Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.7 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер117.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Методическая разработка урока по теме:

«Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития»

(из опыта работы)

Учитель истории и обществознания: Бочарова Е.А.

Кривецкий филиал МБОУ СОШ № 1 с. Доброе

2012

Тема урока: «Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития»

Цели урока: обобщить, систематизировать учебный материал о содержании и сущности перестройки в СССР; определить значимость, итоги и значение перестройки в становлении демократического государства в нашей стране; отношение общества к перестройке. Формировать у учащихся активную жизненную позицию, использовать методы проблемного обучения по развитию знаний, умений, навыков в работе с источниками, учить делать выводы и обобщения по теме; формировать навыки исследовательской работы.

Оборудование урока: компьютер, УМК А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России XX - начало XXI века, 9 класс. Москва «Просвещение», 2010 г.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Жизнь на русской земле не скоро станет прекрасна.

Но завтрашние русские люди будут знать твёрдо,

Что приблизить «доброе, новое время»

Зависит от них самих, что его надо не ждать,

А торопить, не призывать, не приколдовывать, а делать.

Так всегда бывает в творческие эпохи.

В. Ходасевич

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях урока.

2. Аналитическая беседа с учащимися.

Слово учителя:

- На уроках по истории России мы вели с вами разговор о событиях в стране второй половины 80-х годов XX века.

- Как этот период характеризуется в истории России?

- Что означает слово «перестройка» в широком значении?

- Каковы причины перестройки?

- Какой смысл вкладывали вдохновители перестройки в цели и задачи?

- Как вы думаете, такой подход предполагал полную ликвидацию командной системы?

Давайте совершим экскурс в историю и вспомним, при каком политическом режиме были заложены основы командной системы? Каковы черты тоталитарного режима? (рис. 1)

Однопартийная система

Монополия

коммунистической партии на власть



Террор репрессии

Нарушение прав и свобод личности






Вождизм

Культ личности

Государственный контроль



Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Контроль над внутренним миром человека


Рис.1. Черты тоталитарного режима

- Кто является организатором перестройки?

Задание учащимся: 1) работая с учебником, познакомьтесь с биографией М. С. Горбачёва и выберете личностные качества лидера, которые, на ваш взгляд, способствовали проведению реформ в стране;

2) работая с документом «Выступление М. С. Горбачёва на Минском тракторном заводе», ответьте на вопросы учителя (изображение 1):

- как политический лидер объяснял необходимость перемен в стране?

- убедила ли вас позиция М. С. Горбачёва о необходимости этих перемен?

Изображение 1. Пребывание М. Горбачева в Минске. Место: Белоруссия, Минск.
«Только на первый взгляд может казаться, что всё было тогда нормально. Уже в начале 80-х годов стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в 2 раза, а потом дошёл до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла, цемента в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемые ресурсы, хорошие коньюктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы – выкручивались за счёт этого. А потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных – за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась: добавлю и другие причины – наша экономика перегружена отраслями тяжёлой промышленности, у нас огромные затраты на оборону, если ещё вспомнить, что происходило в политическом процессе – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что – то делать на предприятии, в регионе, в республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса: крестьянства и интеллигенции». (Из выступления М.С. Горбачёва на Минском тракторном заводе 26 февраля 1991 г).

Учащиеся делают вывод о необходимости преобразований в стране.
Задание: соотнести элементы кризисных явлений со сферами общественной жизни (см. табл.1).

Таблица 1

Элементы кризисных явлений

Сферы общественной жизни

  1. Уравниловка в оплате труда

  2. Экстенсивный путь развития

  3. Монополия КПСС

  4. Отсутствие гласности

  1. Духовная

  2. Политическая

  3. Экономическая

  4. Социальная



- Каково же содержание и сущность реформ перестройки?

Нам необходимо заполнить схему-конспект на рис. 2.


Цели перестройки:

Совершенствование социализма

Очищение его от сталинизма

Возврат к ленинским истокам




Осуществление



Осуществление


Обострение межнациональных противоречий

Реформа политической системы

Попытки реформирования КПСС

Многопартийность

Политика ускорения социально-экономического развития (1985 г)

//-//-//-//-//-//-//-//

//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-

//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//-//



Августовские события (1991 г




Итоги

Распад СССР и образование СНГ

Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть

Начало перехода к рыночной экономике



Рис. 2. Схема-конспект: цели, осуществление и итоги перестройки

Соотнесите свои записи в тетрадях со схемой, представленной на рисунке 3.


Цели перестройки:

Совершенствование социализма

Очищение его от сталинизма

Возврат к ленинским истокам


Осуществление


Обострение межнациональных противоречий

Реформа политической системы

Попытки реформирования КПСС

Многопартийность

Политика ускорения социально-экономического развития (1985 г)

Подготовка нового союзного договора

Реабилитация политических деятелей

Попытки ввести хозрасчёт предприятий (1987 г)





Августовские события (1991 г )



Итоги

Распад СССР и образование СНГ

Ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть

Начало перехода к рыночной экономике


Рис. 3. Схема-конспект: цели, осуществление и итоги перестройки
Задание: Определите, где данные схемы – конспекта содержат материал о частичных преобразованиях в стране, а где мы видим переход к новой модели развития?
Слово учителя: История становится ближе, если события изучаются не только на уровне страны, но и региона, села. Группе учащихся класса было предложено задание провести социологическое исследование на территории села Кривец по теме «Перестройка. Моё отношение к её последствиям».

Проект учащихся о социологическом опросе населения.

В социологическом опросе участвовали жители с. Кривец разных возрастных групп:

I. От 18 до 35 лет;

II. От 35 до 60 лет;

III. От 60 до 75 лет.

Всего было опрошено 60 человек.

Жители с. Кривец отвечали на вопрос: как вы относитесь к результатам и последствиям перестройки?

В первой группе все 20 человек отметили положительные моменты перестройки: реабилитация политических заключённых, свобода слова, демократические выборы.

Во второй группе из 20 опрошенных мнения разделились: 12 человек заявили о демократических преобразованиях в стране (альтернативные выборы, многопартийность); 6 челок обратили внимание на утрату нашей страной статуса великой державы. По их мнению, в этом виновата политика перестройки. Двое опрошенных заявили, что перестройка не принесла ничего хорошего, но и плохого они в ней также не увидели.

В последней группе из 20 опрошенных 10 человек высказали своё мнение, что перестройка привела к ликвидации совхоза «Кривецкий», в селе более 150 человек трудоспособного возраста потеряли работу. 8 человек сказали, что результатом перестройки стал распад СССР как великой державы; а 2 человека не смогли высказать своей точки зрения по этому вопросу.

Результаты соцопроса приведены в гистограмме, из которой видно, что 24 человека (40%) отметили негативные последствия перестройки, 32 человека (53 %) отметили положительные результаты перестройки, оставшиеся 4 (6%) человека в ходе опроса не смогли однозначно оценить итоги перестройки (см. Рис. 4).

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

18-35 лет
















 

 

20-полож
















 

 

33%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35-60 лет

 

60-75

 

 

 

 

 

 

 

18-отрицат




 

 

участники

 

 

 

 

 30%

 

 

 

 

 

12-полож

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-отрицат

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2- воздержались

 

2-не смогли ответить

 

 

 

 

 

3%

 

3%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показатель опроса













 

 

 

 

 

 

 

 

 




Рис. 4. Социологический опрос населения c. Кривец о значении перестройки в цифрах
Вывод: старшее поколение с. Кривец критически относится к итогам перестройки; молодое поколение обращает внимание на демократические процессы в обществе, связанные с перестройкой; однако среди опрошенных присутствует небольшая группа людей, которые не смогли конкретно определить значение и последствия перестройки для общества.
Слово учителя: В обыденном сознании людей существовало 3 точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

- не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне;

- кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы;

- перестройка – это цель заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

- К какой точке зрения вы склоняетесь? Аргументируйте свой ответ.

Внимание обучающихся обращается к высказыванию В. Ходасевича – известного поэта, публициста, критика 20-30 годов прошлого века, который вынужденно покинул страну. Учащимся предлагается определить связь эпиграфа к уроку с событиями перестроечного периода. Сделать выводы об актуальности высказывания В. Ходасевича.

Домашнее задание: даётся по группам дифференцированно

1 группа. Подготовить сообщение о перестройке в различных сферах общественной жизни.

2 группа. Составить таблицу о плюсах и минусах перестройки.

3 группа. Ответить на проблемный вопрос. Какова роль гласности в стране? Почему она необходима? Может ли гласность навредить?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск