Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 219.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.11.2013
Размер219.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Исторический факультет

Кафедра истории


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


ИСТОРИЯ СИМБИРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ, XVIII-XX ВЕКА
Программа учебной дисциплины по выбору по специальности 050401.65 История

заочная форма обучения
Составитель: Целовальникова И.И., кандидат исторических наук, доцент.


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).


Ульяновск, 2012
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 050401.65 История и учебным планом.

Учебная дисциплина изучается студентами заочной формы обучения в 9-10 семестрах. Практическая направленность данной дисциплины выражается в ориентации студентов на педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях. Имея огромное значение в деле патриотического воспитания молодежи, изучение курса истории родного края способствует формированию активной гражданской позиции у студентов, ориентирует их на активное участие в общественно-политической и культурной жизни региона. Изучение курса истории родного края совместно с курсами «Методология исторического познания» и «Источниковедение» позволяет студентам освоить основные навыки научно-исследовательской работы.

Дисциплина «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» относится к дисциплинам по выбору предметной подготовки профессионального цикла вариативной части ГОС ВПО по специальности 050401.65 История.
Актуальность курса «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» обусловлена необходимостью:

  1. качественной профессиональной подготовки компетентного специалиста, способного осуществлять свою преподавательскую деятельность в условиях инновационных преобразований, происходящих в современном образовании, и реализовывать цели и задачи современного преподавания истории;

  2. изучения истории России в соответствии с современными достижениями в исторической науке;

  3. критического осмысления современного развития России в контексте мирового исторического процесса;


Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - формирование у студентов целостного представления об историческом развитии Симбирского-Ульяновского края в XVIII–XX веках как составной части российской истории и культуры.

Задачи:

- привить умение практического использования знаний основ педагогической деятельности и истории родного края в преподавании соответствующих курсов в общеобразовательных учреждениях;

- сформировать у студентов представления о важнейших событиях и явлениях истории родного края в XVIII–XX веках, основных процессах и тенденциях в развитии региона в их хронологической последовательности и связи с общероссийским историческим процессом;

- привить студентам способность системно и исторически анализировать экономические, социальные, политические и духовные явления и процессы, происходившие в истории края;

- способствовать развитию навыков самостоятельного логического мышления у студентов, способности выявлять причинно-следственные связи и закономерности в историческом развитии региона;

- обучить работе с научной литературой и комплексом источников по истории Симбирского Поволжья в XVIII–XX веках;

- способствовать овладению студентами элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» студент должен:

знать основные исторические понятия, хронологию исторических событий, исторические персоналии; основные законы исторического развития, причинно-следственные связи исторических явлений; современные концепции, трактовки различных явлений и событий в истории края; сложившиеся в исторической науке подходы к решению важнейших проблем курса; основные группы источников по истории родного края.

уметь выявлять причинно-следственные связи различных событий и явлений в истории родного края в XVIII–XX веках, проводить их сравнительную характеристику; аргументировано доказывать ту или иную точку зрения по какой-либо проблеме курса, использовать в своей работе объективные оценки тех или иных исторических реалий; применять знания по смежным дисциплинам при изучении истории родного края.

владеть приёмами и методами научного анализа исторических источников; навыками работы с исторической картой; основными методами исторического познания; приёмами публичного выступления, участия в дискуссиях по профессиональным проблемам.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Семестр

9, 10

Общая трудоемкость дисциплины

60

Аудиторные занятия

12

Лекции

10

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)

2

Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

48

И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид итогового контроля

экзамен


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

темы дисциплины

Лекц.

Семин.

Самост. раб.

Всего

1.

Историческое краеведение как наука.

2




8

10

2.

Освоение края в XVI – XVIII вв.

2




8

10

3.

Симбирская губерния в XIX веке.

2




8

10

4.

Симбирская губерния в 1900-1917 гг.




2

8

10

5.

Советский период в истории края (1917 – 1991 гг.).

2




8

10

6.

Ульяновская область в период либерализма.

2




8

10

Общая трудоемкость (час.)

10

2

48

60


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Историческое краеведение как наука.

Историческое краеведение как наука. Соотнесение понятий «регион», «край», «провинция». Методы историко-краеведческого исследования. Локальный метод истории». Источники исторического краеведения. Исследование истории Симбирского-Ульяновского Поволжья.
Тема 2. Освоение края в XVIXVIII вв.

Основание Симбирска. Строительство Симбирской засечной черты. Освоение Среднего Поволжья после присоединения Казанского ханства к русскому государству. Строительство новых крепостей в крае (Алатырь, Чебоксары, Тетюши). Волжское казачество: этнический состав, особенности расселения и основные занятия. Богдан Матвеевич Хитрово. Строительство Карсунской и Симбирской засечных черт в середине XVII в. Симбирский кремль. Жизнь и быт симбирян в XVII в.: симбирский посад и слобода. Основные занятия симбирян.

Административное устройство и социально-экономическое развитие Симбирского края в XVII – XVIII вв. Административные преобразования на территории Симбирской губернии в XVII – XIX вв. Экономическое развитие края в XVII – XVIII вв., утверждение феодально-крепостнических отношений. Развитие земледелия, скотоводства и промыслов (рыболовство, охота, бортничество). Развитие товарно-денежных отношений в крае в XVIII в., втягивание средневолжского региона во всероссийский рынок. Возникновение ремесленных мануфактур в симбирской губернии в конце XVIII в.

Крестьянские восстания XVII – XVIII вв. на территории края. Восстание под предводительством Степана Разина и Е. Пугачева на территории Среднего Поволжья.
Тема 3. Симбирская губерния в XIX веке.

Участие симбирян в Отечественной войне 1812 г. Боевой путь симбирского ополчения. Симбирские дворяне-декабристы. Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в пореформенный период. Отмена крепостного права в Симбирской губернии. Духовная жизнь в крае в XIX веке. Развитие просвещения, здравоохранения в Симбирской губернии в XVIII – XIX вв. Просветительная деятельность И.Н. Ульянова. Театр в Симбирске: расположение, труппа, репертуар. Изобразительное искусство в Симбирской губернии в XIX в. Симбирские коллекционеры-меценаты: А.П. Языков, П.И. Юрлов, В.Н. Поливанов. Архитектурный облик Симбирска в XIX в., восстановление города после пожара 1864 г. Благоустройство города в XIX в.

Тема 4. Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

Революция 1905-1907 гг. в крае. Выборы в Государственную думу в Симбирской губернии. Рост крестьянского движения в Симбирской губернии в 1905 – 1906 гг. Мероприятия губернской администрации по подавлению революционного движения. Социально-экономическое развитие губернии в начале XX в. Проведение в губернии Столыпинской аграрной реформы и ее результаты. Состояние промышленности в крае в начале XX в. Строительство железнодорожного моста через Волгу. Симбирская губерния в годы первой мировой войны. Влияние войны на социально-экономическое развитие губернии. Рост недовольства в симбирском обществе.

Вопросы, выносимые на семинар: аграрное развитие Симбирской губернии в начале XX в.; промышленность в Симбирской губернии; кустарно-ремесленные промыслы в крае; развитие торговли в крае в начале XX в. (симбирские ярмарки и городская розничная торговля); транспорт в Симбирской губернии.

Тема 5. Советский период в истории края (1917 – 1991 гг.).

Симбирская губерния в условиях становления тоталитарной системы (1917 – 1921 гг.). Установление советской власти в губернии. Губерния в условиях гражданской войны. Голод 1921 г.: причины, трудности, помощь западных стран. Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в период новой экономической политики. Культура в губернии в период нэпа. Процесс восстановления и функционирования тоталитарной системы в Симбирской губернии. Коллективизация в нашем крае. Результаты первых пятилеток в промышленности. Культура в 1930-е годы.

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск – центр эвакуации промышленных предприятий с прифронтовых районов страны. Сельское хозяйство Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны: проблемы и достижения. Условия жизни ульяновцев в годы войны. Проблемы послевоенного восстановления экономики в области.

Ульяновская область в период «оттепели». Общественно-политические процессы на областном уровне. Социально-экономические преобразования в области. Культурная жизнь области в годы «оттепели»: просвещение, наука, художественная культура.

Ульяновская область в 1960 – 1980-е гг. Социально-экономическое развитие области. Индустриальный подъем 1960 – 1970-х гг., новые промышленные предприятия. Усиление кризисных процессов во всех сферах жизни общества в 1980-е гг. Процессы в духовной сфере.
Тема 6. Ульяновская область в период либерализма.

На этапе модернизации тоталитарной системы (середина 1980-х – 1991 гг.). Процессы «перестройки» в экономической и политической жизни области, а также в сфере культуры.

На этапе либерализации тоталитарной системы (1990-е гг.). Становление рыночных отношений в экономике области. Приватизация в Ульяновской области. Экономический кризис 1990-х гг., рост инфляционных процессов. Проблема безработицы. Экономический подъем 1998 г. Развитие частного сектора экономики. Мелкий и средний бизнес в современной Ульяновской области. Кризисные процессы в ульяновском аграрном секторе. Фермерское движение. Развитие розничной и оптовой торговли. Уровень жизни населения.

Распространение процесса либерализации на местную политическую структуру. Формирование органов местного самоуправления в Ульяновской области. Процессы в сфере культуры. Развитие здравоохранения и туризма в области. Средства массовой информации в Ульяновской области. Распространение современных информационных технологий в области.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю
Приступая к изучению курса, преподаватель знакомит студентов с целями и задачами учебной дисциплины, с учебной программой, по которой предполагается изучение курса, а также с количеством часов, отводимых на изучение дисциплины, с наличием литературы и электронных источников, с тем, что должно явиться результатом изучения данной дисциплины. По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельная работа, т.е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний.

Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Лекции организуются на проблемной основе с использованием активных и интерактивных элементов, с обязательным включением студентов в самостоятельную мыслительную деятельность. Для этого студенты в конце занятия знакомятся с темой будущей лекции.

Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущем занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения практических занятий: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование и другие. Семинарские занятия проводятся в формате семинарско-практических занятий. В подготовку к занятию входят обязательные две части: теоретическая (усвоение теоретических вопросов на основе изучения литературы и электронных источников) и конструкторско-практическая (разработка экскурсионного маршрута по памятным местам Ульяновска, электронной презентации и т.д.).

В конце каждого практического занятия преподаватель подводит итог, раскрывая теоретическое значение обсуждаемых проблем, и оценивает работу, ответы и выступления студентов на занятии. Изучение теоретического материала сопровождается текущей диагностикой результатов усвоения посредством тестов, и завершается итоговой диагностикой с помощью контольно-итогового текста.
Методические рекомендации студенту
В соответствии с учебным планом специальности дисциплина «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» изучается студентами заочного отделения в 9-10 семестрах.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Лекции по дисциплине «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. Преподаватель, используя активные и интерактивные формы лекций, предоставляет возможность студентам быть активным соучастником проведения лекции: решать поставленную проблему, отвечать на вопросы, сравнивать, делать выводы, приводить примеры, интерпретировать и т.д. Студенты ведут запись по ходу лекции в тетради – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Подготовка к практическим занятиям, важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. На практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание базовых понятий, основных событий в истории края. Участие в семинаре позволяет студенту соединить углубить полученные на лекциях теоретические знания с решением конкретных профессиональных задач (например, разработка экскурсионного маршрута по памятным местам города).

Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

В ходе изучения курса предполагается проработка студентами избранных тем и защита рефератов в ходе практических занятий по избранным вопросам краеведения. При подготовке тем проходят консультации студентов с преподавателем для полного раскрытия изучаемой проблемы. При подготовке к семинарскому занятию студенту рекомендуется составить краткий конспект ответа или развернутый план. Особое внимание предлагается уделить работе с понятийным аппаратом, историческими персоналиями и хронологией событий. Запоминанию важнейших дат поможет составление хронологических таблиц, выстраивание логических связей между событиями.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «История Симбирского Поволжья XVIII–XX века» является экзамен в 10 семестре.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Историческое краеведение как наука

  2. Методы историко-краеведческого исследования.

  3. Локальный метод истории.

  4. Среднее Поволжье в составе русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).

  5. Средневолжское казачество.

  6. Основание Симбирска. Строительство Карсунской и Симбирской засечной черты и освоение края.

  7. Социально-экономическое развитие края в XVII веке.

  8. Обострение классовых противоречий в XVII – XVIII веках. Поражение Степана Разина под Симбирском. Крестьянская война Е.Пугачева в Среднем Поволжье.

  9. Административное деление и социально-экономическое развитие края в XVIII в.

  10. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года.

  11. Симбирские дворяне-декабристы.

  12. Культура Среднего Поволжья в XVIII – первой половине XIX вв.

  13. Отмена крепостного права и её реализация в Симбирской губернии.

  14. Капиталистическая перестройка промышленности и положение рабочих в Симбирской губернии в пореформенный период.

  15. Симбирское купечество в XIX веке.

  16. Культура Симбирского края в пореформенный период.

  17. Социально-экономическое развитие Симбирской губернии в начале XXв.

  18. Первая русская революция (1905 – 1907 гг.) в Средневолжском крае.

  19. Подготовка и проведение Столыпинской реформы в Симбирской губернии.

  20. Симбирская губерния в годы первой мировой войны.

  21. События Февральской революции в крае. Основные политические партии в Симбирской губернии.

  22. Октябрьская революция 1917 г. в Симбирской губернии. Установление советской власти в Средневолжском регионе.

  23. Симбирская губерния в условиях гражданской войны.

  24. Губерния в период либерализации тоталитарной системы (1921 – 1929 гг.).

  25. Социально-экономическое развитие края в 1920-1930-е годы. Осуществление индустриализации и коллективизации в Симбирской губернии.

  26. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства.

  27. На этапе модернизации тоталитарной системы (1953 – вторая половина 1960-х гг.).

  28. Ульяновская область во второй половине 1960-х – середине 1980-х годов.

  29. Процессы «перестройки» в экономической и политической жизни Ульяновской области (середина 1980-х – 1991 гг.).

  30. Ульяновская область в период либерализации (1990-е гг.).


Примерный перечень тем рефератов


  1. Основание Симбирска.

  2. Предыстория Симбирска: проблемы и гипотезы.

  3. События крестьянского восстания под руководством С. Разина в крае.

  4. Симбирское ополчение в годы отечественной войны 1812 г.

  5. А.С. Пушкин и Симбирский край.

  6. Симбирские дворяне-декабристы.

  7. Симбирское дворянство во второй половине XIX в.

  8. Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIX в.

  9. И.Н. Ульянов.

  10. Женское образование в дореволюционном Симбирске.

  11. Суконная промышленность в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.

  12. Симбирские ярмарки во второй половине XIX – начале XX вв.

  13. Экономические мероприятия симбирского земства в начале XX в.

  14. Отмена крепостного права в Симбирской губернии.

  15. Симбирский памятник Н.М. Карамзину.

  16. Литературная жизнь Симбирска в пореформенный период.

  17. Особенности проведения столыпинской аграрной реформы в Симбирской губернии.

  18. Городской транспорт в Симбирске в начале XX в.

  19. Партия эсеров в Симбирской губернии в начале XX в.

  20. Революция 1905 – 1907 гг. в крае.

  21. Установление власти Советов в Симбирской губернии (октябрь 1917–февраль 1918 гг.).

  22. Реализация декрета о земле в Симбирской губернии.

  23. Развитие промышленности губернии в годы первой мировой войны.

  24. «Чапанная война» в Симбирской губернии.

  25. Антирелигиозная борьба в Симбирской губернии в 1920 – 1930-е гг.

  26. История создания Железной дивизии.

  27. Развитие кинематографа в Симбирской губернии.

  28. Средняя школа в Симбирской губернии в 1930-е гг.

  29. Репрессии 1930-х гг. в Симбирской губернии

  30. Ульяновская промышленность в годы Великой Отечественной войны.

  31. Ульяновский автомобильный завод: этапы развития.

  32. «Авиастар»: от истоков до наших дней.

  33. Средства массовой информации в Ульяновской области.





Критерии оценивания знаний студентов



Отметка студенту за устный ответ на экзамене выставляется:

«отлично» - если показаны глубокие прочные знания материала по поставленным вопросам, студент правильно отвечает на задаваемые уточняющие вопросы, ориентируется в понятиях, знает хронологию событий, исторические персоналии; демонстрирует умения работы с исторической картой и историческими источниками; материал излагает грамотно, логично, аргументировано, последовательно; при ответе привлекаются сведения, полученные при обсуждении вопросов на семинарских занятиях; на экзамене учитывается активная работа студента на практических занятиях, привлечение дополнительной научной литературы при подготовке к экзамену, использование данных исторических источников.

«хорошо» - если студент твердо знает программный материал, грамотно излагает его на экзамене, не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы; называет и раскрывает смыслы всех основных изучаемых понятий истории родного края, свободно ориентируется в современных проблемах исторического краеведения, делает ссылки на различные научные точки зрения, обнаруживает умение критично относиться к теоретическим положениям и выводам, высказывает собственные суждения по отдельным проблемам, допуская некоторую неясность или сбивчивость в доводах; приводит не совсем точно примеры с целью иллюстрации положений; использует научную и профессиональную терминологию не всегда уместно и своевременно.

«удовлетворительно» - если студент воспроизводит основную информацию, по изучаемой проблеме, но не логично, отрывочно, не осмысленно; часть информации воспроизводит с помощью дополнительных вопросов; затрудняется проиллюстрировать положение примером, но может справиться с трудностями под руководством преподавателя; допускает неточности в использовании научной и профессиональной терминологии; если студент владеет только основным материалом по дисциплине, не усвоил отдельные понятия, затрудняется в установлении причинно-следственных связей исторических явлений.

«неудовлетворительно» - если на экзамене допускаются грубые ошибки в ответах на поставленные вопросы; студент не владеет понятийным аппаратом, не знает хронологию исторических событий, не понимает сущность исторических процессов и явлений, причинно-следственных связей в историческом процессе, не знаком с основными историческими персоналиями; если называет малую часть информации, демонстрирует лишь отдельные представления по изучаемому вопросу, показывает единичные и отрывочные представления по основным вопросам курса; не проявляет умения доказательно и обоснованно объяснить факты и явления в истории края; не проявляет умения критично относиться к научной информации, не высказывает собственных суждений по изучаемым проблемам; использует частично или совсем не использует научной терминологии; отвечает на наводящие и дополнительные вопросы неосмысленно, строит речь бессвязно

Общая отметка на экзамене выводится по частным оценкам за ответы на вопросы билета, а также на дополнительные вопросы, заданные преподавателем по существу вопросов. Преподаватель снижает отметку на экзамене за:

- недостаточную полноту, аргументированность, неточность в ответах;

- неумение привести пример, связать теорию с практикой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПДИНЫ
Основная литература

  1. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в конце XIX – начале XX в. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 160 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http:// www.knigafund.ru/books/114224 /read)

  2. Лютов Л.Н. Власть и общество в годы НЭПа (1922-1929) через призму настроений провинции (на материалах Симбирско-Ульяновского Поволжья). - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2010. - 446,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  3. Мартынов П.Л. Симбирск: сборник исторический сведений; [ред.-сост. В.А. Гуркин]. - Ульяновск: УГТУ: Центр "Генезис", 2008. - 479,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Михлина И.И. Краеведческая библиография: науч.-метод. пособие. - М.: Либерея-бибинформ, 2008. - 174 с. (Библиотека УлГПУ).

  5. Сивопляс И.Э. Истории с картинками: очерки по истории симбирской губернии. - Самара: Книга; Ульяновск: Артишок, 2008. - 106 с. (Библиотека УлГПУ).

  6. Этнография Симбирского-Ульяновского Поволжья / УлГПУ им. И.Н. Ульянова; [Е.Ю. Анисимова, З.Г. Баширова, О.В. Мурзаева и др.; отв. ред. Л.П. Шабалина]. - Ульяновск: УлГПУ: Артишок, 2008. - 375 с. (Библиотека УлГПУ).


Дополнительная литература

  1. Ахметов А.А. Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII-XX веках. - Ульяновск: Издательство "Венец", 2004. - 303 с. (Библиотека УлГПУ)

  2. Ахметов А.А. История заселения и развития Симбирско-Ульяновского Заволжья (XVII-ХХ в.в.); [науч. ред. С. П. Волошин]. - Ульяновск: Б. И., 2002. - 245 с. (Библиотека УлГПУ).

  3. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В. Историческое краеведение: [учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов] / под ред. Г.Н. Матюшина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска / Гос. историко-мемориал. заповедник "Родина В. И. Ленина"; ред. кол.: Зубов А. Н. и др. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. - 397,[2] с. (Библиотека УлГПУ).

  5. Историческое краеведение. VII-IX классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / Валкин М. Х., Кочепасова Т. Ю., Кузнецов В. Н. и др. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2002. - 237,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  6. Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. науч. ст. / УлГПУ; [авт.: Е. Ю. Анисимова и др.]; под ред. А. Н. Зорина. - Ульяновск: ООО "Азбука", 2002. - 95 с. (Библиотека УлГПУ).

  7. История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области / Гос. архив Ульян. обл.; ред. кол.: А. М. Большаков и др.; сост.: Л. А. Сомова, А. Ю. Шабалкин. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. - 270,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  8. Край симбирский: краткий историч. очерк / отв. ред. В.Н. Сверкалов. – Саратов: Приволжское кн. изд-во (Ульяновское отд-ние), 1989. – 256 с. (Библиотека УлГПУ).

  9. Краеведение в школе: в помощь учителю, работающему по регион. учеб. плану. Вып. III / ИПК ПРО при УлГПУ им. И. Н. Ульянова; [под общ. ред. Т.Б. Табардановой]. - Ульяновск: УлГПУ, 2001. - 59,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  10. Кузнецов В.Н. Политические партии в Среднем и Нижнем Поволжье в 1907 - начале 1917 гг.: монография / В. Н. Кузнецов; МПГУ, УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. - 241 с. (Библиотека УлГПУ)

  11. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец "История"] / Г.Н. Матюшин. - М. : Просвещение, 1987. - 205, [2] с . (Библиотека УлГПУ).

  12. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья / [А.Н. Зорин, Н.В. Зорин, А.П. Каплуновский и др.]. - Ульяновск: Издательство государственного научного учреждения "Средневолж. науч. центра", 2000. - 691,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  13. Ульяновская Городская Дума: 1996 - 2000 гг. / [сост. Н.А. Василькин, О.К. Винник]. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 1999. - 71,[1] с. (Библиотека УлГПУ)

  14. Ульяновская - Симбирская энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А - М / ред.-сост. В. Н. Егоров. - Ульяновск: Симбирская книга, 2000. - 397 с. (Библиотека УлГПУ)

  15. Ульяновская - Симбирская энциклопедия: в 2 т. Т. 2: Н - Я / ред. совет: Н. В. Алексеева (пред.) и др.; ред. и сост. В.Н. Егоров. - Ульяновск: Симбирская книга, 2000. - 590 с. (Библиотека УлГПУ)

  16. Шабалина Л.П. Семья Симбирского Поволжья конца XIX - начала ХХ вв. - Ульяновск: УлГПУ, 2001. - 115 с. (Библиотека УлГПУ).



Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины



Рабочая программа учебной дисциплины

«История Симбирского Поволжья, XVIII–XX века»
Составитель: И.И. Целовальникова. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 11 с.
Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 «История» (заочная форма обучения)
Составитель ____________________ И.И. Целовальникова

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры истории "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

________________________________В.Н.Кузнецов________

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета исторического факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск