Урок 8.
Тема: Пасха.
Цель урока: познакомить детей с историей
празднования Светлого Христова
Воскресенья и пасхальными традициями,
обычаями, играми; пробудить интерес к
старинным русским обрядам; воспитывать
дружелюбие
Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Комментарии к уроку
Начало урока – праздничный звон колоколов и традиционное приветствие в пасхальные дни: «Христос Воскресе!».
Работа с понятиями «воскресение», «Пасха» и ознакомление с текстом пасхального гимна – чтение учебника и заполнение таблицы. Учитель акцентирует внимание учеников на том, что для православных христиан факт воскресения Христа является доказательством возможности личного спасения.
Пересказ учителем Евангельской истории воскрешения Христа с использованием иллюстраций. Яркие образы жён мироносиц, апостола Фомы, Туринской плащаницы, помогают ученикам понять, что лежит в основе веры христиан в истинность истории воскрешения Христа.
Учитель предлагает детям вспомнить, какие традиции праздника Пасхи сохранились в их семьях, вместе заполняем таблицу «Как отмечают праздник Пасхи православные христиане?» Учитель объясняет, что такое Благодатный огонь и откуда появилась традиция окрашивать яйца.
Домашнее задание. Прочитать §8, ответить на вопросы. Нарисовать, на что похож праздник Пасхи.
Если останется время, можно посмотреть фильм «Вера святых» ч. 2 фрагмент 12 Воскресение Христово.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступление. Праздничный звон колоколов, демонстрация слайда.
Почему православные христиане приветствуют друг друга словами:
«Христос воскресе!» «Во истину воскресе!»
Ответ: христиане верят, что после страшной казни на кресте, Иисус Христос воскрес, то есть снова ожил. Он победил смерть и проложил людям дорогу к спасению.
Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок.
Праздник Пасхи наступает
Торжество нас ожидает.
II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».
Вопросы и задания
1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?
2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.
III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Учитель. Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)
(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)
Ученик 1.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес! Ученик 2. Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв. Ученик 3. Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес! Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
IV. Работа по теме урока.
Как о воскрешении Христа рассказывает Библия?
После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.
На 3 день к гробу пришли жёны мироносицы, которые хотели по еврейскому обычаю помазать тело умершего Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».
Женщины рассказали об этом ученикам Христа – апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу – в которую завернуто было тело Умершего. (Туринская плащаница)
Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. Только тогда они смогли поверить в Его воскрешение. Все, кроме Фомы, которого не было.
Фома сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего а раны от гвоздей…. не поверю». Через 8 дней Христос явился Фоме и велел ему потрогать свои раны. Тогда Фома поверил, что Христос - воскресший Бог. Христос сказал: «блаженны не видевшие и уверовавшие».
О воскрешении Христа апостолы рассказали людям, и все поверившие в Его воскрешение стали называть себя христианами.
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)
Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28
Запись в тетради, что такое Воскресение.
- Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.
Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного приложения. Дети рассматривают иконы под руководством учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.
- Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)
Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.
- Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.
Запись в тетради понятие Пасхи.
-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.
(Приводится пример из учебника на странице 29).
V. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим. Как отмечают праздник Пасхи православные христиане?
Праздничная служба
| Благодатный огонь, крестный ход
| Пасхальное приветствие:
| «Христос воскресе!» «Во истину воскресе!»
| Приветствие друг друга
| Три поцелуя в щёки
| Пасхальное угощение
| Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)
| 7 дней каждый может…
| Звонить в колокола
|
VI . Продолжение работы по новой теме.
- Работа в группах.
(Дети образуют группы по 3-4 человек, обсуждают. Представитель из каждой группы озвучивает результаты).
( Сообщения учащихся.
- В одно из весенних воскресений православные христиане особо торжественно отмечают Пасху Христову.
- Празднику предшествует почти двухмесячный пост.
(Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед Пасхой, подготовленное заранее).
- Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё название.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают коротко о каждом из дней, выделяя главное).
Работа с учебником.
Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.
Работа с интерактивным моментом.
- Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?
(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)
Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.
Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича.
Рассказать об услышанном на уроке.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель. Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России.
Актуализация знаний.
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4. В чем состоит христианский пост?
5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?
IX. Рефлексия.
-
1.
| На уроке я работал
| активно / пассивно
| 2.
| Своей работой на уроке я
| доволен / не доволен
| 3.
| Урок для меня показался
| коротким / длинным
| 4.
| За урок я
| не устал / устал
| 5.
| Мое настроение
| стало лучше / стало хуже
| 6.
| Материал урока мне был
| понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
| Учитель.
Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!»
Ученики.
Воистину воскрес! X. Задание на дом (на выбор): 1. Нарисуй, на что похож праздник Пасхи
(угощение, колокола, пасхальный огонь и т.п.)
2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.
3.Расспросить бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, и приготовления пасхи и кулича. |