Скачать 83.17 Kb.
|
План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ«Каждый художник урожай своей земли хвалит»(3 клАсс)Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши) Тема «Каждый художник урожай своей земли хвалит» Цели: - научить технике рисования с натуры, подбору красок, цветовой гаммы, тени, расположению на листе; - развивать умение переносить увиденное на лист с учетом формы и цвета; развивать наблюдательность и внимательность, познавательные интересы учеников через исследовательскую работу; - воспитывать любовь к окружающей природе, способность чувствовать красоту окружающего мира, экологическую культуру, усилить эмоциональное восприятие природы при шедевров живописи; воспитывать уважительное отношение к труду земледельца; - осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с окружающим миром, музыкой. Оборудование: иллюстарции репродукций : натюрморты с овощами, простые карандаши, альбомы, резинки, акварельные краски, кисти; образец педагогического рисунка «Натюрморт с овощами», аудиозапись классической музыки. Оформление доски: рисунок – образец «Натюрморт с овощами», иллюстрации - репродукции, оформленный натюрморт. Предварительная работа: Мини – проект (в форме сообщения) об истории выращивания овощей. Ход урока: I. Актуализация знаний 1.Организация класса А) Приветствие детей с учителем. Б) Проверка готовности к уроку. В) Повторение: - Давайте вспомним, что такое «живопись»? / «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль»; «Живопись означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность»/. - Какие жанры живописи вы знаете?/ портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр/ II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе 2.1. Сообщение темы - Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете акварельными красками. Кто скажет, что такое натюрморт? /«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь»/ - Натюрморты каких художников вы знаете? /Ребята перечисляют художников, картины которых рассматривали на прошлом уроке. Можно использовать презентацию «Цветы в работах художников»/ - На прошлом уроке мы с вами писали цветы, а сегодня научимся писать овощи (фрукты). Тем более совсем недавно в нашей школе прошел Праздник урожая, и мы с вами видели, какой замечательный урожай выращивают ребята с родителями на дачных участках. За всем этим стоит непростой труд. Как думаете, зачем люди тратят время и силы на выращивание овощей и фруктов? / Ответы детей/ Верно. Это основа основ нашей жизни – пища. Нет пищи – нет жизни. Теме урожая посвящено много стихов, историй, картин, музыкальных произведений, где чествуют труд и прославляют земледельцев. И, конечно, выражают эстетическое восхищение формой, цветом, ароматом. 2.2.Информация об объектах натюрморта - Сегодня наш урок посвящен урожаю. Но так как все объекты урожая людей мы не сможем объять, то остановимся на некоторых. Угадайте, о чем идет речь? [1] : Зоркий глаз – Богатырь Тарас В подземелье ушел, Десять братье нашел. Посмотри- ка, посмотри, Каковы богатыри! /Картофель/ /Вывешивается картинка - иллюстрация с картофелем/ Любопытный красный нос По макушку в землю врос, Лишь торчат на грядке Зеленые прядки /Морковь/ /Вывешивается картинка - иллюстрация с морковью/ На троне в зеленой короне Царь сидит на припеке, И лоснятся от важности красные щеки. Ветер поднялся, трон зашатался, Царь удивился, с трона свалился. / Помидор/ - Каждый овощ имеет свою историю. И сегодня историю об одном из этих овощей нам расскажет ххххх. / Сообщение сопровождается демонстрацией картин с овощами/. III. Работа над темой урока 3.1. Исследование композиции, цветового решения - Ребята, обратите внимание на композицию натюрморта. Как расположены овощи? Какой овощ позади, а который впереди, слева и справа? Какие овощи крупным планом, а какие «спрятались»? /Ответы/ -Какой формы эти овощи, на какие геометрические фигуры похожи? /Ответы/ -Какого цвета овощи, какие оттенки? / Ответы/ -Где и как расположена тень? / Ответы/ 3.2. Последовательность работы /инструктаж/ -Во-первых, сделаем набросок будущей картины. Берем простой карандаш и легкими движениями, чуть прикасаясь к листу, оформляем композицию. Не забываете о расположении и величине композиции на листе. Сначала рисуем овощ, который находится в центре, его отчетливо видно целиком. Передаем форму овощей: картофель продолговатый, морковь похожа на очень вытянутый треугольник, помидор как приплюснутый шар. Самая большая - это картофелина. Помидор поменьше, но покруглее. Морковь самая тонкая, но самая длинна. Не забудьте нарисовать у помидора и у моркови хвостики. -Во-вторых, начнем окрашивать самые светлые места Для этого на тонкую кисточку набираем краску и сначала рисуем округлые линии. Потом берем более темную краску и продолжаем наносить. Стараемся сделать так, чтобы у всех овощей появился объем. Окрашиваем, делая тонкой кисточкой мазки так, чтобы все линии передавали форму овощей. Не забывайте, что для достижения нужного цвета краски можно смешивать. Используйте таблицу смешивания красок, и ваши палитры. -В-третьих, когда овощи немного подсохнут, доработайте более тонкие места: веточки, хвостики, др. -В-четвертых, обратите внимание на фон: он тоже с одной стороны светлее, с дугой – темнее. Выполните сначала фон, а после того, как он подсохнет – нанесите тени. Не забудьте подписать свою работу и поставить дату. -ххх- Физминутка - Ребята, какие факторы необходимы для урожая, чтобы он нас радовал? (тепло, земля, воздух, вода, солнце). Давайте поиграем в солнышко. Солнце. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. - ххх - 3.2. Практическая работа - Ребята, а теперь можно приступать к работе. Для создания приятного настроения я включу музыку. - Сначала начинайте работать простым карандашом. И как только закончите набросок, можно будет работать красками. - Постоянно сравнивайте свой рисунок с натурой. Посмотрите, правильно ли вы передаете форму, строение, цветовую окраску изображаемых объектов. IV. Итог урока 4.1. Просмотр и оценивание работ /Оформление выставки. Оценивание работ/ 4.2. Рефлексия - Посмотрите на нашу выставку. - Нравится ли вам ваша работа? Чья еще работа нравится? - Понравилось ли вам быть художниками? - Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики). П Р И Л О Ж Е Н И Е [2] : Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений. Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза. Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы. Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия. “Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни. В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом. В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли. Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом. Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. (Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15) Информационные источники:
|