Скачать 150.34 Kb.
|
Тулиева Е.И., учитель истории МОУ лицей №6 г. Невинномысска Учитель – Тулиева Елена Ивановна, учитель истории МОУ лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края Урок всеобщей истории в 6 классе по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского « История средних веков. 6 класс» Тип урока:
Тема урока: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Цели урока:
Новые понятия: Реконкиста, Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе. Новые даты: 756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова 1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии 1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса 1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского 1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады Персоналии: Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского. Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства. Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492). Оборудование: карточки, рабочие тетради, рабочие листы, карты «Распад Арабского халифата» и «Реконкиста на пиренейском полуострове», текст инсценировки, проектор, ноутбук, экран, магнитофон. Оформление доски: тема урока, новые слова, даты, схема «Кортесы в Кастилии». Ход урока.
Звучит музыка. Слайд 1. (На испанском, а затем на русском языке) - Буэнос диас, керидос амигос! Ос инвито реалис(х)ар бьяхэ порэльпаис мас эрмосо де Эуропа Окс(х)иденталь. - Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в одну из красивейших стран Западной Европы. - Для меня она ассоциируется с такими понятиями, как «карнавал», «фламенко», «коррида», «кастаньеты» и «каравелла». (На экране возникают называемые понятия). - Вы, наверное, догадались, о какой стране пойдет речь. (Варианты ответов детей). Слайд 2. - Конечно же, это Испания – страна замков, виноградников, оливковых рощ, морских курортов. Она занимает практически весь Пиренейский полуостров. Но я приглашаю вас заглянуть на страницы истории этой страны, которые уносят нас в VII – XV вв. нашего века.
Кроссворд по ранее изученному материалу.
- Вы встречались с упоминанием об этой стране при изучении темы «Арабский халифат и его распад». В кроссворде, который вы разгадаете в парах, содержатся вопросы, касающиеся именно этого периода, а также материала предыдущего урока «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».
- Если вы правильно разгадали кроссворд, то в верхней строке должно получиться новое понятие, которое содержится в теме нашего урока.
- У вас получилось слово … (Реконкиста). В переводе с испанского оно обозначает «отвоевание». - Что жители Пиренейского полуострова могли отвоевывать и у кого? (Земли, захваченные арабами в V в.). - После отвоевания территорий, какое государство могло сохранить свою независимость? (Сильное, единое …). - Поэтому тема нашего урока «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове». Слайд 3. - Запишите тему в тетради. - Какие цели урока мы можем поставить перед собой? Слайд 4. - Продолжите фразу: Мы должны узнать … Мы будем развивать … (Ответы учащихся).
1. Фронтальная работа по карте «Арабский халифат и его распад» и иллюстрациям. - Молодцы, цели наши ясны. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. (Появляется карта «Арабский халифат и его распад»). Слайд 5. - Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, отделен от нее Пиренейскими горами, омывается с запада – Атлантическим океаном, с востока – Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море. - В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время. (На экране возникают виды Испании). Слайд 6. - Это замок Альгамбра – один из самых известных памятников мавританской архитектуры. - Это мавританский замок в Альхаферия в Сарагосе. - А это Саламанкский университет - древнейший в Европе. 2. Фронтальная работа по заполнению таблицы. - Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова? - Прочитайте п.1 §22 абзац 2-3 (записать на доске). Слайд 7. - Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове? - Какие происходили изменения в жизни горожан? - Какие ремесла развиваются при арабах? - С какими странами вел торговлю Кордовский халифат? - Люди какого вероисповедания жили на территории халифата? - Как относились к иноверцам арабы? - Оцените в целом вклад арабов в жизнь жителей Пиренейского полуострова. - В какую сторону изменилась жизнь людей? 3. Постановка проблемы и обсуждение ее в группах. - Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий? Обсуждение в группах. Ответы детей. Уточнить о религии. - Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.
- Но каждая категория населения участвовала в Реконкисте и по своим личным причинам. Прочитайте п.2 (последний абзац стр. 183) и, работая в паре с соседом по парте, соотнесите категории населения и то, что они ждали после завершения Реконкисты. Работа в парах с пазлами. - Соотнесите полученные результаты с ответами на экране. Слайд 8. - Молодцы, вы справились с заданием.
- Но одной из задач нашего урока – это выяснить, как происходила Реконкиста на Пиренейском полуострове. Мы продолжаем путешествие, но теперь оно пройдет по карте в учебнике и на экране. - Слайд 9. - Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты: К концу XI в. Покажите их на экране. (выходит 1 ученик к доске). К концу XIII в. К концу XV в. - Найдите дату и место решающего сражения христиан мусульманами. (Битва у Лас Навас де Толоса – 1212г.) - Давайте продолжим наше путешествие по Пиренейскому полуострову, и вы видите:
Слайд 10. На экране карта Пиренейского полуострова, на которой возникают фотографии городов и названия королевств. - Посмотрите, какая замечательная карта полуострова у нас получилась.
- А давайте заглянем в гости в одно из королевств – Кастилию. - Я предлагаю самым артистичным ученикам (5 человек) разыграть перед нами одну историю. Выберите, какую роль вы бы хотели сыграть, подберите к ней атрибуты костюма. Актеры подойдите к доске, у вас есть 2-3 минуты, чтобы распределить роли, прочитать про себя текст, подумать, как обыграть действия героев. - Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия. - Вспомните, какое государство называется сословной монархией. Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. - В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии). - Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, А Англии – парламент). - В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.). - Прочитайте текст учебника первый абзац п.4 (стр. 186-187). - Составьте схему (опорный конспект) в тетради. - Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ). - На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки). - Представители каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ). - Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ). На доске аппликация. КОРТЕСЫ 3. Театрализация исторического события. - Я приглашаю вас заглянуть за кулисы одного события середины XV века, так сказать, своими глазами: «Женитьба Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского». Слайд 11. Портреты Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. - Актеры готовы, зрители все во внимании. - Начинаем спектакль. Постановка учащихся. Действующие лица: Генрих II – король Кастилии, старший сводный брат Изабеллы. Изабелла – принцесса Астурийская, сестра по отцу короля Кастилии Генриха II. Архиепископ Карильо – священник, служит при дворе короля Генриха, духовный наставник Изабеллы. Фердинанд – принц Арагонский. Глашатай – объявляет № сцены, описывает обстановку и действующих лиц. Сцена 1. Во дворце короля Генриха II Кастильского. Встреча Генриха и его сводной сестры Изабеллы. Генрих. Изабелла! Изабелла. Я здесь, мой король. Генрих. Дорогая сестра, я решил тебя выдать замуж – за короля Португалии Альфонса. Изабелла. Но он же совсем старый, ему скоро исполнится 70 лет. Генрих. Тогда устроим твой брак с доном Педро, из рыцарского ордена. Изабелла. Генрих, разве вы не знаете? Дон Педро умер на прошлой неделе. Генрих. Тогда выбирай: или младший брат английского короля, или младший брат короля Франции. Даю тебе на раздумье неделю. Сцена 2. В личных покоях Изабеллы. К ней пришел архиепископ Карильо. Изабелла. Архиепископ, помогите мне. Брат заставляет меня выйти замуж и уехать в другую страну. А я так не хочу покидать родину. И еще больше хочу стать здесь королевой. Архиепископ. Есть одно предложение. У наших соседей в Арагоне, у короля Иоанна есть сын Фердинанд – единственный наследник. Недавно король в разговоре сам говорил об этом союзе. Изабелла. А какой он Фердинанд? Я его ни разу не видела. Архиепископ. Фердинанд на год младше вас, красивый, умный, веселый. Изабелла. Я согласна. Архиепископ. Тогда я еду в Рим к Папе Павлу II за разрешением на брак. Сцена 3. В саду возле королевского дворца в Сеговии. Встречаются архиепископ Карильо и Изабелла. Архиепископ. Папа Павел II разрешение не дал, наверное, боится твоего брата. Но свадьба все же состоится. Я составил документ, а подпишу его потом. Изабелла. А вдруг мой брат узнает? Архиепископ. Генриху скажите, что едете проведать свою мать в монастыре. Сцена 4. Встреча Изабеллы и Фердинанда. Венчание в селении Вальядолид. Архиепископ. Познакомьтесь, это Изабелла из Кастилии, а это – Фердинанд из Арагона. Изабелла. Очень рада знакомству. Но, Фердинанд, почему вы в одежде купца? Фердинанд. Нам пришлось тайком пробираться сюда, чтобы не узнал ваш брат, король Генрих. Изабелла. Фердинанд, я хотела до венчания подписать договор о сотрудничестве. Фердинанд. Я не против. (Подписывают бумагу). Архиепископ. Дети мои, объявляю вас мужем и женой. Артисты выходят на поклон. Аплодисменты зрителей. - Аплодисменты нашим талантливым актерам.
- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста. VI. Контроль и самооценка результата. 1. Тестирование учащихся по изученному материалу. - Завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, насколько вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильное продолжение фразы. Продолжите правильно фразу:
2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом. - Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов. Слайд 12. - Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д. - Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок? - Кто допустил 1-2 ошибки? - Молодцы.
- Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей? Слайд 13. - Мы прощаемся с Испанией, но ненадолго: вы встретитесь с ней на уроках географии, истории, литературы. А в следующем году даже начнете изучать замечательный испанский язык.
Слайд 14. - Запишите задание на дом в дневниках: - § 22, в рабочей тетради №2, - Творческое задание: составить описание экскурсии по современной Испании (листы с фотографиями лежат у вас на столах), - Задание повышенной сложности: напишите в тетради сочинение-рассуждение «Нарушение заповедей Христа католической инквизицией». - Нуэстра лексьен, эста тэрминада. Грас(х)иас пор воэстро травахо. Аста лависта, амигос. - Наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания, друзья. (по-русски и по-испански). |