Скачать 147.84 Kb.
|
Управление образования Могилевского облисполкома Отдел образования администрации Ленинского района г. Могилева Государственное учреждение образования «Средняя школа № 31 г. Могилева» Методическая разработка факультативных занятий для 7 класса «Храмы, дворцы и замки Беларуси» Автор-составитель: Подобед Элеонора Германовна, учитель истории Адрес: 212033, г.Могилев, б.Юбилейный, 11 Тел. 8(0222)262595 Могилев, 2010 Аннотация Методическая разработка подготовлена учителем истории ГУО “Средняя школа № 31 г.Могилева” Подобед Э.Г. для проведения факультативных занятий в 7 классе. В ней предлагается алгоритм действий педагогов по разработке факультативных занятий, содержатся планы-конспекты занятий первого раздела факультативных занятий “Храмы, замки и дворцы Беларуси”, презентации к каждому занятию, материалы для проведения мониторинга, примерное календарно-тематическое планированиe. Разработка предназначена педагогам, преподающим данный курс, учителям истории и обществоведения, классным руководителям, педагогам-организаторам. Она также может быть использована учащимися, их родителями с целью изучения архитектурного наследия Беларуси. Содержание
Введение Формирование гражданственности является одним из приоритетных направлений современной мировой педагогики. Важность этого направления в работе школы была обозначена на государственном, общественном и педагогическом уровнях. Заинтересованность современного общества в человеке, который умеет думать, самостоятельно решать проблемы, обладать критическим и творческим мышлением еще раз подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на IV Всебелорусском народном собрании. Главную роль в воспитании патриота и гражданина своей Родины играет школа. Цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности. Задачи гражданского воспитания:
Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности. Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к ее защите. Содержание гражданского воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Наиболее востребованы в условиях модернизации образования такие формы патриотического воспитания как:
На современном этапе особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, идеи национального самосознания, исторического наследия страны. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры Беларуси, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Формировать эти позиции позволяют курсы: истории Беларуси, обществоведение, факультативные занятия по данным учебным предметам. 1. Алгоритм деятельности педагога по разработке факультативных занятий Факультативные занятия «Храмы, замки и дворцы Беларуси» для учащихся 7 класса открывают широкие возможности для гражданского и патриотического воспитания, поскольку архитектура Беларуси – это летопись истории народа в дереве и камне. Градостроительные ансамбли, древние крепости и замки, ратуши и храмы, народные жилища в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие Беларуси – неисчерпаемый источник творческой фантазии многих поколений, которые на протяжении столетий создавали неповторимый образ страны. Эти занятия позволяют сформировать у учащихся умение творчески анализировать события на основе всестороннего комплексного рассмотрения изложенных фактов, развить умение учащихся свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, воспитывать терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать. Выбор автором именно этого факультативного курса обусловлен тем, что новые программы по курсам всемирной истории и истории Беларуси недостаточно широко освещают вопросы развития архитектуры. Педагогу, приступающему к преподаванию данного курса, необходимо, прежде всего, досконально изучить программу, установить межпредметные связи с курсами всемирной истории, истории Беларуси, белорусской литературы с целью опоры на имеющиеся знания и компетентности. (Приложение 1). В шестом классе в курсе всемирной истории учащиеся получают представление о готическом и романском стилях, в курсе истории Беларуси они знакомятся с особенностями возникновения городов, их структурой, развитием белорусских княжеств в XI - XIII вв. В седьмом классе учащиеся изучают памятники оборонительного и культового зодчества Позднего средневековья. Следующий шаг заключается в изучении широкого круга научной, популярной и методической литературы. (Приложение 2). Обстоятельные сведения можно почерпнуть в энциклопедическом справочнике [1], академическом издании по истории искусства Беларуси [6], монографической литературе [1,2,11,16], характеристики разнообразных типов оборонительных и культовых сооружений, описание технологии строительства содержатся в трудах В.А.Чантурия [17], М.А.Ткачева [14,15]. Истории создания, реконструкции одного из самых известных белорусских замков – Мирского – посвящены работы И.Иодковского, В.Калнина, Л.Трепета, А.Я.Митянина, М.Щекотихина [9,10,12,18]. Многочисленные фото и видеоматериалы можно найти в белорусских электронных ресурсах:
и т.д. Распределив в соответствии с программой курса учебный и методический материал, необходимо продумать календарно-тематическое планирование. В данной разработке предлагается один из возможных вариантов. Следующим закономерным шагом является подготовка учебно-методического обеспечения к каждому занятию. Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является разработка презентаций. Но не следует игнорировать и обычные дидактические материалы (сборники исторических документов, хрестоматии, книги для чтения по истории и т.д.). Важно определить наиболее рациональные методы и приемы педагогической техники. На факультативных занятиях широко применяются традиционные методы обучения и воспитания, которые подразделяются на следующие группы: - первая группа - методы, с помощью которых, прежде всего, формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами; – вторая группа - методы, с помощью которых, прежде всего, организуется деятельность учащихся и стимулируются позитивные ее мотивы; - третья группа - методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся. Но наиболее актуальны активные и интерактивные методы обучения. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, часто используемые на уроках истории и обществоведения. Это: “мозговой штурм”, ролевая и деловая игры, дебаты, метод “Синквейна”, “INSERT” (активное чтение), метод шести шляп, “чтение со стопами ”, методика сотрудничества (“кооперативное обучение”), проектная деятельность и другие. Но с учетом возрастных особенностей учащихся седьмого класса наиболее предпочтительны: проектная технология, ИКТ. С целью исследования эффективности деятельности рекомендуется проводить мониторинг по следующим направлениям:
Анализ данных мониторинга уровня воспитанности учащихся 7-х классов по итогам 2008/2009 учебного года и 2009/2010 учебного года свидетельствует о динамике таких показателей как нравственность (на 0,37%), коллективизм (на 1,05 %), самостоятельность (на 0,9 %), патриотизм (на 1,09%) в классах, где проводились факультативные занятия «Храмы, замки и дворцы Беларуси» (Приложение 4). Повышению эффективности факультативных занятий будет способствовать совершенствование методики самоанализа и анализа. Автором предлагается адаптированный вариант оценочного листа для анализа факультативного занятия (Приложение 5). Аналитическую деятельность рекомендуется проводить с помощью критериев и показателей результативности образовательного процесса на факультативных занятиях (Приложение 6). Одним из важнейших показателей эффективности факультативных занятий является заинтересованность родителей учащихся в тесном сотрудничестве с учителем. Апробированы и дают хорошие результаты такие формы взаимодействия с родителями, как презентации факультативных занятий, подготовка совместных проектов, сетевое взаимодействие через сайт школы, персональные сайты педагогов и учащихся, в том числе и анкетирование. (Приложение 7). 2. Календарно-тематическое планирование На основании программы факультативных занятий, опубликованных на сайте Национального института образования в 2007 году, было разработано и апробировано календарно-тематическое планирование.
Программа рассчитана на 34 часа, автором предусмотрен 1 резервный час. |