Скачать 0.76 Mb.
|
Тема 1-2 Генезис феодальных отношений во Франкском государстве Лабораторная работа
Источники:
Литература:
Методические рекомендации: Лабораторная работа разделена на два занятия. На первом занятии студенты изучают суть дискуссии по проблеме феодализма в современной отечественной историографии. При подготовке необходимо обратить внимание на материалы дискуссий, опубликованные в сборнике «Одиссей» за 2006 год и сборнике «Средние века» (вып.65, 2004). Студентам предлагается сделать конспект одной из статей, опубликованных в рамках этих дискуссий. (Требования к конспекту см. в методических рекомендациях к самостоятельной работе). Проследите за логикой автора, постарайтесь понять его позицию, найти аргументы, которые он приводит для ее обоснования. Сутью дискуссии является проблема применения концепта феодализма в рамках цивилизационного подхода. Некоторые авторы связывают его с марксистской характеристикой общественно-экономических формаций, считают, что он имеет обобщающий характер и не позволяет понять специфику общественных отношений в разных странах, поэтому от него следует отказаться. Попытайтесь понять аргументы разных авторов и выработать собственное отношение к проблеме. Так же на первом занятии студентам предлагается поработать с источниками, характеризующими формирование зависимого крестьянства во Франкском обществе. Сначала необходимо охарактеризовать основные виды таких источников. Постарайтесь их систематизировать: прекарные грамоты, престарные грамоты, кабальные грамоты и т.п. Затем, на основе их анализа, выявить способы утраты крестьянами своих земельных наделов и их попадание в зависимость. Обратите внимание на королевские капитулярии, которые характеризуют государственную политику в отношении крестьян. В них так же отражены пути попадания крестьян в зависимость. Капитулярии помогают понять отношение государства к формированию зависимого крестьянства на начальном этапе феодализации. В чем причины такого отношения? Какие меры использует власть для защиты крестьян? Как меняется политика королей (определите, сравнив источники разных периодов)? При работе с источниками можно составить их краткий конспект, либо выписать в тетради их названия, основную мысль и номер страницы, на которой он опубликован в Практикуме. На втором занятии рассматриваются с 5 по 9 вопросы плана. Для ответа на пятый вопрос необходимо рассмотреть иммунитетные грамоты и определить, что такое иммунитет, каковы условия его предоставления, в каких случаях он может быть нарушен. При характеристике хозяйственного устройства и системы управления вотчины следует подробно проанализировать Капитулярий о поместьях и выяснить, что и в каких количествах производилось в вотчине, ремесленники каких профессий работали в вотчине, кто управлял вотчиной и каковы должностные обязанности управляющих. На основании анализа источника можно сделать вывод о том, что представляла собой вотчина в хозяйственном отношении, насколько самостоятельно она могла существовать. Для ответа на восьмой и девятый вопросы необходимо проанализировать Сент-Жерменский полиптик, выяснить, какие категории зависимого населения там перечисляются, какими мансами они владеют, чем отличаются их повинности. Для упорядочивания информации источника можно сделать таблицу, в которую внести названия категорий зависимого населения, размеры мансов, размеры ренты, которую платят держатели мансов. Обратите внимание на то, что представители одной категории могут быть держателями разных мансов, и представители разных категорий могут держать мансы одного типа. Для определения сходства и различий между категориями зависимого населения необходимо обратить внимание на то, между какими категориями возможны браки, и как брак влияет на размер манса и размеры ренты. Тема 3 Происхождение и развитие средневековых городов Семинар
Источники:
Литература:
Методические рекомендации: При ответе на первый вопрос нужно воспользоваться литературой. Подробно теории возникновения Средневековых городов рассматривают в своих работах А.Л.Ястребицкая, А.Пиренн. Попытайтесь выявить специфику Средневекового города в сравнении с городом Античным. Корпорации средневекового города рассматриваются на примере ремесленных цехов. Проанализировав комплекс документов, приведенных в практикуме, выясните условия вступления в цех, права и обязанности членов цеха, его производственные, социальные функции и значение с точки зрения ментальности средневекового человека. Коммунальное движение было подробно рассмотрено на лекции. В ходе работы на семинарском занятии нас будут больше интересовать его результаты. Во многих городах результатом коммунального движения стало принятие городских хартий или городского права. Такого рода источник необходимо рассмотреть на примере городского права города Страсбурга в двух его редакциях: Древнейшее городское право и Второе городское право. Сначала нужно ознакомиться со структурой документов, выяснить, кем и от чьего имени эти документы составлены. Затем необходимо ответить на вопросы: Какие отношения регулирует эти документы? Какие должностные лица управляют городом, и каковы их функции? Чем отличаются эти два документа и можно ли проследить эволюцию городского права на примере этих источников? В конце ответа необходимо сделать вывод о результатах Коммунального движения. Последний вопрос плана носит обобщающий характер: здесь необходимо сделать вывод о месте средневекового города в феодальной системе. Как меняется роль средневекового города в этой системе в период от Раннего Средневековья до конца Высокого (или Классического) Средневековья? Как повлияло на место средневекового города в феодальной системе Коммунальное движение? |