Скачать 85.5 Kb.
|
Конспект учебного занятия « Избирательная система в Российской Федерации» Учитель обществознания МОУ «СОШ № 3» г. Южноуральска Челябинской области Абросимова Галина Михайловна Возрастная группа: 11 класс Цель: Создать условия для развития правовой культуры будущих избирателей, активной гражданской позиции. Задачи:
После изучения данной темы школьники должны знать / уметь: - понятия: выборы, избирательное право ( активное, пассивное), избирательная система (мажоритарная, пропорциональная), кандидат, избиратель, электорат, избирательный округ, бюллетень и т.д. - объяснять : принципы демократического избирательного права; - характеризовать типы избирательной системы, основные функции органов государственной власти. Форма учебного занятия: урок – проект. Резюме проекта По профилю знаний: обществознание 11 класс Межпредметные связи: история, право По числу участников: групповой По уровню контактов: внутришкольный проект, организуемый на уроках обществознания По продолжительности: краткосрочный ( 2 урока) Тип проекта: информационный, познавательный Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебные пособия по истории, праву, энциклопедии, Интернет- ресурсы. Проблема. Учебное пособие по обществознанию не раскрывает достаточно полно историю развития избирательной системы, не рассматривает связь традиционных исторических проблем с задачами современной науки и общественной жизни. Почему? Понимание истории развития избирательной системы позволит учащимся более осознанно подойти к изучению разделов обществознания, сформировать целостный взгляд на мир, задуматься над вопросами, которые ставит обществознание, определить свою позицию. Что делать? Познакомить с историей развития избирательной системы посредством самостоятельной и групповой работы, выполнения творческих заданий. Как?
Что получить (результат):
Какие задачи решает проект? Познавательные ( знания об истории избирательной системы), Развивающие ( информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной работы и работы в группе), Воспитательные ( формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции). Введение в проект Занятие «Избирательная система» Ход:
«Человек не может жить один без выбора; он всегда стоит перед выбором. Элементы первичного, родового народовластия принято называть первобытной демократией. В те первобытные времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом «властвования», хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции. В Vв. до н.э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавшей с годами правления первого стратега Перикла. По иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» там были куриатные комиции, в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важных дел. Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить новгородское вече- орган прямой демократии. В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. Предтечей современной нижней палаты Федерального собрания – Государственной думы была созданная Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 года Государственная дума Российской империи. По Манифесту, этот орган власти был чисто монархическим учреждением, однако принятая уставом Думы система выборов вводила в нее зародыши парламентаризма. В современной России граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени. Тема занятия: «Избирательная система в РФ» Цель: приобретение дополнительных знаний в области избирательного права. Рассмотрев тему «Избирательная система в РФ», вы сможете: - Объяснить значение понятий: «Избирательное право, избирательная система, кандидат, избиратель, электорат, избирательный округ, бюллетень, избирательная комиссия», - объяснить сущность права выбирать как меры свободы и справедливости, - работать в группе, выступать публично, - работать с документами, - разбирать ситуации, - задуматься о своем вкладе в построение правового государства и активном участии в политической жизни страны. «Глаза у нас намного выше ног, В том смысле вижу я особый знак: Мы все сотворены, чтоб каждый мог Все осмотреть пред тем, как сделать шаг. Х Х Х Каждый выбирает для себя, Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею Каждый выбирает для себя!» Какое смысловое значение имеет понятие «ВЫБОР»? ( ответы учащихся) Таким образом, понятие «выбор» тесным образом связано с правом человека выбирать и быть избранным. Что такое избирательное право? Опираясь на текст Конституции РФ, толковый словарь дайте определение понятия. ( ответ учащихся) Понятие «избирательное право» тесным образом связано с понятием «избирательная система». Всегда ли избирательная система была такой, какой мы видим ее сейчас на современном этапе? Задания по группам. 1 группа: дать информацию об избирательной системе в Российской империи (начало ХХ века) док-т 1,2. 2 группа: информация о советской политической системе ( док-т 3,4). 3 группа: Политическая система Российской Федерации (док-т 5,6). Реализация проекта: Мы рассмотрели теоретические аспекты темы «Избирательная система в РФ». Предлагаю вам принять участие в проекте, в ходе реализации которого вы сможете:
( определение заданий) Задание 1 группе:
Задание 2 группе:
Задание 3 группе:
Представление результатов проектов. Подведение итогов. Вывод: Голосовать необходимо, так как это
Домашнее задание: Написать Эссе на тему: Наше будущее в наших руках» Использованные документы и литература:
Документ 1. ОБ усовершенствовании государственного порядка Из Высочайшего манифеста от 17 октября 1905г.
Документ 2. Органы власти, появившиеся в Российской империи после Манифеста 17 октября 1905г. Император, Носитель верховной государственной Власти Государственная дума Государственный совет Представительный сословный Законодательный орган законодательный и Законосовещательный орган Правительство Высший исполнительный И законосовещательный Орган. Документ 3. «Юрий Николаевич ( Жуков. – Авт) показал документ, который сам обнаружил в архивах. Это образец избирательного бюллетеня по выборам в Верховный Совет СССР первого созыва. В окончательном варианте, который этот бюллетень приобрел ко дню выборов 12 декабря 1937г., в нем остался только один – безальтернативный, как мы бы сказали сегодня, - кандидат от партии и комсомола. Однако вплоть до июня 37-го года все еще предполагалось, что выборы пройдут на альтернативной основе, то есть наряду с кандидатом от партаппарата рабочие и служащие какого-либо завода могли бы выдвинуть своего кандидата, колхозники - еще одного. Но прошел бы только один из троих, в бюллетене так и написано: оставить ОДНОГО кандидата – остальных вычеркнуть.» Сделайте вывод о характере избирательной системы Советского государства в 30-е годы ХХ в. Документ 4. В зависимости от характера и объема компетенции органов Советского государства они подразделяются на следующие основные виды: 1. Органы государственной власти – к ним относятся Советы народных депутатов. Они составляют политическую основу Советского государства. Через них народ управляет государством, осуществляет полновластие. Органы государственной власти возглавляют всю систему органов Советского государства. 2. Органы государственного управления – это Совет Министров СССР, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрация предприятий и учреждений. Их называют исполнительно-распорядительными органами. Действуя под контролем Совета народных депутатов и исполняя советские законы, органы управления осуществляют распорядительную деятельность во вверенной им сфере. |