Скачать 126.9 Kb.
|
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Одной из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание патриотических чувств: воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной станице, краю и родной стране. Знакомство детей с историей и настоящим нашего края педагоги детского сада №3 начали очень давно. Зная, что успеха можно достигнуть только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края и станицы, воспитатели детского сада постоянно повышают свой педагогический уровень по данному направлению, собирают и систематизируют доступные детям исторический материал, подбирают пособия, пополняют предметно-развивающую среду предметами казачьего быта, изделиями местных промыслов, изготавливают макеты казачьих хат, подворья и т.д. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог детского сада строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей данной возрастной группы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае и станице, той местности, где они живут, способствует перспективно- тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем материала, сложность и длительность его изучения. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, самостоятельную деятельность детей, тематические праздники и развлечения. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания к длительному сохранению интереса к одной теме. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, фольклор, но и наглядные предметы быта, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с историческим прошлым Кубани. Для этого в каждой группе детского сада организованы уголки кубанского быта, а смотр-конкурс между группами определяет лучший среди них. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края и расширяется подача информации посредством игры. Работу по воспитанию любви к родному краю начинаем от более простого к более сложному. В детском саду появились и свои традиции. Так происходят ежегодные встречи старших дошкольников с представителями станичного казачества и посвящение детей в казачата. Методические разработки, конспекты занятий и сценарии праздников из опыта работы педагогов детского сада вошли в сборник «Историю Кубани мы храним…». Соприкосновение ребенка с народными традициями, историей, культурой, природой Кубани, участием в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать любовь к своей Родине. Вот примерная схема реализации плана по ознакомлению наших детей с Кубанью: 1. Природные и сезонные особенности края. 2. Растительный и животный мир края. 3. Знакомство с достопримечательностями родного края (люди труда, музеи, памятники, природные богатства, сельское хозяйство и промышленность). 4. Знакомство с произведениями народной и классической детской литературы, произведениями кубанских писателей и поэтов. 5. Знакомство с основными профессиями жителей данной местности, с особенностями сельского труда, направлениями технического прогресса. 6. Знакомство с предметами быта старины, жизнью казаков, традициями, обрядами, праздниками. 7. Знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором. 8. Знакомство с предметами народно- декоративных промыслов Кубани. 9. Местные особенности и культурные традиции нашего района. 10. Архитектурные особенности станицы, края. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Веселись и играй, но дело знай». Сохач О.А., старший воспитатель МБДОУ д/с №3 Каневской район Цель занятия: -продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину; -дать понятие о кузнечном ремесле; -закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх; -развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков; -воспитывать патриотические чувства к родной Кубани. Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен, листы белой бумаги, заготовки элементов ковки из черной бумаги, длинные шнуры. Словарная работа: холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, бахча, кавун (арбуз). Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в музей станицы, игры на территории кубанского подворья в детском саду. Ход занятия: Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи. Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни? Дети: - Казачьи! Воспитатель: - А где мы с вами живем? Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Каневском районе. Воспитатель: - Да, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту. Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А чем вам нравится наш край? (ответы детей) Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях? Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду. Воспитатель: - А что хорошего дает труд? Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают. Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет? Дети: - Без труда не вынешь рыбку из пруда. -Хлеб и соль всему голова. -Кончил дело – гуляй смело. Воспитатель: - Правильно. Кончил дело – гуляй смело. А какими ремеслами занимались казаки? Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу. Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия? Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и изготовить эскизы металлических украшений крыльца (белая бумага и черные бумажные образцы элементов ковки). Воспитатель: - Какой замечательный эскиз кружева для металла! Я думаю, что из вас могут получиться прекрасные мастера – кузнецы. Потрудились теперь можно и отдохнуть. Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны». Правила игры: На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами: «Крадем, крадем кавуны, Деда не боимся, Дед нас палкой – мы его каталкой». Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой: Катилась торба, С высокого горба, А в той торбе Хлеб да водица, Кому достанется, Тому водится. Игра проводится два раза. Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались? (ответы детей) Воспитатель: - Земли Кубани широки и необъятны, Каждый день хорош и пригож. Поезжай за моря и океаны, Лучше Кубани ты не найдешь. Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами». Теперь пройдем в группу, где нас ждет угощение. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Конспект занятия в старшей группе «Казаки – защитники Отечества». Сохач О.А., старший воспитатель МБДОУ д/с№3 Каневской район Цель: привитие дошкольникам любви к Родине; поддержание интереса к героическому прошлому и настоящему своего Отечества; формирование качеств, необходимых будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины. Материал: кубанская хата - стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков; рушник; кубанки по количеству мальчиков; газыри; шашка; башлык; кинжал; канат; запись песен Кубанского казачьего хора. Предварительная работа: Беседы: «Наша Армия родная», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Как казак Родину защищал» Рассказы: детей о службе пап в армии, воспитателя о родах войск, доблести и славе защитников Отечества. Чтение: «Сказание о Кубанских богатырях» в изложение Ф.А. Щербины, сказка «Солдат и Лихо». Борис Алмазов: сказки «Отцовская пуля», «Суворовский петух», «Отцовский завет». А.Барто «На заставе», Е.Благина «Шинель» и др. Рассматривание: картины «Рождение Армии», тематического альбома «Наша Армия родная», старинные фотографии казаков. Разучивание: кубанских пословиц о воинской славе, стихов об Армии. Народные кубанские подвижные игры: «Прыгание через шапку», «Перетяжки», «Разбей кувшин», «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» и др. Экскурсии: в комнату боевой славы МБОУ СОШ №1, в районный краеведческий музей, к Обелиску Славы в центре станицы, к памятнику героя Советского Союза Г.К. Нестеренко. Слушание: песен в записи Кубанского казачьего хора, песен военной тематики. Ход занятия: В зале оформлена часть казачьей хаты (стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков). Дети входят в зал. Звучит в аудиозаписи песня Кубанского казачьего хора «Ой, вешэньки - черэшэньки…». В хате сидит бабушка и вышивает рушник. Бабушка: - Добро пожаловать гости дорогие. Прошу вас в хату. Будьте как дома, присаживайтесь. Воспитатель: - Бабушка, о чем думала, пока вышивала? Бабушка: - Ох, ребятушки, детство свое да молодость вспомнила. Ведь день то сегодня особый. Воспитатель: - Да такой же как вчера. Бабушка: - Да как же! Сегодня День защитника Отечества! Земля-то наша матушка многое может: богатый урожай хлеба вырастить и напоить родниковой водой, да девичьей красотой порадовать, а защитить себя не может. Вот и нужен ей защитник. Слава Богу, никакие беды не могут сломить русский дух! На защиту Отечества поднимались всем миром – и стар и млад. А наши кубанские казаки стояли на охране южных границ государства Российского. С врагом казаки боролись, а жены их да детишки без дела не сидели: одежду чинили, еду варили да хозяйство вели. И вы, ребятушки, как подрастете, тоже станете достойными защитниками Отечества. Воспитатель: - Бабушка, а мы тоже знаем много об истории казачества. Детям задаются вопросы:
Бабушка: - А кто в кубанском войске главный? Дети: - Атаман! Звучит запись части песни в исполнении Кубанского казачьего хора «Любо, братцы любо…». В зал входит атаман. Атаман: - Кто вспоминал меня? Здравствуйте ребята! Я живу в нашей станице и являюсь атаманом Каневского куреня. Вижу, полна хата девчат да бравых казачат. Бабушка: - Да, казачата хоть куда. А в отряд свой возьмешь? Атаман: - Прежде чем принять в отряд, испытать их нужно, узнать, на что годны. Воспитатель: - Испытай казачат! Атаман: - Вот это мужской разговор! Воспитатель: - Вот только нет у нас такого обмундирования как у тебя, батька атаман. Бабушка: - Ребята, а ну помогите мне (пытается выдвинуть сундук)! Старая стала, сил нет. А в сундуке-то моем кое-что имеется! Дети выдвигают сундук, открывают его. Воспитатель: _ Да ведь там обмундирование казаков. Воспитатель достает предметы одежды и оружие, попутно спрашивает детей, что как называется (кубанка, газыри, шашка, башлык, кинжал). На мальчиков одевают кубанки. Атаман: - Вот так казачата! Готовы к испытанию? Бабушка: - Пока казачата испытания проходят. Вы, девчата, за работу садитесь, рушники вышивать, они казакам уж как понадобятся! Атаман проводит с мальчиками состязания (перетягивание каната, кубанские народные игры «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» - по выбору педагога) Бабушка: - Ай да казачата! Устали, хлопчики! А ну, девчата, утрите их рушниками! Воспитатель: - Ну что, батька атаман, годятся наши казачата в отряд? Атаман: - Да уж, молодцы, казачата, сильные, ловкие, смелые. Бабушка: - А они еще и кубанские пословицы о воинской службе знают. Дети называют пословицы: - Отвага казаку – половина удачи. - Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный. - Сила казаков от земли, удальство от рати. - Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь. - Пластуна и камыш укроет и кочка спасет. - Где курган там пост казачий. Воспитатель: - А наши казачата не только в ратном деле себя показать могут, но и бодрость духа поднять задорным танцем. Дети исполняют парный танец под песню Кубанского казачьего хора «Гай зэлэнэнький…» Атаман: - На все руки мастера! И соревноваться, и веселиться! Да, ваши мальчики удалые казачата. Беру к себе в отряд. Выходи, стройся! Мальчики выстраиваются в шеренгу и читают стихи:
Стережет покой страны Чтоб росли мы, бед не зная Чтобы не было войны.
Небо зорко стерегут Наши летчики – герои Охраняют мирный труд
Славный, доблестный моряк Гордо реет на линкоре, Развивается наш флаг.
Нашу землю стережет, Чтоб работать и учится Мог спокойно наш народ. Атаман: - Казаки всегда стояли, стоят, и будут стоять на страже Родины. Многие казаки и сейчас являются защитниками отечества, несут службу в разных родах войск Российской армии. Очень почетное дело – Родину защищать. Честь и слава защитникам Отечества! А когда вы, казачата, вырастите, тоже станете защитниками России. Бабушка: - А девчата, пока вы соревновались, рушник вам вышивать закончили, да и частушки хотят вам пропеть на прощание. Девочки поют частушки, и каждая после своего куплета вручает мальчику рушник. Частушки.
Не умеем мы тужить. Без частушек-прибауток Нам и суток не прожить.
Ох, как набелились, Мы вчера коров доили – Молоком умылись.
Мы нигде не пропадем. Сами музыку играем, Сами пляшем и поем! Звучит запись песни «Если хочешь быть военным…» в исполнении Кубанского казачьего хора. Атаман выводит мальчиков из зала, а девочки машут им в след. |