Э. Э
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной работы и кружковой работы по дисциплине
Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории...
Тема: Методика организации кружковой работы по технологии: «Объемное литье из гипса» iconНазвание периодического издания
Основные приемы и технологии в работе преподавателя курса орксэ. Методика работы с иллюстративным материалом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск