Скачать 0.72 Mb.
|
вопросы анкеты - За что вы любите свою профессию? (педагогический стаж) - Ваш жизненный принцип? - Каковы ваши увлечения? - Что бы вы могли пожелать своим коллегам? - Могли бы вы сказать несколько слов о вашем любимом учителе? - Каким вы видите школу будущего? (инновационную школу) Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время по истории. Коленченко Е.М., учитель истории высшей квалификационной категории, Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся, Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Но исследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике. Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории. Нами подготовлена, апробирована, обобщена на муниципальном и региональном уровнях авторская технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Ее практическим результатам был посвящен ряд выступлений на районных, региональных и российских конференциях, а также статьи автора в нижегородском «Педагогическом образовании» в 1999, 2001, 2005гг. Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз. Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе. Сегодня роли учителя разнообразны: это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт, постоянно повышая свою профессиональную компетенцию. Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся? Нами разработана технологическая карта методики учебного исследования: Создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик -> развитие интереса к предмету, навыков самообразования -> приобщение к творческой и проектной деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков -> организация учебно-исследовательской деятельности. В организации данной технологии можно выделить несколько этапов. Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: - анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом. Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности. Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «Историческая мозаика», «XX век в лицах», «История Отечества глазами художников»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ», «Знаменитые россияне»), объемные наглядные пособия (макеты русских храмов, средневековых крепостей, оружия) носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х и 10-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, маски богов, костюмы и декорации, диафильмы, мини-презентации. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории. Вот список тем сочинений, выполненных учеником в течение 3-х лет: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия», «Нижегородский кремль вчера, сегодня, завтра». На обобщительно-повторительном уроке учащиеся защищали проект «Детская историческая энциклопедия. Россия в 17-18 вв.», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды обучающихся. Интересны творческие проекты: «Герб п. Мулино», «День народного единства», « Мой любимый город», «Нижегородский кремль- чудо России»( см. приложение). Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций. Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса. Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки, разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9-11 классах – преимущественно, через школьную лекцию). Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений. В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п. Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку «Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей» Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций. Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях, в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах. Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование. Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?» К внеклассному мероприятию, посвященному декабристу Анненкову, учащиеся подготовили авторские портреты четы Анненковых, прочитали книгу А.Дюма «Учитель фехтования» и мемуары Полины Гебль, сравнили исторический источник, художественное произведение и учебник, разыграли несколько интересных сценок. На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, факультативные и элективные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты. Основным средством учебно-исследовательской деятельности являются первоисточники (исторические документы и материалы, общепризнанная историография), разрешение исторических проблем, дискуссионные вопросы, «белые пятна» в истории. Опора учителя – способные и одаренные дети. Цель УНИО «Эрудит» - ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования. С этой целью в рамках факультатива и электива организуется ряд занятий по следующим темам: 1.Историки, оставившие глубокий след в науке. 2. Уровни, методы и алгоритм научного познания. 3.Библиографический поиск, работа с историческими источниками. 4.Оформление учебно - исследовательской работы. 5.Презентация исследования. Разработаны информационные листы и памятки «В помощь юному мыслителю»: «Что нужно знать о библиотеке», «Способы чтения», «Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы», «Правила оформления библиографических ссылок», «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы». |