Скачать 54.05 Kb.
|
Министерство образования Республики Марий Эл МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» План-конспект открытого урока по музыке в 4 классе в рамках семинара учителей музыки Советского района «Марийская свадьба в опере Э.Сапаева «Акпатыр» Шабалина Т.А., учитель музыки высшей категории с. Вятское, 2006 г. ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ Класс: 4 класс, 1 четверть. Предмет: музыка Тема: «Марийская свадьба в опере Э.Сапаева «Акпатыр» Задачи урока:
Тип урока: комбинированный Формы и методы обучения: респонсорность, беседа, проблемный метод , привлечение межпредметных связей. Зрительный ряд: - слайды с историческими данными. - слайды с национальной марийской свадебной женской одеждой разных районов. - иллюстрации картины И.Ямбердова «Свадьба едет» - национальная вышивка Литературный ряд: С.Чавайн. Драма «Акпатыр» Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы Э.Сапаева «Акпатыр», моркинская свадебная мелодия «Морко суан». Оборудование: аудиозапись , проектор, музыкальный центр, марийская вышивка, меч, орудия труда батраков, гусли, фортепиано, индивидуальные карто На фоне музыки Вступления к опере «Акпатыр» показ слайдов и чтение стихотвореня: Земля отцов, мой край родной, Леса густые, рощи, реки! Мечтой и вольною душой Сроднился с вами я навеки. Река марийская – Элнет, Дремучий, темный бор сосновый! Встречая медленный рассвет, Вас восхваляю песней новой. Нет, не смиримся мы с судьбой, Должны надежды наши сбыться. Мы рождены за край родной, За нашу волю храбро биться. А если головы в боях Мы сложим нынче за свободу- Наш подвиг сохранят в веках Сыны восставшего народа. Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна «Акпатыр». Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение. Опера Эрика Сапаева «Акпатыр». Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий. И так, что же такое опера? (драматическое произведение…) В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного народа) Докажите это фактами (ответы детей) показ слайда = насильное крещение марийцев = «дарение» крестьянских земель дворянам = рекрутские наборы = увеличение налогов Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере. (раздаются карточки с заданиями.) Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей) Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент) Гусли – Песня Гусляра Грабли – Хор батраков Вышивка – Хор девушек Меч – Клятва Акпатыра Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев. Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы) В какой момент Акпатыр дает клятву? Что такое клятва? Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с «приветом от Пугачева» и принесли с собой оружие). В драме Чавайна Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III «Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович, самодержец всех народов. Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях. Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями , водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на вечные времена.». Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились Эвика и Акпатыр. А где Эвика? Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.) И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу. Звучит музыка Вступления картина 5 Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей) Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь: Тумыр – барабан Шувыр – волынка Кусле - гусли Показываем слайды и репродукцию картины Ивана Ямбердова «Свадьба едет» Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм. Показ слайдов: = женщины в свадебных костюмах Куженерского района = женщины в свадебных костюмах Сернурского района = женщины в свадебных костюмах Горномарийского района = Моркинская свадьба. В опере звучат моркинские свадебные мелодии. И моркинский костюм отличается от всех других головным убором, цветом шовыра. Шовыр – верхняя женская одежда Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина в свадебной моркинской одежде и показывает движения девочкам и мальчикам. Танцуют под музыку. В опере звучит свадебная «Это не гром в небе гремит».( на экране слова песни) Это не гром в небе гремит Наш барабан громко стучит. Нет не зажглась в небе заря, Наши платки ярко горят. -Пропеваем со словами. -Работаем над распевами. -Делим на голоса – девочки, мальчики. -Слушаем в записи. Прохлопываем ритм. Пропеваем. Вывод: Что нового узнали сегодня на уроке? Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов. Перечислите марийские народные музыкальные инструменты. Оцениваем работу детей. Домашнее задание: Учим названия марийских музыкальных инструментов. Учить слова песни Выход: «Это не гром…» |