Учебно-тематическое планирование по истории России Класс – 8
Учитель – Данилов В.Н.
Количество часов:
Всего – 36 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 2;
Административных контрольных уроков –
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.) Учебники:
Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 287 с.
Дополнительная литература
Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР. XIX в.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
Лопатюк Л.М. История России. XIX век. 8 класс. Часть I. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с.
Лопатюк Л.М. История России. XIX век. 8 класс. Часть II. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век». 8 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96 с.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс. В 2-х ч. – М.:ВАКО,2010. – 112 с.
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России. XIX век.
(8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе: Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач: Задачи курса:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов, при 2 часах в неделю. Учебно-тематическое планирование
всеобщей истории Класс – 8
Учитель –
Количество часов:
Всего – 26 часа, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 1;
Административных контрольных уроков –
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.) Учебники:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкин Л.М. Новая история, 1800-1914. Учеб.для 8 кл. общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 270 с.
Загладин.Н.В. История Нового времени.19-начало 20 века6Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-8-е изд..испр.и доп.-М.:ООО «ТИД»Русское слово-РС»,2008-304с.:ил.
Дополнительная литература
Ланге П.В. Континент коротких теней: История географических открытий в Африке. – М.: Прогресс, 1990. – 288 с.: ил.
Очерки истории Германии / Под ред. И.М.Кривогуза. – М.: Просвещение, 1959. – 359 с.
Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. – М.: Издательство социально-экономической литературы. – 767 с.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории в 8 классе. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 176 с.
Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
Пояснительная записка
к рабочей программе по всеобщей истории. 1800-1913.
(8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4.БУП-2010МО и Н РТ(средняя школа)Приказ№1746 от 28. 04.2010г.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
Умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
Умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
Умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
Умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Рабочая программа рассчитана на 26 часов, при 2 часах в неделю. Календарно-тематический план по Истории 8 класс (70 часов)
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Педагогические средства
| Вид деятельности учащихся
| Планируемый результат и уровень освоения.
Учебно-познавательная компетенция
| Информационная компетенция. Основной понятийный аппарат
| Информационно-методическое обеспечение
| Глава I . «Реакции и революции в европейском и мировом развитии». 5 ч.
| 1.
| Империя Наполеона I.
| 1
| Эвристическая беседа с элементами дискуссии
| Индивидуальная, групповая
| Репродуктивный:
-отмечать основные причины создания империи Наполеона;
Знать термины, даты.
| Личностно значимая проблема:
Чем активнее действует политик, тем больше оценок получает его деятельность.
Плебисцит, консульство, коалиция, империя
| Карты «Европа в годы завоевательных воин Наполеона», биографический очерк.
П.1
| 2.
| Народы против Французской империи.
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальная, групповая.
| Репродуктивный:
-сравнить революционную Францию и Европу.
-отмечать завоевательную политику империи, восстанию в Испании.
Продуктивный:
-определять режим Наполеона как авторитарный;
-давать оценку исторической личности.
-знать термины и даты.
| Оккупация, национальное самосознание
| Карты «Европа в годы завоевательных воин Наполеона»,
| 3.
| Поход в Россию и Крушение империи Наполеона V.
| 1
| Комбинированный урок.
| Индивидуальная, групповая работа.
| Репродуктивный:
-основные причины крушения империи Наполеона.
-называть и показывать на исторической карте территориальные изменения в Европе после Венского конгресса.
Продуктивный:
-извлекать нужную информацию из других источников
| Венский конгресс
Священный Союз, великие державы.
| П.2, Карта «Заграничный поход Русской армии», репродукция картин,.
| 4.
| Священный союз: система безопасности для монархов.
| 1
| Комбинированный урок
| Индивидуальная, групповая работа
| -показать проявлений усиления реакции в Европе.
-знать основные этапы революции в Греции, Франции, Бельгии
-знать даты основных событий.
-заполнить таблицу «Революционные движения в Европе в 1820-1830 гг.»
| Реакция, интервенция
|
Карты «Европа в годы завоевательных воин Наполеона», П. 4
| 5.
| Победа освободительного движения в Латинской Америке.
| 1
| Урок-лекция, с элементами беседы.
| Индивидуальная, групповая работа
| Латинская Америка в начале XIX века, освободительные движения в колониях Испании. Крушение колониальной империи. Священный союз и доктрина Монро. АКШ и Латинская Америка.
| Экспансия, резервация
| Карта «Освободительные революции в Латинской Америке», П.6
|
Глава II.Образование национальных государств в Европе 4ч.
| 6-
7 .
| Революции 1848-1849 гг. в Европе.
| 2
| Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
| Индивидуальная, групповая работа
| Революционные движения во Франции, в Германии, в Австрии. - указывать даты, причины, задачи и ход революции1848-1849гг.
-выделять общие черты и различия
| Парламент, конституционная монархия, революция, финансовая аристократия
| Карта
« Революции 1848-1849 гг. в Европе», П.7
| 8.
| Национальное объединение Италии. Объединение Германии
| 1
| Урок – лекция с элементами эвристической беседы.
| Групповая
| -называть характерные черты объединительной политики.
-сравнивать данные параграфа и документов, выявлять сходство и различие в процессе объединения европейских стран;
-составлять синхронистическую таблицу объединительного движения в Италии и Германии
| Личностно значимая проблема:
Люди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними одна цель.
Национальное объединение. канцлер
| Карты «Объединение Италии», «Объединение Германии», портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка, Гарибальди.
П.7
| 9.
| Франко-Прусская война и завершение объединения Германии. Парижская коммуна.
| 1
| Комбинированный урок с элементами дискуссии
| Групповая
| -знать основные события войны и деятельности Парижской Коммуны;
-анализировать развитие социально-политических движений в Европе в 1800- 1870 гг.;
-составлять синхронистическую таблицу;
| Важность и возможность исторического прогноза для принятия правильного решения.
Парижская коммуна, реванш, версальцы.
| Карта «Франко-прусская война».
П.8
| Глава III. Становление индустриального общества 3ч.
| 10
| Рост промышленного производства. Зарождение рабочего движения.
| 1
| Образное повествование проблемная беседа
| Групповое выполнение проблемного задания
| -называть новые черты в развитии капиталистического производства в Европе;
-оперировать основными понятиями.
-сравнивать индустриальную и доиндустриальную эпоху;
-решать проблемные задания.
-моделировать последствия индустриального развития
| Личностно значимая проблема:
Технический прогресс может привести к экологическим проблемам и войнам.
Промышленный переворот, кризис перепроизводства, пролетарий, профсоюзы.
| Карта «Мир к концу XIX века”.
П.9
| 11
| Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы.
| 1
| Урок-конференция
| Групповая
| -описывать условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, достижения науки и техники в новое время и их влияние на труд и быт людей.
| Личностно значимая проблема:
Возможность эмиграции имеет положительные и отрицательные последствия.
Капитал, монополия индустриальные государства, миграция, эмиграция, эмансипация.
| «Европа в конце19- начале 20 века» карта,
П. 10.
| 12
| Консервативные, либеральные, социалистические и коммунистические идеи.
| 1
| Комбинированный урок, эвристическая беседа
| Индивидуальная, групповая.
| -называть крупнейших представителей и характерные черты общественно-политических учений.
-систематизировать материал, составлять таблицы
| Личностно значимая проблема:
Необходимость критического подхода к каждому из направлений.
Консерватизм, либерализм, марксизм, анархизм.
| П.11.
Портреты А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Маркса, сравнительная таблица.
| Глава IV «Страны промышленной цивилизации в конце XIX – начале X в.». 10ч.
| 13
| Британская империя и ее доминионы
| 1
| Конспективное повествование
| Групповая
| -называть основные этапы складывания Британской колониальной империи.
-систематизировать материал;
-составлять хронологическую таблицу
| Антанта, реформы, лейбористы, конфедерация.
| Карта «Мир к 1914 г.»
П. 12.
| 14.
| США в XIX веке
| 1
| Круглый стол, частично поисковый метод.
| Групповая
| -называть основные причины, ход и итоги Гражданской войны.
-находить при работе с документами доказательства развития в США «организованного капитализма»;
-объяснить значение понятий: расизм, аболиционизм, гражданская война, олигархия, резервация.
| Личностно значимая проблема:
Могущество государства зависит от состояния его граждан.
Расизм, аболиционизм, реконструкция, олигархия, резервация
| Карта « Война за независимость английских колоний», « Гражданская война в США»
П.13.
| 15.
| Запад и страны Центральной Европы
| 1
| Комбинированный урок
| Групповая, индивидуальная
| -называть основные черты политического и экономического развития Франции , Германии в конце 19 - начале 20 века.
-сравнивать экономическое развитие Франции с экономикой других европейских стран;
-объяснить значение понятий: радикал, коррупция, колониальная империя
| Милитаризм, пангерманизм, шовинизм, радикал, колониальная империя.
| Карта «Мир к концу 19 века», Энциклопедия.
П.14.
| 16.
| Южные и Юго-Восточные страны Европы
| 1
| Образное повествование с элементами беседы.
| Групповая, индивидуальная
| -называть основные причины , ход и итоги восстания в Сицилии.
-показать особенности экономического и политического развития Испании
I, II Балканская война.
| Аннексия, автономия
| Карта « Балканский полуостров в 1877-1908 гг.»
П.15.
| 17.
| Япония на пути модернизации.
| 1
| Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций
| Защита проектов по группам
| -называть характерные черты экономического и политического развития стран Азии и Африки в конце 19 – начале 20 в .
|
| Карта «Национально-освободительная борьба народов Азии в конце 19 – начале 20 века»
П.16.
| 18.
| Пробуждение Индии
| 1
| Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций
| Защита проектов по группам
| -определять основные направления и характер преобразований в странах Азии и Африки.
-готовить и защитить компьютерный проект
| Модернизация, колониальный режим, восстание
| Интернет-ресурсы
| 19
| «Опиумные» войны в Китае.
| 1
| 20
| Османская империя и Иран
| 1
| 21.
| Завершение колониального раздела мира
| 1
| Урок-лекция, с элементами беседы
| Групповая
| Мир в начале 20 в. -называть основные войны , причины, итоги.
-колониальная политика ведущих держав.
| Протекторат
| Карта «Африка: конец 19 – начало 20 в».П 21.
| 22.
| Колониализм: выводы для метрополий и колоний.
| 1
| Комбиниро-
ванный урок
| Групповая, индивидуальная
| Мир в начале 20 века
Европейская колонизация. Традиционализм в колониальных государствах.
| Колониализм, расизм, традиционализм
| Схема
|
Глава V/ Международные отношения и первая мировая война (1914-1918) 4ч.
| 23.
| Международные отношения в конце 19 – начале 20 в.
|
1
| Лекция с элементами беседы
| Групповая, индивидуальная
| -давать оценку международным отношениям в конце 19- начале20 в .
- называть причины Первой мировой войны;
- излагать последовательность военных событий;
- показывать на исторической карте места сражений;
-систематизировать материал, составлять таблицу
| «Антанта», «Тройственный союз», мировая война, перемирие, позиционная война, капитуляция
| Карта «Мир к 1914 г.» видеофильм «первая мировая война».Ч.1.
| 24.
|
Начало первой мировой войны (1914-1916гг.)
| 1
| лекция
| индивидуальная
| 25.
| Военные действия в 1916-1918 гг.
Окончание войны
| 1
| Организация групповой и индивидуальной работы с картой и материалом учебника
| 26.
| Повторительно - обобщающий урок.
| 1
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематическое планирование
по истории Татарстана (вторая половина XVI – XVIII века) Класс – 8
Учитель – Количество часов:
Всего – 10 часов, в неделю – 2 часа Плановых контрольных уроков – 1
Административных контрольных уроков – Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы (Казань, ТаРИХ, 2001 – 16 с.) Учебник:
Пискарев В.И. История Татарстана. XIX век: Учебное пособие для 8 класса основной школы. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2005. – 111 с.
Дополнительная литература
А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.
Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана. XIX век: Учеб.пособие для сред.общеобразоват.шк., гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2003. – 255 с.: ил.
Свердлова Л.М. Методические рекомендации к курсу «История Татарстана. XIX век»: Книга для учителя. – Казань: Магариф, 2004. – 191 с.
Хрестоматия по истории Татарстана: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-х кн. – Кн.1/Под ред. В.И.Пискарева. – Казань: ТаРИХ, 2003. – 479 с.
И.М.Фокеева. Национально-региональный компонент исторического образования: Методическое пособие для учителя. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2003. – 175 с.
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Татарстана
XIX век
8 класс Данная рабочая программа написана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы. Программа включает материал по истории Татарстана, XIX в. Содержание курса рассчитано на 10 часов, при 2 часах в неделю. УМК:
Учебник: Пискарев В.И. История Татарстана. XIX век: Учебное пособие для 8 класса основной школы. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2005. – 111 с.
При освоении данного курса школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процесса;
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
Читать историческую карту с опорой на легенду
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
Соотносить единичные исторические факты и общие явления
Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории
Учебно-тематическое планирование
по истории Татарстана 8 класс
№
модуля
| Тема
урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Понятия
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.
| Социально-экономическое развитие губернии в 1801-1860 гг.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Расслоение крестьянства, товарность
| Вопросы
| Характеризовать новые явления в социально-экономической жизни края
| § 1
|
|
| 2.
| Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы.
| 1
| Комбинированный
| Казанское ополчение, декабристы
| Тест
| Знать вклад народов края в российские события начала века, характеризовать их борьбу против французских завоевателей
| § 2
|
|
| 3-4.
| Культура края в I половине XIX века
| 2
| Комбинированный
| Модернизация, татарское просветительство, либеральные идеи
| Тест
| Характеризовать новые явления в развитии культуры, знать достижения народов в развитии художественной культуры
| § 3-4
|
|
| 5.
| Крестьянские реформы 1860-х гг.
| 1
| Комбинированный
| Панихида,
душевой надел
| Тест
| Знать особенности проведения крестьянских реформ в Казанской губернии и последствия реформ
| § 5
|
|
| 6.
| Социально-экономическое развитие Казанской губернии в пореформенный период
| 1
| Комбинированный
| Недоимки, отходники, крестьянские промыслы, урбанизация
| Тест
| Сравнивать положение различных социальных групп, знать изменения в социально-экономической жизни края
| § 6
|
|
| 7.
| Общественное движение 1870-90-х гг.
| 1
| Комбинированный
| Либерализм, революционное и либеральное народничество
| Тест
| Иметь представление об основных направлениях и участниках общественного движения в крае, знать особенности этого движения
| § 7
|
|
| 8.
| Татарское национальное движение
| 1
| Комбинированный
| Крещеные татары, миссионер, джадидизм,
кадимизм
| Тест
| Знать причины возникновения национального движения татар, характеризовать направления и основные выступления национального движения в крае, давать характеристику деятельности Ш.Марджани
| § 8
|
|
| 9.
| Развитие культуры в Казанской губернии во II половине XIX века
| 1
| Урок-семинар
| Светское образование, восточный романтизм, реализм
| Тест
| Характеризовать основные направления и достижения культуры, знать роль Казанского университета
| § 9-10
|
|
| 10.
| Казанская губерния в XIX в
| 1
| Контроль
ный
|
| Контрольная работа №1
|
|
|
|
| |