Скачать 100.9 Kb.
|
План-конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение Тема: «Натуральные волокна животного происхождения» Цели урока: Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения. Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения. Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать, развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей. Задачи: - изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон; - освоить этапы первичной обработки шерсти и шелка; - познать свойства шерстяных и шелковых тканей; - научить различать шерстяные и шелковые ткани; -изучить свойства тканей. Знать: происхождение шерстяных и шелковых волокон, процесс первичной обработки натурального шелка и шерсти, свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон. Уметь: различать ткани из шерстяных и шелковых волокон. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, клей, образцы тканей. Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд». Техническое оснащение: мультимедиа-установка. Ход урока: 1.Организационный момент.(2 минуты)
Урок у нас сегодня необычный, Но работать будем мы привычно, Приложим вместе старания, И получим нужные знания. Проверьте, все ли на партах в порядке, Готовы к работе ручки, тетрадки. Настроитесь на рабочий лад, Улыбнитесь! И весь урок лишь к новым знаниям тянитесь! 2. Повторение пройденного материала. (5 минут) -Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна? - Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. -Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки: Голубой глазок, золотой стебелек, В высоком дворце сидит, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. (Лен) Маленькие ларцы, кто их открывает, Белое золото добывает. (Хлопок) -Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими? - Лен и хлопок – это натуральные волокна. -Какого происхождения эти волокна? - Эти волокна растительного происхождения. (слайд) -А какого еще происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку: По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. (Овца) -Волокно какого происхождения можно получить от овцы? - От овцы можно получить волокна животного происхождения. -А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Натуральные волокна животного происхождения.) 3.Сообщение темы урока. -Запишите в тетрадь тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения». -Представителями этих волокон являются шерсть и шелк. Ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды. -Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. 4. Изучение новой темы. -Начнем с изучения шерсти. Историческая справка. Выступление ученика. (5минут) Стоит ли овчинка выделки? Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью. А в СНГ овец разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан. -Чем же на самом деле является золотое руно? (2минуты) - Золотое руно – это качественная шерсть овец. -Шерсть – волосяной покров животных. Этот покров состоит из разных видов волокон – волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые. Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно. (Рисунок в учебнике с. 5.) Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных. (Рис. С. 6 слайд) - Назовите их. Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке. Ее сортируют – перебирают по качеству, треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений, промывают – горячей водой с мылом и содой, сушат – в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. -пользуясь учебником, страница 6, каждая группа составит памятку «Свойства шерстяных волокон» ( пр. раб на 5 минут) Памятка №1. Свойства ШЕРСТЯНЫХ ВОЛОКОН И ТКАНИ Длина – 2 – 45 см Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань. Цвет – белый, серый, рыжий, черный. Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами. Упругие, ткани малосминаемы. Недостатки: пылеемкость, усадка. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера. Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через ткань. -Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз. Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали. Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей. Историческая справка. Выступления учеников. (5 минут) На вес золота. Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шелк во всем мире, перемещая его по Великому шелковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шелка. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. Но не ведомы пути прихода шелка в Японию. А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее. Известно, что бродячие монахи перевезли шелк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шелка всегда сопровождалось удивлением и восторгом. Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевалась в шелк только аристократия. Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. Но в Москве было холодно, а вот в Киеве шелковица прижилась. Современными центрами шелководства стали Кавказ, Крым, юг Украины. Что же такое шелк и чем он так уникален? (3минуты) Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (набор тутового шелкопряда). Из крошечных яиц, отложенных на листьях тутового дерева, выведутся гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам. Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити. В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яйца, и все начинается снова. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. -Каковы свойства натурального шелка и тканей? На этот вопрос вы ответите, после того как составите памятку, пользуясь учебником, страница 8, каждая группа составляет свою памятку «Свойства натурального шелка» (пр. раб на 5 минут). Свойства ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН И ТКАНИ Длина – 600-900м Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные. Цвет – белый, кремоватый. Обладают высокой гидроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы. Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются. Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляют запах жженого пера. Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны. Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду. Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Мы говорили с вами о том, что предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру, но и наш Щелковский район до недавнего времени был центром ткачества. Приведите примеры. Щелковский фетр, Щелковская шелкоткацкая фабрика. 5. Обобщение. Рефлексия. Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке, мы с вами много успели узнать нового, давайте проверим ваши знания, я предлагаю вам ответить на вопросы теста, индивидуально, в тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ вы можете поставить себе один бал Ответьте на вопросы теста (2минуты) Тест «Натуральные волокна животного происхождения» Подчеркните все правильные варианты ответов.
7. Подведение итогов. (2минуты) Что мы выяснили на уроке исходя из нашей темы? - Мы выяснили, что натуральные волокна, делятся на волокна растительного и животного происхождения. - Волокна животного происхождения – это шерсть и шелк. Шелк производит тутовый шелкопряд, а шерсть – различные животные, это овцы, козы, кролики, верблюды. - Мы изучили свойства шелка и шерсть, и можем с уверенностью сказать, что ткани, изготовленные из этих волокон, положительно влияют на организм человека
Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей, принести клей, ножницы, приготовится к практической работе. ПРИЗНАКИ ВИДА ТКАНИ
|