Скачать 131.71 Kb.
|
Примерный план-конспект обобщающего урока истории по теме «Россия в 1900-1917 гг.» Открытый урок в рамках семинара городского методического объединения учителей истории и обществознания Зинович Н.Б., учителя истории МОУ СОШ № 12 ТЕМА: «Россия в 1900-1917 гг.» Цель: обобщить и закрепить знания по теме « Россия в начале XX века». Задачи: 1) обобщить знания учащихся об основных тенденциях и результатах мирового исторического процесса к началу XX века; 2) развивать историческое мышление, творческую и поисковую деятельность учащихся, формировать навыки и умения работы с историческими документами и тестовыми заданиями, актуализировать ранее изученное, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и систематизировать материал; 3) наработка навыков выполнения заданий части «С» в формате ЕГЭ; 4) воспитывать любовь к изучению истории, к своему Отечеству. Оборудование:тесты, задания части «С» в формате ЕГЭ, презентация, компьютеры для тестирования, приложение. Тип урока:закрепление изученного с применением тестовых технологий. Ход урока.
Учитель. Подведем итоги бурного периода истории России 1900-1917 годов. I. 1. Фронтальный опрос. 1.Каковы особенности развития российской экономики началаXX века? 2.Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX века? 3. Вокруг какого вопроса развернулась наиболее острая борьба между властью и обществом? 4. Годы правления Николая II. 5. Годы первой российской революции. 6. Какие изменения произошли в Российской империи в результате первой российской революции? 7. Основные этапы первой российской революции. 8. Итоги реформы П.А.Столыпина? 9. Годы русско-японской войны. 10. Итоги русско-японской войны. 11. Когда произошла вторая революция в России? 12. Какие изменения произошли в России в результате февральской революции? 13. Что такое двоевластие? 14. Когда произошла третья революция в России? 15. Какие изменения произошли в России в результате октябрьской революции? 16. Назовите первые декреты советской власти. II. Контрольно-измерительные материалы по истории. Блок 1. Назовите термины, соответствующие данным ниже определениям:
Блок 2. Вставьте вместо пропусков название партии или год её образования. а) Партия социалистов-революционеров -1902г.; РСДРП-------1903г.; конституционно-демократическая партия -------------1905г.; Союз 17 октября—1905г. б) «Кровавое воскресенье» - 9 января 1905г.; Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» -17 октября 1905 г.; роспуск II Государственной думы - 3 июня 1907 г. Блок 3. Расположите в хронологической последовательности: а) Брусиловский прорыв б) вооруженное восстание в Москве в) Цусимское сражение г) убийство П.А.Столыпина д) вступление России в Первую мировую войну е) созыв I Государственной думы ж) окончание Первой революции в России Ответ: в,б,е,ж,г,д,а. Блок 4. Установите соответствие:
Ответ: А -1,4,5, Б- 2,3,6,7. Блок 5. Проверка выполнения домашнего задания вопросов «С1»-«С3» по тексту. (Приложение 1) Блок 6. Выполнение тестов на компьютерах и распечатка результатов. (Приложение 2) Блок 7. Выполнение задания С4. (Приложение 3) Блок 8. Выполнение задания С5. (Приложение 4) III. Закрепление. - Какие обстоятельства ставили Россию на путь реформ? Как вы видите, у власти России была возможность стать на путь реформ и не допустить революционный взрыв в 1917 году. Однако, активных действии со стороны правительства не произошло. 2.Учащиеся сдают письменное домашнее задание (исторический портрет В.И.Ленина) Домашнее задание:
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Из воспоминаний государственного деятеля. «К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу… В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. …Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России… Благословенен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый. …То был исторический момент, породивший (новую Россию), которая заняла место России, оскверненной и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие их них- убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках ха пределы предприятий. В некоторый районах крестьяне… стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли… после трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом». С-1. О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных органа власти возникли в начале этого события? С-2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события. С-3. Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношений. Приложение 2. Вариант 1.
1) анархистов, 2) консерваторов, 3) либералов, 4) марксистов.
А) Российская социал-демократическая рабочая партия, Б) «Народная воля», В) Конституционно-демократическая партия, Г) «Земля и воля», Д) группа «Освобождение труда», Е) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Укажите верный ответ. 1) АБВ, 2) АДЕ, 3) БВД, 4) ВГЕ.
1) в январе 1905 года, 2) в декабре 1905 года, 3) в марте 1906 года, 4) в октябре 1906 года.
1) введение политических свобод; 2) ликвидацию сословий; 3) ликвидацию помещичьего землевладения; 4) ликвидацию неравноправия народов России.
А) русско-японская война, Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны, В) создание русско-французского союза, Г) первая мировая война, Д) заключение Рапалльского договора с Германией, Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане, Тибете. Укажите верный ответ. 1) АБГ, 2) АГЕ, 3) БДЕ, 4) ВГЕ.
1) Николаю II, 2) В.И. Ленину, 3) В.К. Плеве, 4) К.П. Победоносцеву.
1) нападение Австро-Венгрии на Сербию, 2) убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево, 3) угроза захвата Голландии и Бельгии со стороны Германии, 4) ультиматум Германии к России.
А) Австро-Венгрия, Б) Франция, В) Болгария, Г) Германия, Д) Великобритания, Е) Италия. Укажите верный ответ. 1) АБД, 2) БВД, 3) БДЕ, 4) ВГЕ.
1) наступлением русской армии на Юго-Западном направлении, 2) вступлением в войну на стороне Антанты США, 3) выходом России из войны, 4) массовым отступлением русской армии.
1) великий князь Николай Николаевич, 2) генерал Алексеев, 3) генерал Брусилов, 4) генерал Самсонов. Часть 2.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение … южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
1) Е.Ф. Канкрин, 2) П.А. Столыпин, 3) П.Д. Киселев, 4) В.К. Плеве, 5) К.П. Победоносцев, 6) А.Х. Бенкендорф. Запишите в порядке возрастания обведенные цифры (не более трех цифр). Вариант 2.
1) Союз русского народа, 2) социал-демократы (большевики), 3) социал-демократы (меньшевики), 4) эсеры.
А) созыв Учредительного собрания, Б) отречение Николая II, В) Всероссийская октябрьская политическая стачка, Г) Декабрьское вооруженное восстание в Москве, Д) создание Реввоенсовета, Е) восстание на броненосце «Потемкин». Укажите верный ответ. 1) АБЕ, 2) АГД, 3) БВГ, 4) ВГЕ.
1) начало работы IVГосударственной Думы, 2) Манифест о незыблемости самодержавия, 3) образование Совета рабочих уполномоченных, 4) Ленский расстрел.
1) Николаю II; 2) С. Ю. Витте; 3) П. А. Столыпину; 4) П. Д. Милюкову.
1) Германия объявила войну России, 2) Болгария вступила в войну с Германией на стороне России, 3) русские войска оставили Галицию, 4) Турция вступила в войну с Россией.
1) Николай II, 2) великий князь Николай Николаевич, 3) генерал Брусилов, 4) генерал Самсонов.
1) Брусиловский прорыв, 2) Висло-Одерская операция, 3) операция «Рельсовая война», 4) взятие Кенгсберга.
1) продолжения войны до победного конца, 2) превращения войны империалистической в войну гражданскую, 3) защиты Отечества от германского нашествия, 4) провозглашения «гражданского» мира.
1) образование Партии социалистов-революционеров, 2) создание Союза освобождения, 3) учреждение «Союза 17 октября», 4) создание Прогрессивного блока.
1) А.А. Брусилова, 2) Г.Е. Распутина, 3) М.В. Родзянко, 4) П.А. Столыпина. Часть 2.
«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 лет спокойных лет – и вы не узнаете России», - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».
А) начало Всероссийской Октябрьской стачки, Б) вооруженное восстание рабочих в Москве, В) образование либеральных партий, Г) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
1) кадеты, 2) нечаевцы, 3) народовольцы, 4) петрашевцы, 5) октябристы, 6) эсеры. Запишите в порядке возрастания обведенные цифры (не более трех цифр).
Приложение 3. С-4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них. Приложение 4. С-5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 г.:
Укажите, какая из названных точек зрений вам представляет более предпочтительной. Приведите не мнение трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. |