Скачать 109.46 Kb.
|
Программа элективного курса «Проблемные вопросы российской истории» Место курса в образовательном процессе Программа элективного курса «Проблемные вопросы российской истории» прдполагает расширение и углубление представлений учащихся о важнейших проблемах и теориях Отечественной истории. Его реализация осуществляется в течение 2-х лет старшей школы (10-11 классы) в рамках преподавания истории в профильном классе по направлению социально-правовой профиль. Это означает, что изучение данных вопросов идет внутри курса истории. Введение вопросов данного курса вызвана тем, что сегодня доступных учебных пособий для изучения проблемно-теоретического курса по истории старших классов, чей профиль обучения связан с общественно-гуманитарным направлением, нет. Однако он может быть востребован и учащимися других профилей как возможность для повышения компетентности в сфере формирования гражданской культуры. Курс опирается на предметные знания учащихся в области отечественной и всемирной истории, экономики, политологии, права, отечественной и зарубежной литературы. Интерактивные формы проведения занятий, самостоятельная исследовательская работа, работа в группах с историческими документами способствуют формированию у учащихся представления о политическом и социально-психологическом фоне эпохи, ведущих тенденций и альтернатив исторического развития России. Направленность курса развивающая. Он ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитические способности. Общий объем развернутого курса – 34 часа. Цели курса. Создать условия для:
Задачи курса. Учащиеся должны овладеть:
Темы занятий: 1. Российская государственность: результат складывания внутренних предпосылок или привнесение извне? 2. Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок? 3. А было ли на Руси монголо-татарское иго? 4. Опричная политика: шаг к кризису российской государственности и общества или дальнейшее их укрепление? 5. Причины Смутного времени: проявление глубокого внутреннего кризиса или роковое стечение обстоятельств? 6. Степан Разин: герой или злодей? 7. Можно ли считать причиной церковного ракскола противоречия между царем и патриархом? 8. Чего добился Петр I: преодоления отсталости России или нарушения естественного хода ее развития? 9. Век Екатерины Великой: просвещенный абсолютизм или укрепление крепостничества? 10. Александр I: либерал или консерватор? 11. Отечественная война 1812г: обычная война двух монархий или великий подвиг народа, защищавшего свою независимость? 12.Сперанский и Карамзин о путях развития России: конституционная монархия или самодержавие? 13. Могло ли восстиание декабристов быть успешным? 14. Николай I: трезвый консерватор или «Николай Палкин»? 15.. Освобождение крестьян–это компромисс между государством и обществом или попытка избежать новой пугачевщины. 16. Народники: демократы или анархисты? 17. Александр III: шаг вперед или шаг назад? 18. Можно ли было избежать Кровавого воскресенья? 19. Действительно ли с убийством П.А.Столыпина Россия потеряла надежду на счастливое будущее? 20. Февральская революция: было ли неизбежно свержение царизма или все же можно было сохранить монархию? 21. Корниловский мятеж: покушение на демократию или «русский Пиночет»? 22. Кто развязал террор в годы Гражданской войны? 23. Сталин: кровавый тиран или верный продолжатель дела Ленина? 24. Готовил ли Сталин упредительный удар или имеет ли право на существвание версия Суворова о событиях Великой Отечественной войны? 25. В чем состояли триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.) 26. Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима? 27. Н.С.Хрущев: реформист коммунизма или верный продолжатель дела Сталина? 28. Эпоха Л. И. Брежнева – период «застоя» или эпоха стабильности? 29. Ю.В.Андропов: вперёд к Горбачёву или назад к Сталину? 30. М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР? 31. Общее и особенное в сущности экономических реформ периода перестройки и в 1990-е годы. 32. Пришла ли Россия к рыночной экономике? К правовому государству? К гражданскому обществу? 33. Какова роль личности в современной российской истории? 34. Россия: можно ли понять умом или нужно просто верить? Конспект Урока Тема: Опричная политика: шаг к кризису российской государственности и общества или дальнейшее их укрепление? Цели урока: создать условия - для развития информационной компетенции учащихся через осмысление понятия опричнины, ее причин и последствий; - для самореализации учащихся в работе с историческими источниками, монографической литературой, в умении определять и отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других; - для воспитания чувства коллективизма при работе в группах, ценностного отношения к человеческой жизни. Ход урока На доске: - репродукция картины В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный»; - эпиграф «Государь! Убойся суда Божьего! Мы здесь приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Ты высок на троне, но ты тоже человек»; - шаблон таблицы. На предыдущем уроке учащиеся уже рассматривали с учителем содержательную часть темы «Опричина» и на дом им был задан параграф 27, в котором изложена дискуссия в российской исторической науке о характере опричнины. Также им дано задание подготовиться к дискуссии о характе опричнины. Все ребята были разбиты на 5 групп, каждая изучала точку зрения одного автора. Учитель: Опричнина как наиболее драматичный и трагический период правления Ивана Грозного давно служит объектом особого внимания историков. В отечественной исторической науке до сих пор нет единого мнения о сущности этого явления. Опричнина - один из наиболее загадочных периодов русской истории. Ученые до сих пор спорят о природе этого явления: было ли оно прогрессивным нововведением мудрого политика, направленным на укрепление могущества государства российского, или же очередной прихотью свирепого тирана, обернувшейся ужасным бедствием для всех слоев русского населения? Всю существующую литературу по теме изучить нет ни возможности, ни нужды. Поэтому мы с вами, предварительно изучив имеющиеся точки зрения, представим их на всеобщее обсуждение, а результаты работы занесем в таблицу. Учащиеся: представляют точку зрения изученных авторов (по группам), по ходу каждый имеет право задать вопрос оппонентам и веде записи в тетради, заполняя таблицу.
Учитель: предлагает классу обсудить следующие вопросы:
Результат обсуждения темы: Общим итогом можно считать следующие выводы: В результате опричнины была ослаблена княжеско-боярская аристократия. Исчезли остатки феодальной раздробленности; Московское государство стало централизованным, с сильной монархической властью. Проблема соотношения государства и общества была решена в пользу государства. Были ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли стать основой формирования гражданского общества. В стране бушевала экономическая разруха; целые области были опустошены, началось массовое бегство на окраину государства и введению заповедных лет, что стало важным шагом к закрепощению крестьян. Ослабление внешнеполитических позиций. Ослабление военной мощи государства. Отдаленное, но прямое следствие опричнины – смута. Опричнине существовала реальная альтернатива. Это показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь был не только таким мучительным и кровавым, как опричный, он и обещал результаты более прочные, и исключал становление снабженной государственным аппаратом деспотичной монархии. Но этот путь не обещал результатов немедленных. Учитель возвращает учащихся к теме урока и задает д.з. Домашнее задание: письменно дать ответ на вопрос, заявленный в теме, аргументируя свою точку зрения. Список использованной литературы: 1.Карамзин Н.М. История государства Российского. Москва. 2007. 2.Ключевский В.О. Русская история. Москва. 2007. 3. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Л.: Наука, 1988. – 244 с. 4. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1975. - 247 с. 5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 175 с. 6. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1964. - 535 с. 7.Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Избранные главы. Москва. 2004 8. Интернет – ресурсы: www.hronos.ru – Официальный сайт истории «Хронос» |