Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 147.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер147.84 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
Управление образования Могилевского облисполкома

Отдел образования администрации

Ленинского района г. Могилева

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 31 г. Могилева»

Методическая разработка

факультативных занятий для 7 класса

«Храмы, дворцы и замки Беларуси»

Автор-составитель:

Подобед Элеонора Германовна, учитель истории

Адрес: 212033, г.Могилев,

б.Юбилейный, 11

Тел. 8(0222)262595

Могилев, 2010

Аннотация

Методическая разработка подготовлена учителем истории ГУО “Средняя школа № 31 г.Могилева” Подобед Э.Г. для проведения факультативных занятий в 7 классе. В ней предлагается алгоритм действий педагогов по разработке факультативных занятий, содержатся планы-конспекты занятий первого раздела факультативных занятий “Храмы, замки и дворцы Беларуси”, презентации к каждому занятию, материалы для проведения мониторинга, примерное календарно-тематическое планированиe. Разработка предназначена педагогам, преподающим данный курс, учителям истории и обществоведения, классным руководителям, педагогам-организаторам. Она также может быть использована учащимися, их родителями с целью изучения архитектурного наследия Беларуси.

Содержание




Введение………………………………………………………..

с. 4

1.

Алгоритм действий педагогов при разработке факультативного занятия………………………………………

с. 6

2.

Календарно-тематическое планирование……………………..

с. 9

3.

Разработка первого раздела факультативных занятий «Замки Беларуси»……………………………………………...

с. 11

3.1.

Оборонительные сооружения

белорусских земель X-XIII вв…………………………………

с. 11

3.2.

Каменные замки Беларуси XIII – XV вв………………………

с. 18

3.3.

Мирский замок…………………………………………………

с. 31

3.4.

Замки бастионного типа XVI – XVII вв……………………..

с. 36

3.5.

Деревянные крепости белорусских городов………………….

с. 44

3.6.

«История погибших защитников»……………………………

с. 50




Заключение……………………………………………………..

с. 58




Литература………………………………………………………

с.59




Приложения







Приложение 1. «Храмы, замкі і палацы Беларусі”.

Праграма факультатыўных заняткаў

для 7 класа агульна-адукацыйных устаноў

з рускай і беларускай мовамі навучання……………………...

с.




Приложение 2. Схема «Алгоритм действий педагогов

при подготовке факультативного занятия»…………………..

с.




Приложение 3. Мотивационные установки учащихся. Таблица…………………………………………………………

с.




Приложение 4. Мониторинг уровня воспитанности учащихся 7-х классов по итогам 2008-2010 гг………………..

с.




Приложение 5. Оценочный лист для анализа факультативного занятия……………………………………..

с.




Приложение 6. Критерии и показатели

результативности образовательного процесса

на факультативных занятиях…………………………………

с.




Приложение 7. Анкета для родителей………………………..

с.




Приложение 8. Буклет «Быховский замок»………………….

с.




Электронное приложение. Презентации к занятиям по темам 1-6




Введение

Формирование гражданственности является одним из приоритетных направлений современной мировой педагогики. Важность этого направления в работе школы была обозначена на государственном, общественном и педагогическом уровнях.

Заинтересованность современного общества в человеке, который умеет думать, самостоятельно решать проблемы, обладать критическим и творческим мышлением еще раз подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на IV Всебелорусском народном собрании. Главную роль в воспитании патриота и гражданина своей Родины играет школа.

Цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Задачи гражданского воспитания:

  • формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;

  • формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром;

  • формировать личностную установку на собственную точку зрения, чувство собственного достоинства;

  • формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;

  • содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности. Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к ее защите.

Содержание гражданского воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов.

Наиболее востребованы в условиях модернизации образования такие формы патриотического воспитания как:

  • проведение наблюдений и исследований;

  • создание конкретных баз данных по выбранным темам;

  • составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

  • составление краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий;

  • формирование музейных коллекций, организация деятельности музеев;

  • участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников;

  • издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, исследований.

На современном этапе особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, идеи национального самосознания, исторического наследия страны. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры Беларуси, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны.

Формировать эти позиции позволяют курсы: истории Беларуси, обществоведение, факультативные занятия по данным учебным предметам.

1. Алгоритм деятельности педагога по разработке

факультативных занятий
Факультативные занятия «Храмы, замки и дворцы Беларуси» для учащихся 7 класса открывают широкие возможности для гражданского и патриотического воспитания, поскольку архитектура Беларуси – это летопись истории народа в дереве и камне. Градостроительные ансамбли, древние крепости и замки, ратуши и храмы, народные жилища в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие Беларуси – неисчерпаемый источник творческой фантазии многих поколений, которые на протяжении столетий создавали неповторимый образ страны.

Эти занятия позволяют сформировать у учащихся умение творчески анализировать события на основе всестороннего комплексного рассмотрения изложенных фактов, развить умение учащихся свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, воспитывать терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать. Выбор автором именно этого факультативного курса обусловлен тем, что новые программы по курсам всемирной истории и истории Беларуси недостаточно широко освещают вопросы развития архитектуры.

Педагогу, приступающему к преподаванию данного курса, необходимо, прежде всего, досконально изучить программу, установить межпредметные связи с курсами всемирной истории, истории Беларуси, белорусской литературы с целью опоры на имеющиеся знания и компетентности. (Приложение 1).

В шестом классе в курсе всемирной истории учащиеся получают представление о готическом и романском стилях, в курсе истории Беларуси они знакомятся с особенностями возникновения городов, их структурой, развитием белорусских княжеств в XI - XIII вв.

В седьмом классе учащиеся изучают памятники оборонительного и культового зодчества Позднего средневековья.

Следующий шаг заключается в изучении широкого круга научной, популярной и методической литературы. (Приложение 2).

Обстоятельные сведения можно почерпнуть в энциклопедическом справочнике [1], академическом издании по истории искусства Беларуси [6], монографической литературе [1,2,11,16], характеристики разнообразных типов оборонительных и культовых сооружений, описание технологии строительства содержатся в трудах В.А.Чантурия [17], М.А.Ткачева [14,15]. Истории создания, реконструкции одного из самых известных белорусских замков – Мирского – посвящены работы И.Иодковского, В.Калнина, Л.Трепета, А.Я.Митянина, М.Щекотихина [9,10,12,18]. Многочисленные фото и видеоматериалы можно найти в белорусских электронных ресурсах:

и т.д.

Распределив в соответствии с программой курса учебный и методический материал, необходимо продумать календарно-тематическое планирование. В данной разработке предлагается один из возможных вариантов.

Следующим закономерным шагом является подготовка учебно-методического обеспечения к каждому занятию. Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является разработка презентаций. Но не следует игнорировать и обычные дидактические материалы (сборники исторических документов, хрестоматии, книги для чтения по истории и т.д.). Важно определить наиболее рациональные методы и приемы педагогической техники. На факультативных занятиях широко применяются традиционные методы обучения и воспитания, которые подразделяются на следующие группы:

- первая группа - методы, с помощью которых, прежде всего, формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

– вторая группа - методы, с помощью которых, прежде всего, организуется деятельность учащихся и стимулируются позитивные ее мотивы;

- третья группа - методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

Но наиболее актуальны активные и интерактивные методы обучения. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, часто используемые на уроках истории и обществоведения. Это: “мозговой штурм”, ролевая и деловая игры, дебаты, метод “Синквейна”, “INSERT” (активное чтение), метод шести шляп, “чтение со стопами ”, методика сотрудничества (“кооперативное обучение”), проектная деятельность и другие. Но с учетом возрастных особенностей учащихся седьмого класса наиболее предпочтительны: проектная технология, ИКТ.

С целью исследования эффективности деятельности рекомендуется проводить мониторинг по следующим направлениям:

  • изучение уровня воспитанности (проводится ежегодно психолого-педагогической службой школы, но для учителя интересна выборка таких качеств, как нравственность, коллективизм, самостоятельность, патриотизм);

  • изучение мотивационных установок учащихся (Приложение 3);

  • изучение обученности и личностного развития.

Анализ данных мониторинга уровня воспитанности учащихся 7-х классов по итогам 2008/2009 учебного года и 2009/2010 учебного года свидетельствует о динамике таких показателей как нравственность (на 0,37%), коллективизм (на 1,05 %), самостоятельность (на 0,9 %), патриотизм (на 1,09%) в классах, где проводились факультативные занятия «Храмы, замки и дворцы Беларуси» (Приложение 4).

Повышению эффективности факультативных занятий будет способствовать совершенствование методики самоанализа и анализа. Автором предлагается адаптированный вариант оценочного листа для анализа факультативного занятия (Приложение 5).

Аналитическую деятельность рекомендуется проводить с помощью критериев и показателей результативности образовательного процесса на факультативных занятиях (Приложение 6).

Одним из важнейших показателей эффективности факультативных занятий является заинтересованность родителей учащихся в тесном сотрудничестве с учителем.

Апробированы и дают хорошие результаты такие формы взаимодействия с родителями, как презентации факультативных занятий, подготовка совместных проектов, сетевое взаимодействие через сайт школы, персональные сайты педагогов и учащихся, в том числе и анкетирование. (Приложение 7).

2. Календарно-тематическое планирование

На основании программы факультативных занятий, опубликованных на сайте Национального института образования в 2007 году, было разработано и апробировано календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Введение.

1




Раздел 1. Замки Беларуси

Тема 1. Оборонительные сооружения белорусских земель X-XIII вв.

2.

Первые города на белорусских землях

1




3.

Путь «из варяг в греки»

1




Тема 2. Каменные замки Беларуси XIII- XV вв.

4.

Социально-политические условия строительства оборонительных сооружений

1




5.

Технология строительства замка

1




Тема 3. Мирский замок

6.

Изменения в стратегии и тактике военных действий

1




7.

Мирский замок в истории белорусского зодчества

1




Тема 4. Замки бастионного типа XVI - XVII вв.

8-9.

Влияние Ренессанса на архитектуру Беларуси

2




10.

Дворцово-замковые комплексы

1




Тема 5. Деревянные крепости белорусских городов

11.

Деревянные оборонительные системы

1




Тема 6. «История погибших защитников»

12.

Северная война и белорусские замки.

1




13.

Замки как объекты туризма

1




Раздел 2. Знаменитые храмы Беларуси

Тема 1. Православное церковное строительство XI – XIII вв.

14.

Церковь как архитектурное сооружение

1




15.

Софийские соборы Древней Руси

1




Тема 2. Культовая архитектура Беларуси XIII в. - I половины XVI в.

16.

Католические храмы

1




17.

Белорусская готика

1




Тема 3. Раннее барокко в сакральной архитектуре

18.

Влияние контрреформации на архитектуру Беларуси

1




19.

Памятники раннего барокко в Беларуси

1




Тема 4. Зрелое белорусское барокко (конец XVII - начало XVIII вв.)

20.

Культовые ансамбли Гродно, Минска, Пинска

1




21.

Николаевская церковь Могилева

1







Тема 5. Позднее барокко (XVIII в.)

22.

Виленское барокко

1




23

Особенности позднего барокко


1




Тема 6. Храмы Беларуси XIX в.


24.

Классицизм в культовой архитектуре

1




25.

Православное зодчество

1




Тема 7. Деревянное культовое зодчество


26.

Традиции белорусской деревянной архитектуры

1




Раздел 3. Дворцово-парковые ансамбли

27-28.

Дворцы Беларуси XVIII в.

2




29-30.

Дворцы Беларуси периода классицизма

2




31-32.

Дворцово-парковые ансамбли I половины XIX в.

2




33-34.

Дальнейшая судьба дворцово-парковой архитектуры

2




35.

Итоговое занятие

1





Программа рассчитана на 34 часа, автором предусмотрен 1 резервный час.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск