Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер95.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по истории России в 10 классе

Тема: Реформы Ивана Грозного . Избранная Рада.

Автор: Карсаков Геннадий Николаевич

учитель истории и обществознания
Цель урока: Показать процесс централизации Российского государства, которой способствовали реформы 30-50-х гг. (Привлечение учащихся в сформулирование цели урока)

Задачи урока: ( Учитель озвучивает задачи)

  • Образовательные: охарактеризовать государство, доставшееся в наследство Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Избранной Рады; показать сущность и значение проводимых реформ.

  • Воспитательные: формировать активную жизненную и гражданскую позицию;

  • Развивающие: развивать умение давать собственную оценку историческим событиям; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом; развивать речь учащихся.

Оборудование урока:

    1. Карта «Образование и расширение Российского государства (ΧIV – ΧVI вв.)»-(В учебнике)

    2. Портреты князей и царя Иованна Васильевича 4

    3. Компьютер ,  мультимедийный проектор, 

    4. Вопросы теста для первичного закрепления материала.

    5. Учебник: .Н. Павленко и И Андреев История России с древнейших времен до конца XVI1 века. М.: «Дрофа», 2009

План урока.

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний учащихся, объявление новой темы и домашнего задания

(1 часть домашнего задания)

    1. Изучение нового материала

  1. Правление Елены Глинской

  2. Боярское правление и его причины

  3. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси»

  4. Состав и деятельность избранной Рады. Реформы и их значение:

    • реформа государственного управления

    • военная

    • судебная

    • церковная

    1. Первичное закрепление материала. Работа над понятийным аппаратом

    2. История Государства Российского «Великий князь и царь Иоанн 4 Васильевич»-

Ник. Мих. Карамзин

    1. Подведение итогов урока, рефлексия, д/з. Подготовить реферат на тему:

«О результатах реформ Ивана Грозного»
Ход урока


Часть урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие, отметка в журнале отсутствующих

Приветствие, подготовка к уроку

Актуализация знаний.

Объявление

темы

В первой половине ΧVI века в России шел процесс централизации государства и укрепления самодержавной власти. С конца ΧV века все чаще употребляется в официальных документах новое название нашего государства: Россия, Российское государство. Сегодня мы продолжаем изучение очень важного этапа в истории России – эпохи Ивана Грозного.

Эпоху Ивана Грозного мы будем изучать в течение 2 уроков уроков. Традиционно историки делят время правления Ивана Грозного на два периода:

1 этап правления – реформаторский (или период реформ), с нач. правления до конца 50-х годов, который связан с деятельностью Избранной Рады

2 этап, получивший противоречивую оценку у историков – опричнина, период-опричнины –(1565-72 г.г.) и Ливонская война (1558-83г.г.)

Постараемся объективно оценить социальные потрясения эпохи Ивана IV, рассмотрим, какую же роль в истории играет историческая личность, в частности, личность Ивана Грозного.

А сегодня мы рассмотрим первый этап правления Ивана Грозного.

Итак, тема урока: «Реформа Ивана Грозного. Избранная Рада»


Записывают в тетрадь


Изучение нового материала

1.


После смерти Василия III (1533 г.) великим князем стал его сын, Иван. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана (ей было примерно 25 лет) В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Началась реформа местного управления (которую закончил Иван IV), объединены московская и новгородская денежные системы – введен единый московский рубль. Усилен контроль за ростом церковного землевладения, введен запрет на покупку земли у служилых людей. По ее приказу была сооружена Китайгородская стена, при ней было заключено перемирие с Литвой (1536 г.)

Краткая

информация учащейсяИРины Кудрявцевой

на тему «Иван Грозный первый царь Всея Руси» дополительному учебному пособию

«Я познаю мир»


2.


В 1538 г. Елена умирает. Иностранцы писали об ее отравлении. После ее смерти началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских, Шуйских, Воронцовых. Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских. .) Одни из бояр выступали за ограничение власти наместников и волостелей. Другие, наоборот, выступали за усиление феодальной аристократии. К власти приходят то одни, то другие.

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Любознательный, начитанный Иван, видя интриги бояр, зачастую неправый суд и казни, отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу.

В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна, раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом такая ситуация отразилась на экономике страны?

Поэтому все слои населения все свои надежды возлагали на нового царя Ивана IV



Предполагаемый

ответ: (отрицательно, оказала негативное влияние)

3.


В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Вопрос: До этого времени кого называли царями на Руси? Запишите историческое значение провозглашения Ивана IV царем . Уравнивало Ивана IV с восточными соседями – астраханским и казанским ханами – наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси и с европейскими правителями.

  1. Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь

  2. Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим.

Работа над понятиями и терминами: Кормления , местничество, Избранная рада, Земства и губы, Соха, тягло, Стоглав, Судебник –(1550),



Предполагамый

ответ: императоров Византии и ханов Золотой Ордыз (записывают в тетради).


4.

В том же,1547 году, в Москве занялся сильнейший пожар. Свыше 1700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.), и по Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему — Глинские. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. После пожара сразу начались волнения, разгоралось восстание. Иван IV бежал из Москвы в село Воробьево, а дворы Глинских были сожжены и разграблены. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Именно это восстание подтолкнуло царя к реформам.

К концу 40-х гг. вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была ближняя государева дума. В нее вошли:

  • Представитель незнатных, но богатых землевладельцев Алексей Адашев;

  • Князь Андрей Курбский;

  • Священник Сильвестр;

  • Дьяк Иван Висковатый.

Близок к царю оставался и митрополит Макарий.

В 1549 году был созван Земский собор (напомнить состав: высшее духовенство, московское и городовое дворянство, купцы, посадские люди, служилые люди по прибору, черносошные крестьяне) и на основании его решений было проведено ряд реформ.

Задание.Самостоятельно заполните таблицу «Реформы Ивана Грозного» (При затруднении можно заполнять вместе с учителем)



Реформы

Содержание

Военная

1)Запрещены местнические споры между воеводами

2) Создана «Избранная тысяча»(1070 дворян) в Московском уезде

4)Создано стрелецкое войско

Судебная

1) 1550 г. – принят Судебник Ивана IV.

2) Ликвидация привилегий монастырей по податям

3) Увеличен размер пожилого. Введено «тягло» и единый налог «большая соха»

Церковная

1) 1551 г. – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех русских святых; регламентировал церковную жизнь – службы, обряды

2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных земель

3) усиление контроля со стороны государства

Реформы центрального и местного управления

1) создание приказной системы управления

2) Отмена кормлений (1555 г.)

3) Земства и губная реформа-административные единицы

Проверить заполнение таблицы.


Заполняют самостоятельно или вместе с учителем

стр. 276-280 §20


Сообщение Самойловой К.ристины о взятии Казани в 1552г (по учебнику истори Татарстана)








Обобщающий рассказ учителя о системе государственной власти в России в середине ΧVI века.

Рассказ о системе приказов :

А) Посольский приказ ведал внешними связями . Как сейчас?

Б) Разрядный приказ-военными действиями

В) Поместный приказ-наделял служилых людей землей

Г) Ямской приказ-почтовой службой

Д) Разбойный приказ-судил над «лихими людьми»

Ж)Стрелецкий приказ занимался московскими городовыми стрельцами

З) В Земскии приказ посадский люд шел судиться

И) Челобитный приказ- рассматривал письма, жалобы и петиции от граждан

Показ презентации, подготовленной учащимся Николаем

Мискиным

Значение реформ: укрепляли управление, военную систему. Имели цель: укрепление мощи государства и царской власти.

Вывод делают самостоятельно или с помощью учителя, записывают в тетрадь







Первичное закрепление материала

Проведение теста ТЕСТ для закрепления знаний учащихся
1. Система управления через приказы развивалась при:

  1. Иване III

  2. Иване IV

  3. Василии III

  4. Василии Шуйском

  5. Михаиле Романове

2. «Избранной Радой в ΧVI веке называли:

  1. Группу запорожских казаков, делегированную на Переяславскую раду для решения вопроса о воссоединения с Россией

  2. Группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки и разработки реформ

  3. Круг близких помощников Ивана IV разрабатывающих проект реформ

  4. Родственников Ивана IV, принадлежащих к роду Рюриковичей

  5. Местные органы выборного самоуправления, пришедшие на смену в системе боярских кормлений

3. В Избранную раду Ивана IV входили:

  1. Князь А.Курбский

  2. Священник Сильвестр

  3. Владимир Старицкий

  4. Иван Висковатый

  5. Малюта Скуратов

  6. А. Адашев

4. Стоглавый собор состоялся в:

  1. 1550 г.

  2. 1555 г.

  3. 1551 г.

  4. 1549 г.

5. Венчание Ивана IV на царство состоялось в:

  1. 1549 г.

  2. 1547 г.

  3. 1545 г.

  4. 1550 г.



.




Подведение итогов.


Итак, 1 этап правления Ивана IV – период реформ. Способствовал укреплению царской власти, централизации ее и укреплению государства в целом

Выставление оценок учащимся за урок.





Домашнее

задание

Домашнее задание: 1) читать § 20 , 21 ответы на вопросы

2) подготовить реферат на тему «О результатах реформ Ивана Грозного»



Записывают д/з





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск