Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 100.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер100.9 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > История > План-конспект
План-конспект урока технологии

6 класс

Раздел: Материаловедение

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения»
Цели урока:

Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.

Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.

Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

Задачи:

- изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон;

- освоить этапы первичной обработки шерсти и шелка;

- познать свойства шерстяных и шелковых тканей;

- научить различать шерстяные и шелковые ткани;

-изучить свойства тканей.

Знать: происхождение шерстяных и шелковых волокон, процесс первичной обработки натурального шелка и шерсти, свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон.

Уметь: различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей.

Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».

Техническое оснащение: мультимедиа-установка.
Ход урока:
1.Организационный момент.(2 минуты)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Настрой на работу.

Урок у нас сегодня необычный,

Но работать будем мы привычно,

Приложим вместе старания,

И получим нужные знания.

Проверьте, все ли на партах в порядке,

Готовы к работе ручки, тетрадки.

Настроитесь на рабочий лад,

Улыбнитесь!

И весь урок лишь к новым знаниям тянитесь!
2. Повторение пройденного материала. (5 минут)

-Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

-Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки:

Голубой глазок, золотой стебелек,

В высоком дворце сидит,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает. (Лен)
Маленькие ларцы, кто их открывает,

Белое золото добывает.

(Хлопок)

-Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

- Лен и хлопок – это натуральные волокна.

-Какого происхождения эти волокна?

- Эти волокна растительного происхождения. (слайд)

-А какого еще происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:

По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

-Волокно какого происхождения можно получить от овцы?

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

-А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Натуральные волокна животного происхождения.)

3.Сообщение темы урока.

-Запишите в тетрадь тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

-Представителями этих волокон являются шерсть и шелк.

Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.

4. Изучение новой темы.

-Начнем с изучения шерсти.

Историческая справка. Выступление ученика. (5минут)

Стоит ли овчинка выделки?

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.

Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи.

Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.

А в СНГ овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.

-Чем же на самом деле является золотое руно? (2минуты)

- Золотое руно – это качественная шерсть овец.

-Шерсть – волосяной покров животных.

Этот покров состоит из разных видов волокон – волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.

Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно. (Рисунок в учебнике с. 5.)

Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных. (Рис. С. 6 слайд)

- Назовите их.

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.

Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,

промывают – горячей водой с мылом и содой,

сушат – в сушильных машинах.

Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.

Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице.

-пользуясь учебником, страница 6, каждая группа составит памятку «Свойства шерстяных волокон» ( пр. раб на 5 минут)

Памятка №1.

Свойства ШЕРСТЯНЫХ ВОЛОКОН И ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см

Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.

Цвет – белый, серый, рыжий, черный.
Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через ткань.

-Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.

Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали.
Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей.

Историческая справка. Выступления учеников. (5 минут)
На вес золота.

Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шелк во всем мире, перемещая его по Великому шелковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шелка. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. Но не ведомы пути прихода шелка в Японию.

А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее.

Известно, что бродячие монахи перевезли шелк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шелка всегда сопровождалось удивлением и восторгом.

Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевалась в шелк только аристократия.

Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. Но в Москве было холодно, а вот в Киеве шелковица прижилась. Современными центрами шелководства стали Кавказ, Крым, юг Украины.

Что же такое шелк и чем он так уникален? (3минуты)

Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (набор тутового шелкопряда).

Из крошечных яиц, отложенных на листьях тутового дерева, выведутся гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яйца, и все начинается снова.

Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.

-Каковы свойства натурального шелка и тканей? На этот вопрос вы ответите, после того как составите памятку, пользуясь учебником, страница 8, каждая группа составляет свою памятку «Свойства натурального шелка» (пр. раб на 5 минут).
Свойства ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН И ТКАНИ

Длина – 600-900м

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гидроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляют запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом,

слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.
Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду.

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Мы говорили с вами о том, что предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру, но и наш Щелковский район до недавнего времени был центром ткачества. Приведите примеры. Щелковский фетр, Щелковская шелкоткацкая фабрика.

5. Обобщение. Рефлексия.

Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке, мы с вами много успели узнать нового, давайте проверим ваши знания, я предлагаю вам ответить на вопросы теста, индивидуально, в тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ вы можете поставить себе один бал
Ответьте на вопросы теста (2минуты)

Тест «Натуральные волокна животного происхождения»

Подчеркните все правильные варианты ответов.


1. К волокнам животного происхождения относится

шерсть

джут

конопля

шелк

2. Шерсть, снятая с овец, называется

мех

шкура

руно

пряжа

3. К животным, от которых получают шерсть, относятся

кенаф

коза

тутовый шелкопряд

верблюд

4. Коконную нить вырабатывает

бабочка

куколка

гусеница

Проверка (1минута)

5. Схема обработки шелка включает операции

промывание волокна мылом и содой

сушка горячим воздухом

разрыхление, удаление примесей

сматывание нитей в одну



7. Подведение итогов. (2минуты)

Что мы выяснили на уроке исходя из нашей темы?

- Мы выяснили, что натуральные волокна, делятся на волокна растительного и животного происхождения.

- Волокна животного происхождения – это шерсть и шелк. Шелк производит тутовый шелкопряд, а шерсть – различные животные, это овцы, козы, кролики, верблюды.

- Мы изучили свойства шелка и шерсть, и можем с уверенностью сказать, что ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека


  • Выставление отметок.

  • Уборка рабочих мест.

  • Домашнее задание.

Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей, принести клей, ножницы, приготовится к практической работе.

ПРИЗНАКИ ВИДА ТКАНИ


ПРИЗНАК

ШЕРСТЬ

ШЕЛК

Блеск

Малозаметный

Нерезкий

Гладкость

Шероховатая

Гладкая

Мягкость

Средней жесткости

Мягкая

Сминаемость

Малая

Малая

Извитость нити

Извитые

Прямые

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск