Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер54.05 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > История > План-конспект
Министерство образования Республики Марий Эл

МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»


План-конспект открытого урока по музыке в 4 классе в рамках семинара учителей музыки Советского района

«Марийская свадьба в опере Э.Сапаева «Акпатыр»


Шабалина Т.А., учитель музыки

высшей категории

с. Вятское, 2006 г.

ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ
Класс: 4 класс, 1 четверть.
Предмет: музыка
Тема: «Марийская свадьба в опере Э.Сапаева «Акпатыр»
Задачи урока:

  1. Закрепление и дальнейшее развитие навыков синтезирования музыки с разными видами искусства и явлениями жизни, путем обращения к историческим фактам, литературным произведениям.

  2. Углубить представление учащихся о способности музыки отражать прошлое народа на конкретных исторических фактах, проследить за развитием интонационных тем – образов главных героев оперы, новыми характеристиками.

  3. Развивать внимание, память детей, обогащать словарный запас.

  4. Воспитание любви и уважения к народным обычаям и традициям..

  5. Воспитание эстетического вкуса, а так же стимулирование индивидуальных критериев оценки произведений искусства на основе данного материала.


Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения: респонсорность, беседа, проблемный метод , привлечение межпредметных связей.
Зрительный ряд:

- слайды с историческими данными.

- слайды с национальной марийской свадебной женской одеждой разных районов.

- иллюстрации картины И.Ямбердова «Свадьба едет»

- национальная вышивка
Литературный ряд: С.Чавайн. Драма «Акпатыр»
Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы Э.Сапаева «Акпатыр», моркинская свадебная мелодия «Морко суан».

Оборудование: аудиозапись , проектор, музыкальный центр, марийская вышивка, меч, орудия труда батраков, гусли, фортепиано, индивидуальные карто


На фоне музыки Вступления к опере «Акпатыр» показ слайдов и чтение стихотвореня:
Земля отцов, мой край родной,

Леса густые, рощи, реки!

Мечтой и вольною душой

Сроднился с вами я навеки.
Река марийская – Элнет,

Дремучий, темный бор сосновый!

Встречая медленный рассвет,

Вас восхваляю песней новой.
Нет, не смиримся мы с судьбой,

Должны надежды наши сбыться.

Мы рождены за край родной,

За нашу волю храбро биться.
А если головы в боях

Мы сложим нынче за свободу-

Наш подвиг сохранят в веках

Сыны восставшего народа.
Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна «Акпатыр». Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение.

Опера Эрика Сапаева «Акпатыр».
Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий.
И так, что же такое опера? (драматическое произведение…)

В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного народа)

Докажите это фактами (ответы детей)
показ слайда
= насильное крещение марийцев

= «дарение» крестьянских земель дворянам

= рекрутские наборы

= увеличение налогов
Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере.
(раздаются карточки с заданиями.)
Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей)
Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент)
Гусли – Песня Гусляра

Грабли – Хор батраков

Вышивка – Хор девушек

Меч – Клятва Акпатыра
Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев.
Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы)
В какой момент Акпатыр дает клятву?
Что такое клятва?
Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с «приветом от Пугачева» и принесли с собой оружие).
В драме Чавайна Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III
«Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович,

самодержец всех народов.

Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях.

Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями

, водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и

порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на

вечные времена.».
Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились Эвика и Акпатыр.
А где Эвика? Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.)
И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу.
Звучит музыка Вступления картина 5
Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей)
Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты
Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь:
Тумыр – барабан

Шувыр – волынка

Кусле - гусли
Показываем слайды и репродукцию картины Ивана Ямбердова

«Свадьба едет»
Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм.
Показ слайдов:
= женщины в свадебных костюмах Куженерского района

= женщины в свадебных костюмах Сернурского района

= женщины в свадебных костюмах Горномарийского района

= Моркинская свадьба.
В опере звучат моркинские свадебные мелодии. И моркинский костюм отличается от всех других головным убором, цветом шовыра.
Шовыр – верхняя женская одежда
Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина

в свадебной моркинской одежде и показывает движения девочкам и

мальчикам. Танцуют под музыку.
В опере звучит свадебная «Это не гром в небе гремит».( на экране слова песни)
Это не гром в небе гремит

Наш барабан громко стучит.

Нет не зажглась в небе заря,

Наши платки ярко горят.
-Пропеваем со словами.

-Работаем над распевами.

-Делим на голоса – девочки, мальчики.
-Слушаем в записи. Прохлопываем ритм. Пропеваем.
Вывод: Что нового узнали сегодня на уроке?

Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов.

Перечислите марийские народные музыкальные инструменты.
Оцениваем работу детей.
Домашнее задание: Учим названия марийских музыкальных инструментов.

Учить слова песни
Выход: «Это не гром…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск