ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Губенко Светлана Дмитриевна
|
| Место работы
| МКОУ Рябовская СОШ
|
| Должность
| Учитель истории
|
| Предмет
| История
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| Правление князя Владимира Святославича №5
|
| Базовый учебник
| История России 6 класс С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева «Русское слово» 2009г.
|
Цель урока: Раскрыть особенности прихода князя Владимира на киевский престол; проследить основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира, определив при этом главную цель – восстановление могущества, укрепление и защита государства.
9. Задачи:
- обучающие: Показать специфику управления Древнерусским государством, раскрыть взаимоотношения княжеской власти и городского веча. Познакомить с новыми понятиями: бояре, посадники, городское вече, «старцы градские», «сотские», «десятские».
-развивающие: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника; развивать у учащихся умение работать с текстом и дополнительным справочным материалом; совершенствовать речь учащихся и умение обобщать исторический материал, аргументировать свою точку зрения.
-воспитательные: Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия, умение работать в группах.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный этап
|
| Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
| Подготовка к уроку.
| 1 мин.
| 2
| Проверка домашнего задания
|
На интерактивной доске картинки князей и надписи событий.
Игорь
Ольга.
Олег.
Святослав
| Проверка домашнего задания
| Письменный опрос:
Индивидуальная работа у доски.
а) «Первые русские князья» (составление генеалогической схемы);
б) объяснение слов: «полюдье», бортничество, подсечно-огневой способ, детинец, «уроки», «погосты», капище.
2. Фронтальная письменная работа.
а) Исторический диктант:
- образование государства Киевская Русь,
- восстание древлян,
- гибель князя Святослава,
- призвание варягов на Русь,
- поход князя Олега на Царьград;
б) соотнесите события и имена:
События
| Имена князей
| Налоговая реформа
Перенос столицы на Дунай
Основатель княжеской династии
Образование государства Киевская Русь
Первый правитель-христианин
Разгром Хазарии
| Игорь Олег Ольга Рюрик Святослав
|
| 10 мин.
| 3
| Новая тема
Постановка проблемного вопроса
| Владимир Святославович
| Обратите внимание на тему урока.
Какие задачи вы поставите перед собой исходя из темы урока?
Вступительное слово учителя о сохранении в народной памяти (в былинах) имени князя Владимира.
Н. К. Карамзин: «Сказки не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой. Заслужив бессмертие в летописях своими победами…живут и доныне и в сказках богатырских»
Почему историк сравнивает князя Владимира с Карлом Великим? Чем прославился Карл Великий?
Согласны вы с таким сравнением?
| Ответы на вопрос учителя:
- Как вступил на престол?
- Какие задачи поставил перед собой?
- Внутренняя и внешняя политика.
- Как управлял государством?
Ответы учащихся:
Карл Великий прославился:
- многочисленными походами;
- объединением племён и созданием Франкской империи;
- распространением христианства
| 3 мин.
|
| Усобица сыновей Святослава
|
Словарная работа.
Усобица
| Беседа с классом.
Кто управлял русскими землями после смерти княгини Ольги, когда князь Святослав находился на Дунае? Что вам известно о сыновьях князя Святослава? Рассказ учителя о междоусобной борьбе между сыновьями князя Святослава и захвате Киева князем Владимиром.
Особо следует подчеркнуть, что «потрясённое усобицами государство являло признаки внутреннего разложения» (С. Ф. Платонов):
- отпали племена вятичей и радимичей;
- пошатнулось внешнее могущество Руси.
| Ответы на вопросы учителя
| 3 мин.
|
| Киевская Русь – единое государство (походы князя Владимира; основание новых городов). Войны с печенегами.
|
| Организация самостоятельной работы учащихся.
Класс делится на две группы:
1 группа – Внешняя политика князя Владимира.
2 группа – Внутренняя политика князя Владимира.
При выполнении работы учащиеся пользуются текстом учебника (параграф №5), картой атласа «Походы киевских князей в конце X века» или картой учебника «Киевская Русь при князьях Владимире и Ярославе» (с. 49).
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что в результате деятельности князя Владимира окрепло единое государство – Киевская Русь.
| Самостоятельная работа учащихся.
1.Выписывают в виде тезисов основные направления внешней и внутренней политики князя Владимира.
Выступление групп
2. Выписать в тетрадь основные задачи князя Владимира и исторические факты, подтверждающие выполнение этих задач
| 10-15 мин.
|
| Киевская Русь – единое государство (управление государством во времена правления князя Владимира)
|
| Рассказ учителя о системе управления Древнерусским государством.
Особое внимание следует уделить сочетанию в системе управления княжеских и вечевых (общинных) органов управления
| Составление вместе с учителем схемы «Управление Древнерусским государством» Более сильным ученикам можно предложить самостоятельно составить схему на основе рассказа учителя.
| 5-7 мин.
|
| Подведение итогов урока
|
| Возвращение к проблемному вопросу
Словарная работа.
Какие новые исторические термины вам встретились на уроке?
| Сравнение деятельности князя Владимира с Карлом Великим.
Ответы учащихся.
| 5 мин.
|
| Домашнее задание
|
| Параграф №5., вопросы к нему, контурная карта (отметить походы князя Владимира)
| Выписать термины и даты в тетрадь
|
|
Приложение к плану-конспекту урока
ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |