Хлыстова Наталья Львовна,
заместитель директора по учебно – воспитательной работе,
учитель истории и обществознания,
Центр образования № 1619 имени М.И.Цветаевой,
город Москва
Использование материалов рабочих листов
на уроках мировой художественной культуры
С такими видами учебных пособий и методических материалов работает учитель ?
Материалы УМК
| учебник
| Рабочие тетради к учебнику
| хрестоматия
| Исторические карты
| Контурные карты
| тесты
| Печатные методические пособия для учителя
| ЦОР
| В данное время, когда учащиеся 11 классов сдают итоговый экзамен в формате ЕГЭ, работа на уроках с листами «Рабочей тетради» занимает на уроке и при подготовке домашнего задания особое и важное место, часто для учащихся именно задания, требующие знания отечественной и мировой культуры, вызывают трудности
Практически ко всем учебным курсам истории разными издательствами изданы рабочие тетради. Все эти учебные пособия объединяет общее:
Рабочая тетрадь
| что это
| для кого
| как
| зачем
| Решает педагогические задачи
| система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий
| Задания, обращены к ученику
| В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно
преобразовывает информацию
| В результате этого обретает новые знаний, умения и навыков
| формирование исторического мышления за счёт применения источниковедческого, историографического, методического и подходов
| Учитель современной формации, активно использующий возможности компьютера и Интернета, изменяет технологию образовательного процесса. Большой положительный результат дает организация уроков с использование рабочих листов, которые составляет сам учитель. Он выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист – уникален по оформлению и подборке материалов).
Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:
обучения
| психологической поддержки
| организации
учебного процесса
| контроля
| организации дистанционного
обучения
| Формирование предметных знаний и общеучебных умений
| Развитие внимания.
Работая над выполнением специальных заданий, ученик развивает мышление
| Вести записи нужно аккуратно, чётким подчерком, ведь при повторении необходимо обратиться у материалу
| Контроль знаний и умений возможен на всех этапах урока или определённых этапах урока.
Задания
сгруппированы в логические блоки
| Учитель, используя электронную почту или пространство сайта (учителя или образовательного учреждения), помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал
|
|
| При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля.
|
| При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля.
| Рабочий лист может включать материалы: тесты, логические схемы, опорные конспекты.
Поэтому виды рабочих листов бывают:
Информационные
| тестовые
| интегрированные
| Предложенные материалы помогают при изучении нового материала.
Включены картины или их фрагменты, отрывки из произведений.
| Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С),
| Листы включают
- материалы для поверки, изученного ранее,
- опорные материалы для записи изучаемого материала,
- задания для самостоятельной работы
|
Примерная структура интегрированного рабочего листа:
Материал на повторение изученного на прошлом задании
| Краткий информационный материал по новой теме
| Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения.
| Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы
|
Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:
Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;
При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
У учителя, ведущего в классе, также уроки истории и обществознания, есть возможность интеграции материала;
Учитель создаёт пакет рабочих листов;
Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.
Пример организации работы на вводном уроке МХК в 11 классе, использован материал учебника Л.А.Рапацкой.
1 урок. МХК работу выполнил
Сферы жизни общества
| Духовная сфера общества – это
Социальные институты духовной сферы
| От слова – возделывать, — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний)
ЭТО
| образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Наряду с наукой — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
ЭТО
| вера в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
ЭТО
| сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности.
ЭТО
| Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. лат.Cultura + греч.Logos
Что изучает
| кто
| как
| цель
|
|
|
|
|
что создает
| Кто
| Способы познания
| цель
|
|
|
|
|
| зритель - понимание красоты, принятие работы
или не понимание (нет потребности, знаний, культуры)
| Произведение
| автор - идея, понимание мира и красоты, желание донести свои мысли до зрителя
|
| Аннотация к учебника
| Всеобщая история Основные события конца 18 – 19 века Основные события 20-21 века
XIX век XX век
государства
| по учебнику
| Тест 1.
| Тест 2.
| Установите соответствие между основными направлениями в искусстве и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАПРАВЛЕНИЕ
| СОДЕРЖАНИЕ
| А) реализм
Б) сюрреализм
В) экспрессионизм
Г) экзистенциализм
Д) поп-арт
Е) гиперреализм
| 1) смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире
2) отчужденный человек во враждебном мире
3) одинокий человек в мире абсурда
4) деидеологизированная личность общества «массового потребления»
5) обезличенная живая система в жестком и грубом мире
6) ответственность личности и преодоление эгоцентризма
|
| Дать объяснение:
Театр
Киноискусство
Мюзикл
Расположите в хронологической последовательности исторические направлении искусства.
1) классицизм
2) романтизм
3) критический реализм
4) сентиментализм
|
Активизируйте ваши знания по культуре. Заполните таблицу по культуре одной из стран
Время
| Художник
| Архитектор
| Музыкант
| Писатель
| иное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Домашнее задание: определить тему выступления +презентация на 1 полугодие по русской культуре 19 века.
|
Технические и организационные вопросы
Подготовка учителем рабочих листов
| Тиражирование рабочих листов
| Знание особенностей учебников для базовой и профильной школы
| Ксерокс или принтер в кабинете
| Знание материалов ГИА и ЕГЭ
(кодификатор)
| 1 тема урока – 1 печатный лист
| Использование учителем дополнительного времени для подготовки листов
|
| Ученик ведёт папку, в которой и хранятся листы
(Портфолио работ)
|
|
Рабочие листы делаются в программе Word, в таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации, добавляются задания.
Источником новой информации являются копии тех картин, гравюр, икон, фотографий, которые не использованы авторами учебников, но интересны для изучения.
Я надеюсь, что такая форма работы с использованием авторских листов даст положительные результаты, уроки МХК станут ещё интереснее и я, как учитель, поднимаюсь на новую ступень педагогического мастерства! Приложение:
Мною сделаны рабочие листы к учебнику Л.А.Рапацкой «Мировая художественная культура», 11 класс Тема 1. Романтизм в художественной культуре 19 века. Стр.24-33
|
| Бывая в музее или картинной галерее, вы видели произведения живописи. Что содержит запись у произведения?
| Изобразительное искусство
| Живопись
| Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи
|
|
|
| По назначению живопись различают:
| По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности, различаются следующие направления живописи:
| Жанры живописи
| Идеи художников – романтиков
| Художники Франции и Испании периода романтизма
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
|
| Европейская музыка эпохи романтизмастр.38-58
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…» А.С.Пушкин
| Музыка – это
Музыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) —
Элементы выразительности музыки
| Роль музыки в жизни человека и общества
|
| Великие люди о музыке
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)
Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)
Музыка - источник радости мудрых людей. (Сюнь-Цзы)
Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Бетховен)
Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)
Музыка - народная потребность. (Людвиг Бетховен)
Величие искусства яснее всего проявляется в Музыке. (Иоганн Вольфганг Гете)
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. (Аристотель)
| Мини – эссе. Я согласен с точкой зрения ….
| Музыка романтизма – это
|
|
Фортепиано
| Романтизм в музыке в…. (на выбор: государства, композиторы)
№
| композитор
| страна
| произведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. В широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
|
(от греч. συμφωνία — «созвучие») — музыкальное произведение, как правило в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения оркестром.
|
ОПЕРА – это
|
Запиши ответ
Автор оперы «Лоэнгрин»
| Автор оперы «Сивильский цирюльник»
| Автор и название оперы про историю Древненго Египта
| Автор оперы «Кармен»
| Какой замок в Германии связан с музыкой периода романтизма и как
|
|
|
|
| Композитор, гордость венгерской национальной культуры
| Композитор, посвятил свою м
| зу родной Польше
Автор оперы оперной тетралогии «Кольцо нибелунгов»
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Импрессионизм
Идеалы романтического искусства
| Во второй половина ХХ века романтизм теряет позиции
| У европейцев зарождается интерес
|
|
|
| Из истории возникновения
Автор название
| (фр. impressionnisme, от impression — _________________________)
Художники – импрессионисты воспевали
В выборе сюжетов
Свои картины они писали
| Их чрезвычайно занимала проблема
| Имя, годы жизни
| произведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вывод: заслуга импрессионистов в развитии живописи в том, что они
Тема 4. Экспрессионизм: действительность через призму страха и пессимизма
Ф.М.Достоевский
| Позиция мастеров европейского экспрессионизма
|
|
|
Экспрессионизм – это
expressio
| Объединения художников - экспрессионистов
| Средства художественной выразительности использовали художники – экспрессионисты
| События мировой истории 1900 – 1945 г.г.
Художники - экспрессионисты
№
| Ф.и.о.
страна
| Творчество и произведения
| 1.
| Эдвард Мунк
|
| 2.
| Эрнст Людвиг Кирхнер
|
| 3.
| Оскар Кокошка
|
| 4.
| Отто Дикс
|
| Экспрессионизм в литературе
№
| Ф.и.о.
страна
| Творчество и произведения
| 1.
| Австрия
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| Музыкальное искусство экспрессионизма
Нововенская композиторская школа
Представители
идеалы
|
№
| Ф.и.о.
страна
| Творчество и произведения
|
| Арнольд Шёнберг
|
|
|
| Додекафония-
|
| Альбан Берг
|
|
|
|
| |