Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации17.11.2013
Размер0.76 Mb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > История > Лабораторная работа
  1   2   3   4   5
Тема 1-2

Генезис феодальных отношений во Франкском государстве

Лабораторная работа

  1. Концепт «феодализм» в современной исторической науке.

  2. Характеристика источников.

  3. Причины разорения крестьян, пути и возможности утраты крестьянами права собственности на землю и втягивания их в зависимость.

  4. Политика государственной власти в отношении крестьянства в эпоху Каролингов.

  5. Иммунитетные права крупных земельных собственников.

  6. Хозяйственный строй феодальной вотчины.

  7. Организация поместного управления.

  8. Категории зависимого крестьянства.

  9. Надельная система и феодальная рента.

Источники:

    • Практикум по истории средних веков [Текст] Вып.1. - С.83-133.

    • Степанова, В.Е. История средних веков (V-XV вв.) [Текст]: Хрестоматия. В 2 ч. Ч. I. Пособие для учителей / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко - С. 42-87.

    • Хрестоматия по истории Средних веков. [Текст]. В 3 т. Т.1. Раннее Средневековье / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. – С. 428-470.

Литература:

    • Бессмертный, Ю.Л. Формирование феодально-зависимого крестьянства на территории Северной Франции (VI – X вв.) [Текст] / Ю.Л. Бессмертный // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т. Т. 1. Формирование феодально-зависимого крестьянства. – С. 216-244.

    • Блок, М. Феодальное общество [Текст] / М. Блок; пер. с фр. М.Ю.Кожевниковой. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - С. 234-275.

    • Герро, А. Фьеф, феодальность, феодализм. Социальный заказ и историческое мышление [Текст] / А. Герро // Одиссей: человек в истории / Ин-т всеобщ. истории. – Феодализм перед судом историков [гл. ред. А.Я.Гуревич]. - М.: Наука, 2006. – С. 77-113.

    • Гуревич, А.Я. Феодализм перед судом историков, или о средневековой крестьянской цивилизации [Текст] / А.Я. Гуревич // Одиссей: человек в истории / Ин-т всеобщ. истории. – Феодализм перед судом историков [гл. ред. А.Я.Гуревич]. - М.: Наука, 2006. – С. 11-49.

    • Гуревич, А.Я. Начало феодализма в Европе [Текст] / А.Я.Гуревич // Гуревич А.Я. Избранные труды. В 4-х т.т. Т.1. Древние германцы. Викинги. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999. – С. 189-342.

    • Дубровский, И.В. Как я понимаю феодализм [Текст] / И.В. Дубровский // Одиссей: человек в истории / Ин-т всеобщ. истории. – Феодализм перед судом историков [гл. ред. А.Я.Гуревич]. - М.: Наука, 2006. – С. 50-62.

    • Решин, А.И. Дар и некоторые аспекты проблемы становления феодализма в современной медиевистке [Текст] / А.И. Решин // Среднее века. Вып. 65 / отв. ред. А.А.Сванидзе. – М.: Наука, 2004. – С. 3-44.

    • Уваров, П.Ю. В поисках феодализма [Текст] / П.Ю. Уваров // Одиссей: человек в истории / Ин-т всеобщ. истории. – Феодализм перед судом историков [гл. ред. А.Я.Гуревич]. - М.: Наука, 2006. – С. 5-10.

    • Уваров, П.Ю. Феодализм в XXI веке [Текст] / П.Ю. Уваров // Одиссей: человек в истории / Ин-т всеобщ. истории. – Феодализм перед судом историков [гл. ред. А.Я.Гуревич]. - М.: Наука, 2006. – С. 171-183.

Методические рекомендации:

Лабораторная работа разделена на два занятия. На первом занятии студенты изучают суть дискуссии по проблеме феодализма в современной отечественной историографии. При подготовке необходимо обратить внимание на материалы дискуссий, опубликованные в сборнике «Одиссей» за 2006 год и сборнике «Средние века» (вып.65, 2004). Студентам предлагается сделать конспект одной из статей, опубликованных в рамках этих дискуссий. (Требования к конспекту см. в методических рекомендациях к самостоятельной работе). Проследите за логикой автора, постарайтесь понять его позицию, найти аргументы, которые он приводит для ее обоснования. Сутью дискуссии является проблема применения концепта феодализма в рамках цивилизационного подхода. Некоторые авторы связывают его с марксистской характеристикой общественно-экономических формаций, считают, что он имеет обобщающий характер и не позволяет понять специфику общественных отношений в разных странах, поэтому от него следует отказаться. Попытайтесь понять аргументы разных авторов и выработать собственное отношение к проблеме.

Так же на первом занятии студентам предлагается поработать с источниками, характеризующими формирование зависимого крестьянства во Франкском обществе. Сначала необходимо охарактеризовать основные виды таких источников. Постарайтесь их систематизировать: прекарные грамоты, престарные грамоты, кабальные грамоты и т.п. Затем, на основе их анализа, выявить способы утраты крестьянами своих земельных наделов и их попадание в зависимость. Обратите внимание на королевские капитулярии, которые характеризуют государственную политику в отношении крестьян. В них так же отражены пути попадания крестьян в зависимость. Капитулярии помогают понять отношение государства к формированию зависимого крестьянства на начальном этапе феодализации. В чем причины такого отношения? Какие меры использует власть для защиты крестьян? Как меняется политика королей (определите, сравнив источники разных периодов)? При работе с источниками можно составить их краткий конспект, либо выписать в тетради их названия, основную мысль и номер страницы, на которой он опубликован в Практикуме.

На втором занятии рассматриваются с 5 по 9 вопросы плана. Для ответа на пятый вопрос необходимо рассмотреть иммунитетные грамоты и определить, что такое иммунитет, каковы условия его предоставления, в каких случаях он может быть нарушен. При характеристике хозяйственного устройства и системы управления вотчины следует подробно проанализировать Капитулярий о поместьях и выяснить, что и в каких количествах производилось в вотчине, ремесленники каких профессий работали в вотчине, кто управлял вотчиной и каковы должностные обязанности управляющих. На основании анализа источника можно сделать вывод о том, что представляла собой вотчина в хозяйственном отношении, насколько самостоятельно она могла существовать. Для ответа на восьмой и девятый вопросы необходимо проанализировать Сент-Жерменский полиптик, выяснить, какие категории зависимого населения там перечисляются, какими мансами они владеют, чем отличаются их повинности. Для упорядочивания информации источника можно сделать таблицу, в которую внести названия категорий зависимого населения, размеры мансов, размеры ренты, которую платят держатели мансов. Обратите внимание на то, что представители одной категории могут быть держателями разных мансов, и представители разных категорий могут держать мансы одного типа. Для определения сходства и различий между категориями зависимого населения необходимо обратить внимание на то, между какими категориями возможны браки, и как брак влияет на размер манса и размеры ренты.


Тема 3

Происхождение и развитие средневековых городов

Семинар

  1. Раннесредневековый город: происхождение, специфика.

  2. Социальная структура и корпоративная организация средневекового города.

  3. Коммунальное движение и городское право.

  4. Роль города в хозяйственной, политической и культурной жизни средневекового общества.

Источники:

    • Право г. Страсбурга – Древнейшее городское право (1189); Второе городское право (1214г.) (ксерокопии)

    • Документы о ремесленных цехах Германии и Франции [Текст] // Практикум… Вып. 1. - С. 168-188.

    • Степанова, В.Е. История средних веков (V-XV вв.) [Текст]: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. В 2 ч. Ч. I. Пособие для учителей. – С. 154-192.

    • Хрестоматия по истории средних веков [Текст] В 3 т. Т.2. X – XV вв. / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. - М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 394-427; 459-481; 523-535.

Литература:

    • Гуревич, А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе [Текст] / А.Я. Гуревич. – М.: РОССПЭН, 2005. – С. 152-163.

    • Кириллова, А.А. Ученичество в торговых и ремесленных гильдиях английских городов XIV-XV вв. [Текст] / А.А. Кириллова // Средние века. Вып. 33. - М.: Наука, 1971.

    • Котельникова, Л.А. Сукноделие в сельской округе городов Тосканы в XIII – XIV вв. и политика города и цеха [Текст] / Л.А. Котельникова // Европа в Средние века. – М.: Изд-во «Наука», 1972. – С. 72-85.

    • Котельникова, Л.А. Крестьянство и город [Текст] / Л.А. Котельникова // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т. Т. 2. Крестьянство Европы в период развитого феодализма / Гл. ред. З.В. Удальцова. – М.: Изд-во «Наука», 1986. – С. 64-93.

    • Люблинская, А.Д., Итальянское крестьянство и город XI-XIV вв. [Текст] / А.Д. Люблинская, Л.А. Котельникова // Средние века. Вып. 33. - М.: Наука, 1971.

    • Пиренн, А. Средневековые города Бельгии [Текст] / А. Пиренн; пер. с фр. под ред. проф. Е.А. Косминского. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 555 с.

    • Рослановский, Т. Западногерманские города в раннем средневековье: опыт сравнительной классификации [Текст] / Т. Рослановский // Средние века. Вып. 33. - М.: Наука, 1971.

    • Сванидзе, А.А. Городские хартии и распространение муниципальных привилегий в шведских городах в середине XIII-XV вв. [Текст] / А.А. Сванидзе // Средние века. Вып. 35. - М.: Наука, 1972.

    • Ястребицкая, А.Л. Западная Европа XII-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм [Текст] / А.Л. Ястребицкая - М., 1978.

    • Ястребицкая, А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке [Текст] / А.Л. Ястребицкая. Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1996. – 416 с.

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос нужно воспользоваться литературой. Подробно теории возникновения Средневековых городов рассматривают в своих работах А.Л.Ястребицкая, А.Пиренн. Попытайтесь выявить специфику Средневекового города в сравнении с городом Античным.

Корпорации средневекового города рассматриваются на примере ремесленных цехов. Проанализировав комплекс документов, приведенных в практикуме, выясните условия вступления в цех, права и обязанности членов цеха, его производственные, социальные функции и значение с точки зрения ментальности средневекового человека.

Коммунальное движение было подробно рассмотрено на лекции. В ходе работы на семинарском занятии нас будут больше интересовать его результаты. Во многих городах результатом коммунального движения стало принятие городских хартий или городского права. Такого рода источник необходимо рассмотреть на примере городского права города Страсбурга в двух его редакциях: Древнейшее городское право и Второе городское право. Сначала нужно ознакомиться со структурой документов, выяснить, кем и от чьего имени эти документы составлены. Затем необходимо ответить на вопросы: Какие отношения регулирует эти документы? Какие должностные лица управляют городом, и каковы их функции? Чем отличаются эти два документа и можно ли проследить эволюцию городского права на примере этих источников? В конце ответа необходимо сделать вывод о результатах Коммунального движения. Последний вопрос плана носит обобщающий характер: здесь необходимо сделать вывод о месте средневекового города в феодальной системе. Как меняется роль средневекового города в этой системе в период от Раннего Средневековья до конца Высокого (или Классического) Средневековья? Как повлияло на место средневекового города в феодальной системе Коммунальное движение?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск