Скачать 39.38 Kb.
|
Конспект урока по русской литературе на тему: «Герой нашего времени». История создания Тема: «Герой нашего времени». История создания. Цели: 1) Образовательная: познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; проанализировать «Предисловие» к роману; 2) Развивающая: развить навыки конспектирования и навыки анализа текста; 3) Воспитательная: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя. Форма урока: урок-лекция. Оборудование: портрет писателя, выставка книг. Ход урока I . Организационный момент. Вступительное слово учителя Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению прозы М.Ю. Лермонтова, а именно к роману «Герой нашего времени». II. Лекция учителя. 1. История создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием были объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Предисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла. 2. Особенности композиции. 1. Нарушение хронологической последовательности 2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновременная их связь, цикличность. 3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой). Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «историю души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хронологической последовательности событий определяется идейным замыслом автора и подчинено движению от внешнего к внутреннему, от действий и поступков героя к мотивам, побудившим его к этим поступкам, от загадки — к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествования (выскажем эту мысль априори па вступительном занятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каждой из повестей). (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.) 3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа. Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кавказ в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его столкновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае — июне 1832 г. ему разрешается пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником истории с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (повесть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некоторое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Журналу Печорина») III. Комментированное чтение «Предисловия» к роману М. Ю. Лермонтова. Беседа с учащимися по вопросам:
2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? (Это своеобразный ответ на современную критику.) 3. В чем видит писатель особенности образа главного героя? («Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».) 4. Что, по мнению автора, нужно современному читателю? («Нужны горькие лекарства, едкие истины» .) 5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? («Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает! ») IV. Домашнее задание. Прочитать повесть «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» V. Подведение итогов урока, выставление оценок. |