Скачать 111.23 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Формирование средневековых городов» (Тема урока) Тип урока:
Форма урока:
Цель урока:
Задачи урока: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование:
Оформление доски:
Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний по теме: «Города древнего мира». Беседа с учащимися: Учитель. Сейчас одни люди живут в городах, другие – в деревнях. А всегда ли существовали города? Существовали ли города в древнем мире? Учащиеся. Вавилон, Мемфис. Афины, Александрия, Рим. Учитель. Какова судьба древних городов? Какова судьба Рима? Учащиеся. Рим завоевали германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов было мало. Учитель. Чем занимались жители уцелевших городов (Константинополя, Мекки)? Учащиеся. Главным занятием жителей уцелевших городов была торговля. Так, например, в Мекке ежегодно проводили ярмарки. Учитель предлагает рассмотреть и сравнить карты «Франкское государство в V- середине IX в.» и «Европа в XIV-XV веках». Учащиеся приходят к выводу, что к XIV веку на территории Европы появилось множество городов. Учитель. Чем же объяснить рост городов к XIV веку? Найти ответ на этот вопрос – и есть цель сегодняшнего урока. Учитель предлагает провести урок в форме путешествия и вместе с учащимися определяет цель путешествия – узнать, как и почему возникали города в средние века, а также познакомиться с жизнью и бытом средневековых горожан. Давайте включим наше воображение. Что делает каждый путешественник перед тем, как отправиться в путь? Учащиеся. Следует определить маршрут путешествия. Учитель. А кто из вас может проложить маршрут путешествия по карте. Учащиеся прокладывают маршрут . III. Проверка знаний по теме: «Средневековая деревня и ее обитатели» Первая остановка в пути – крестьянская деревня. Учитель. Мы долгое время были в пути. Дорога нас утомила. И хорошо, что на нашем пути встретилась деревня. Нам удалось устроиться на ночлег в одной из крестьянских хижин. Здесь мы проведем время до утра, а на рассвете – снова в путь. Раньше всех встала хозяйка дома. Она разожгла огонь в очаге. Когда огонь разгорелся, он осветил помещение. Расскажите, что собой представляло жилье крестьянина. Учащиеся рассказывают о быте крестьян, используя картину «В хижине средневекового крестьянина». Примерный ответ: дом крестьяне строили из местного камня, бревен или жердей. Обмазывали его глиной, крыли соломой или камышом. Маленькие окошки в холодное время закрывали тряпками, сеном или бычьими пузырями. Поэтому света в доме было очень мало. Дым от огня выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но немало его оставалось внутри помещения. Вся обстановка состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати и сундука, где хранилась одежда, передаваемая из поколения в поколение. Учитель. Подкрепившись скудным завтраком, крестьянин стал собираться на барщину. Что мы называем барщиной? Какую еще повинность выполняли крестьяне? (Учащиеся выполняют задание № 20 на с. 7 из Сборника заданий для самостоятельной работы по истории средних веков Г. М. Агибалова). IV. Изложение нового материала План урока:
http://fcior.edu.ru/card/2074/srednevekovyy-gorod.html# Учитель. Пока крестьянин собирался на барщину, мы поинтересовались у него, как идут дела в его хозяйстве. Из рассказа крестьянина мы узнали, что в деревне у всех выросли урожаи в 2 раза. - Благодаря чему? - Многие семьи обзавелись металлическими наконечниками для плуга, многие стали использовать лошадь в качестве тягловой силы, а у некоторых в деревне появился колесной плуг. - А где удалось раздобыть колесной плуг? - Живет в нашей деревне умелец. Он и изготовил его в обмен на зерно. Теперь с такими орудиями труда землю стало обрабатывать намного легче, а значит, и урожаи будут выше. Ребята! Успехи в хозяйстве могли повлиять на появление городов? (Выслушиваются ответы учащихся). Далее при помощи табличек на магнитах на доске появляется следующая логическая цепочка: Учитель. Итак, мы продолжаем путешествие. Вместе снами покинул деревню сын крестьянина Жан. Он давно задумал покинуть деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жан не дорожил. Его могло прокормить ремесло. Взвалил он на спину короб с несложным инструментом и ушел из дому. Дорога привела нас с Жаном к монастырю. У дороги стояла кузница. Ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены монастыря много домов ремесленников. Среди ремесленников есть и бывшие односельчане Жана. Наш Жан поселился рядом с ними. Так росли поселки ремесленников в тех местах, где было много людей: у мостов, у переправ, у замков, у монастырей. - Почему именно в многолюдных местах селились ремесленники? (Выслушиваются ответы учащихся). Однажды на поселок напали рыцари-разбойники. Жители укрылись за стенами монастыря, а вот добро свое не спасли. Вернулись и решили на сходе укрепить поселок. Так возник город – укрепленное поселение. Итак, мы у стен города (декорация «Средневековый город»). Мы вынуждены остановиться у стен - стража проверяет всех, кто хочет войти в город. Пароль – название города. Изучение быта и жизни горожан. Учитель. Бредя по улицам города, вы вчитываетесь в их названия: «Улица коров», «Улица одного человека». О чем говорят названия этих улиц? На стене города вывешена табличка с правилом: «Ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине, мог ухватить, мотая головой, траву с одной стороны улицы и с другой». Сообщение о быте и жизни горожан делает один из учащихся, получивший опережающее задание. Он выступает в роли экскурсовода. V. Закрепление изученного материала на уроке. http://fcior.edu.ru/card/9039/srednevekovyy-gorod.html# VI. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Инструктаж по домашнему заданию:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Формирование средневековых городов» (Тема урока)
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК базовый по количеству учащихся, OS Windows, карта «Франкское государство в V- середине IX в.».,карта «Европа в XIV-XV веках».,пособие с аппликационными рисунками, декорация «Средневековый город», учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2007
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение к плану-конспекту урока «Формирование средневековых городов» (Тема урока) Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|