Скачать 36.09 Kb.
|
Конспект занятия в 9классе про программе «Мужчина в доме», Домоводство. Тема: «Шиповое соединение» Цель: Научить воспитанников правильному изготовлению шипового соединения, как основного соединительного элемента деревянных конструкций в доме (окна, двери, мебель и т.д.). Закреплять на каждом занятии и вырабатывать навыки работы ручным столярным и слесарным инструментом. Материалы и инструменты: верстаки, стамески, молотки, киянки, пилы, линейки, угольники, дрель, рейсмус, напильники. Объект труда: Проножка и царга для кухонного табурета. Ход занятия. Осмотр внешнего вида детей и готовности их к занятию. Пока дежурные раздают заготовки и инструменты для работы задается вопрос: Кто помнит чем мы занимались на прошлом занятии, так как благодаря празднику времени прошло много? Необходимо наводящими вопросами подвести к теме занятия «Шиповое соединение», так как хотя они его и делали, но еще не знакомы с понятием шипового соединения. После пошагового напоминания технологии изготовления царги - разметка, определение базовых поверхностей, опиливание, запиливание, скол, озвучивается тема занятия и предлагается самостоятельно определить его цель, исходя из названия темы. Суммируя ответы нужно добиться цели – зачем оно вообще нужно. Даже если дети не определят цель, предложить им ответить на вопрос, а зачем нужно знать технологию шипового соединения в домоводстве? Подведением итогов ответов должно стать предложение еще раз ответить на него, но уже в конце занятия. Изложение материала. В истории людей есть такие изобретения, которые сильно изменяют нашу жизнь, например, игольное ушко, рассказать о нем. Подобным можно назвать и открытие шипового соединения у деревянных изделий, благодаря которому появилась мебель, окна, двери и различные столярные изделия. Назовите, что общего между дверью и окном, шкафом и кроватью? Да! Шиповое соединение деталей, когда шип одной вставляется в проушину или гнездо второй, обеспечивая неразъемное соединение. Шип – выступ в торце детали, обустраиваемый заодно с ней или отдельно, вставной шип. Проушина – это ответная часть на второй детали, полностью соответствующая размерами шипу, так как он устанавливается в нее. Гнездом называют проушину, не имеющую торцевого среза. Ребята! Грамотное название частей шипового соединения это ваша культура, а почему, объясню чуть позже. В качестве наглядных образцов раздаются в основном многошиповые детали, а силу удержания можно продемонстрировать, показав удержание рук сложенными пальцами. Вот видите, достаточно замкнуть, закрепить всего лишь один шип, что бы все изделие удержать от распада. Если с шиповым соединение трудностей не возникает, все вы много раз сталкивались с ним, посмотрите на торцы ваших верстаков, то выполнить соединение сложнее. Если шип сделать слишком большим, то он расколет проушину, вспомните, как легко скалывается древесина с торца детали. Если прослабить шип, то он будет болтаться в гнезде и не позволит произвести качественного склеивания. Шип должен входить плотно, с небольшим натягом, что бы место было только для клея, все остальные варианты являются браком. А теперь попробуйте ответить на вопрос, что делать, если шип получился бракованным или у вас дома тот же табурет сломался? Надо логически подвести детей к применению вставных шипов, причем как основного элемента ремонта домашних изделий из дерева. Прежде чем мы приступим к практической части занятия, напомните мне основные правила безопасной работы с инструментами: Пилой, рубанком, напильником, стамеской. Молодцы! Задание на занятие. Необходимо закончить изготовление шипа, подгоняя его под имеющееся гнездо, причем желательно не перепутать лицевую сторону и внутреннюю. После подгонки обеих торцевых частей, мы попробуем собрать хотя бы один табурет, причем на следующее занятие я постараюсь вам рассказать, что такое сборочная единица и сборка изделия, что требуется при подгонке изделий. Во время работы осуществляется индивидуальная работа с каждым ребенком, причем, если делается грубая ошибка, то приемы правильной работы демонстрируются всем. Если будут дети, значительно опережающие товарищей, то им предлагается самостоятельное изготовление проножки. Подведение итогов. Я рад, что вы все справились с заданием, но мне вновь хочется вернуться к цели занятия, давайте все же ответим, зачем вам нужно знать технологию шипового соединения? Правильно, ремонт шипового соединения возможен только изготовлением нового шипа, причем прочность соединения должна быть несколько больше, чем у нового изделия. Спасибо всем, убираем свои рабочие места, без подметания. Обсуждение урока. Моей целью является выработка навыка работы ручными столярными и слесарными инструментами, а так же развитие пространственного мышления, предлагая детям на каждом занятии чтение и разработку чертежей. Кроме это, дети учатся самостоятельно чертить эскизы деталей, а затем по чертежу определять технологию ее изготовления. Не всегда нужен успех в выполнении детали, главным может быть успешная разметка. Кроме этого у наших детей нет никакого навыка работы инструментом, для них это больше очередная игра, чем труд, например, все знают разницу между острым и тупым инструментом, и тем не менее, следить за ним у них не получается, не говоря про навык работы. Научиться забивать гвозди можно, лишь забивая их, хотя пора уже учиться закручивать саморезы. Тема домоводства непосредственно связана со столяркой, так как в основном это дерево, оно распространеннее, поэтому полное изготовление изделия дает представление и о окне, и о двери, и о мебели, так как принцип вязки у них одинаков. Раньше мы как то ремонтировали стулья, последние два года совсем нет. |