Скачать 47.58 Kb.
|
Конспект урока биологии в 11 классе. Тема урока. История жизни
-жизнь; -развитие жизни; -эволюция; -гипотезы возникновения; -эры жизни. Я предлагаю эти понятия использовать вам при составлении интеллект-карты.
-наблюдение; -исторический; - описательный; - сравнение; -эксперимент. Какие пути получения знаний об истории жизни на Земле вам известны? - изучение ископаемых остатков; - изучение и сравнение флоры и фауны материков; - сравнение зародышей организмов; - сравнение строения современных организмов с вымершими. Эти способы использовались учеными на протяжении многих столетий. Благодаря этому мы сейчас имеем богатейший материал о возникновении и развитии жизни на Земле. Это научные труды, научно-популярные фильмы, палеонтологические коллекции, художественная литература, справочники. На сегодняшнем уроке мы используем различные пути получения информации для повторения и обобщения знаний об истории жизни на Земле. 5. Воспроизвести процесс возникновения жизни на Земле невозможно, поэтому мы используем научно-популярный фильм. Просматривая фильм ответьте на вопрос: о какой гипотезе идет речь и кто ее автор? Обсуждение. Какие гипотезы возникновения жизни вам еще известны? Заполните поле интеллект-карты «Гипотезы возникновения жизни». 6.Мы посмотрели видеоролик о возникновении жизни, вспомнили гипотезы происхождения жизни, а что такое жизнь? Дать точное определение жизни чрезвычайно трудно, но все-таки такие попытки были предприняты неоднократно. Какие из них вам известны? (по Энгельсу, материальным носителем жизни является белок, способ ее существования - самообновление, а механизм самообновления – обмен веществ. По Волькенштейну, носителем жизни являются белок и нуклеиновые кислоты, сущность жизни как самовоспроизводящейся системы связана, со способностью постоянно обмениваться веществом и энергией с окружающей средой.) И все же ни одно определение не является полным, так как не дает ответа на вопрос, чем живое отличается от неживого? Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живого. Здесь вы видите определение понятия Жизнь, но с перечисленными лишними характеристиками, вычеркните, что по-вашему лишнее, отразите это на картах, заполнив область «Жизнь». Верный вариант ответа. Проверка. Жизнь – это открытая система, имеющая наследственный аппарат в виде ДНК или РНК, обладающая иерархическим построением или уровневой организацией, ей присущи гомеостаз, взаимосвязь, самовосстановление, развитие. 7.С момента появления первых живых существ и до сегодняшнего дня история Земли была насыщена удивительными превращениями, от простого к сложному, от низшего к высшему, одно событие сменяло другое. Я предлагаю вам использовать следующий способ получения знаний- восстановление причинно-следственных связей. Создадим «ленту времени». Возьмите конверты с заданиями. Для 1 группы это ключевые слова о произошедших событиях в процессе исторического развития, необходимо установить время, когда событие происходило. (вопрос Что, когда происходило) Вторая группа установит причину произошедших событий (вопрос По какой причине происходило?) Третья группа анализирует факты и отвечает на вопрос к чему привело? В процессе работы над заданием вам необходимо заполнить область на карте «Развитие жизни». Время работы 4 минуты. (Выступление групп происходит с объяснением своих результатов. От группы может 1 или 2 выступающих ученика.) Посмотрите какая лента времени у нас получилась. С живой и неживой природой в истории Земли постоянно происходили изменения. Всякое событие имело свою причину и следствие. Каждое из событий происходило в разную эру. Вспомните названия эр жизни. Продолжите заполнение области «Развитие жизни». Проверка. 8. ТЕКСТЫ Вопрос развития жизни на Земле волнует не только ученых, но и писателей. Написано немало книг, из которых также можно почерпнуть информацию о развитии жизни на Земле. Наиболее интересны книги таких авторов как И.А Ефремов, В.А Обручев, Клиффорд Саймак, Жозеф-Анри Рони-старший и др. Я предлагаю вам познакомиться с отрывками из произведений этих писателей, проанализировать предложенный текст и ответить на поставленные вопросы, подобрать соответствующее изображение, которое вы должны разместить на карте. ВОПРОСЫ 1.Кого И.А.Ефремов описал в отрывке «Тень минувшего». По каким признакам вы определили животное? В какую эру жили эти существа? 2.Какие организмы описаны в отрывке из произведения «Кто там, в толще скал?» Клиффорда Саймака? Предположите, условия какой эры описываются в отрывке. 3.В какой эре происходят события, описанные Жозефом-Анри Рони-старшим в произведении «Борьба за огонь» Аргументируйте свой ответ. Заслушиваются ответы. Дается правильный ответ. 9. КАРТИНЫ ПРИРОДЫ. ЭВОЛЮЦИЯ «Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе» Ф.И. Тютчев Вас не поражает удивительный порядок в природе, ее красота. Как удается так долго жить лесу. Откуда такое разнообразие деревьев и трав, зверей и птиц, водных обитателей в реке? Какой процесс привел к многообразию жизни на Земле ? Ответы. Многообразие Жизни на Земле- есть результат долгой эволюции. Что такое эволюция? Ответы (историческое развитие, усовершенствование, прогресс…) Если бы мы решили ассоциировать понятие «эволюция» с геометрическими понятиями: «отрезок», «луч» или «прямая», какое из них вы бы выбрали и поясните свой выбор, или предложите свой вариант ассоциации с этим понятием. (спираль_ из обществознания) Заполните на картах область «ЭВОЛЮЦИЯ» Пока у нас нет единого мнения. Трудность заключается в том, что у нас различные точки отсчёта для этого понятия. Те, кто признают эволюцию как луч, имеющий начало, но не имеющий окончания, исходят из процесса эволюции жизни на Земле, они находятся в плоскости трёхмерного пространства. Те, кто признаёт эволюцию как прямую, не имеющую ни начала, ни окончания, исходят из процесса эволюции как вечного и всеобщего закона в бесконечном Космосе, они находятся на уровне многомерной бесконечности. Так, например, В.И. Вернадский был сторонником именно таких взглядов. 10. Итак, мы повторили ключевые понятия, связанные с историей жизни. Продемонстрируйте интеллект-карты, которые у вас получились. Какие связи вы определили между понятиями? |