Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.11.2013
Размер136.9 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

«После грозы», «Ласточка», «Доволен я буквально всем», «Тихая моя Родина», «Журавли», «Русский огонек».
Бондарик Галина Григорьевна, учитель первой квалификационной категории, КОУ «Осташковская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» при ФКУ УФСИН России по Омской области ИК-12.

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «открыть в себе человека», способного перестроить свою жизнь в соответствии с идеалами добра, милосердия, красоты, любви к родителям, малой родине, а также адаптироваться к жизни на свободе.

Тип урока: урок формирования новых знаний ( работаю над использованием технологии разноуровневого обучения, способствующей развитию познавательной активности учащихся и направленной на приобретение навыков устойчивой положительной динамики личности-осужденных).

Методы: художественное чтение, беседа.

Приемы: слово учителя, выразительное чтение стихотворений, сообщение учащихся, самостоятельные рассуждения

Оборудование: аудиозаписи песен на слова Н.М. Рубцова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тексты стихотворений поэта.

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, проследить, как Русь, ее природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в лирике Рубцова.

- развивающая: продолжить развитие навыка анализа поэтического текста, умение высказывать свою точку зрения.

- воспитательная: формировать чувство любви к малой родине, воспитывать на примере стихов Н.Рубцова чувства доброго, прекрасного, помочь формированию социализированной личности.

Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней истории.

Василий Оботуров.

.

Ход урока

1. Организационный момент.

-- Ребята, каждая наша встреча на уроке литературы – это маленькое открытие, открытие мира, а значит, себя и своего места в нем.
2. Мотивация учебной деятельности.

Прослушивание фрагментов песен на стихи Н.М.Рубцова.

( Учитель предлагает учащимся послушать песни на стихи «Букет», «Купавы», «В горнице».)
1.Слово учителя.

-Известно ли вам, на чьи стихи написаны эти замечательные песни?

- Когда стихи становятся всеми любимой песней, это говорит о том, что талант поэта стал общепризнанным, общенародным. Таким талантливым поэтом был Николай Михайлович Рубцов.

Вопросы к учащимся:

-Что формирует душу ребенка?

-Чему учит русская народная сказка?

Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый весенний дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть нам данное от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. Более всего в ней нуждается юность, которая осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни.

На реке поэзии Н. Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ненастную ночь в ней светит хоть одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонек в оконце. Грусть и печаль, одиночество и бесприютность открываются нам в злых ветрах, тяжелых ливнях, омутных водах, загнивающих на мелях лодках, увядающих цветах.

Но что человек представляет без этих чувств? А с другой стороны, если бы он отдавался только им, разве бы предстал перед нами мир в его полноте и гармонии?

Чтение учащимся наизусть стихотворения «После грозы».

Ночью я видел:

Ломались березы!

Видел: метались цветы!

Гром, рассылающий

Гибель и слезы,

Всех настигал с высоты!
Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую весть!
Вспыхнул светящийся

Солнечный веер,

Дышат нектаром цветы,

Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери и отчему краю, к травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.
Чтение учащимся наизусть стихотворения «Ласточка».

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?
-Как написано стихотворение? С проникновением, пониманием?

Это стихотворение 1968 года. До собственной трагической гибели оставалось менее трех лет. И Рубцов все настойчивее варьирует эту тему, примеряет к своей судьбе.

Многие исследователи творчества Рубцова отмечают, что дорога жизни, выбор пути, судьбы- центральная тема его поэтического сознания, и поэтому образ «пути-дороги» ( с ним связаны темы разлук, прощаний, встреч, отъездов)- его основной поэтический образ. Это он обнаруживает себя в стихотворении «Доволен я буквально всем…».
Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес, точка

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой осенний свист,

Но , превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать:- Я был в лесу листом!-

Сказать:- Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою..
«Образ дороги, образ судьбы поэта прямо связан у Рубцова с образом времени, истории, судьбы Родины,- подчеркивает известный критик Ю. Селезнев. Здесь каждый миг говорит о вечности, нетленности мира, земли- Родины, ее судьбы, ее пути, «раз навсегда запечатлен в душе, которая хранит всю красоту былых времен».

Итак, пройдем жизненной и поэтической дорогой Рубцова, вслушаемся в его слово, чтобы открыть для себя поэта с пронзительным голосом и высокой душой гражданина и патриота.

Чтение и анализ стихотворения «Тихая моя родина ». В.Белову.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя похоронена

В детские годы мои.

-Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.
Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил..

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор.
Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать-

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.
-Какое чувство вы испытываете, кто хоть раз покидал родные места, кто хранит в душе тепло материнских прикосновений?

- Можно ли это стихотворение читать громко? Почему нельзя?

(Невозможно прочесть эти строки громко, и не потому, что они приглушаются словно специально предназначенными для этого звуками ( т, с, х, ш, ч) и не раз повторенными словами « Тихая моя родина», «Тихо ответили жители», а потому, что так и кажется: помешаешь, вспугнешь человека, со взгорка оглядывающего «тихую родину» и снежностью и печалью признающегося:

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.
- Какие чувства, впечатления вы испытываете после прочтения этого стихотворения?

Тогда скажу я, что чувствую.

Тихо произнесенные, эти строки громко отзываются в моем сердце:

Ведь и у меня есть «речка туманная» моих воспоминаний, которая, сколько буду жить, столько «за мною… будет бежать и бежать», ведь это и обо мне сказал поэт:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.
Читая Рубцова, вспоминаются строки другого, тоже любимого писателя:

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Тихая моя родина, ты все также не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной.

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли.

…Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса?»

Это Василий Белов. «На родине».

- Видите ли вы связь этого очерка со стихами Н. Рубцова?

-Бывает ли соленая роса?

Чтение стихотворения «Журавли».
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь- и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей-

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли- и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что- молчи!- так никто уж не выразит их…

-Нравится ли вам это стихотворение?-

-Чем оно так волнует, тревожит?

-Что чувствуете вы? О чем думаете?

-Что заставляет нас запрокидывать голову и искать в вышине журавлиный клин?

- Почему так важно поэту достучаться, докричаться до нас : «Отворите скорее ворота! Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!»

-Зачем автору потребовались торжественно-строгие слова: «восток огнеликий», «предназначенный. срок увяданья», « сказание древних страниц».

« Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц »-говорит поэт.

«Все. что есть на душе»-это что?

-Какая душа открывается нам?

-Почему «сиротеет душа и природа», как только замолкнут журавли?

О многом заставляет задуматься, будит воображение стихотворение
«Русский огонек».
Погружены

В томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет ( пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,

Входя в избу ( последняя надежда),

И услыхал, отряхивая снег:

-Вот печь для вас и теплая одежда..-

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде

Жизни было мало,

И, неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала…
Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

- Скажи, родимый,

Будет ли война?-

И я сказал:- Наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог..

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…-

И вдруг опять:

- Не будет, говоришь?

- Нет,- говорю,- наверное, не будет.

--Дай бог, дай бог…
И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей?

Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал ее старинные виденья..

- Господь с тобой! Мы денег не берем!

- Что ж ,- говорю-, желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…
Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь как добрая душа,

Горишь во мгле- и нет тебе покоя!


-Что видится вам?

-Как в темную беззвездную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонек приютившего потом дома?

Или скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых?

-Иль старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу:»-Скажи, родимый, будет ли война?..Не будет, говоришь?..Дай бог, дай бог»?

-А что каждому из нас открывается в словах» За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»?

-Мудрость? Наивность? Доброта? Доверчивость?

-О чем, по-вашему мнению, это стихотворение?

Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихам.

-А как думаете вы?

Не менее интересна и биография Н. Рубцова.
Сообщение заранее подготовленного ученика »Судьба поэта».

Он несколько дней не дожил до 35-ти лет. Родился Николай Михайлович в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал:»Сведений почти не имею». С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где кончил он семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной.Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города, В 1955 он уже рабочий в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь начинает он писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец.».

В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького, а уже в 1965 издает первую книжку «Лирика».

«… читатель сразу заметил появление Николая Рубцова в поэзии с неослабным вниманием следил за каждым новым выступлением в печати, потому что услышал свободную, сильную, истинно поэтическую речь, глубокую, как августовское небо, и печальную, как осенняя моросящая даль»,- писал земляк Рубцова, поэт В. Коротаев.

- Почувствовали ли вы, ребята, поэтичность лирики Н. Рубцова?

Теперь послушаем, на что обращают внимание, близко знавшие Рубцова люди?
Сообщение второго подготовленного ученика
С. Куняев вспоминает, как в один из жарких летних дней 1962 года зашел в редакцию журнала «Знамя» Н. Рубцов, молодой человек с худым лицом, «на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза…Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

-Здравствуйте!-сказал он со стеснительным достоинством.- я стихи хочу вам показать…

-Давайте ваши стихи!...

Я начал читать.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…


…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

-Как вас звать?

- Николай Михайлович Рубцов».

«Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался «скитальцем» по самой своей сути»,- вспоминает В. Кожинов.

Итак, читая и анализируя стихотворения Н. Рубцова, хочется отметить, что все они освещены высокими мыслями и чувствами и продолжают лучшие традиции русской классики.

Критик Василий Оботуров, например, выразил их так:» У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку-увы- часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зеленого мира открывает для всех…

Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовет она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…»

Домашнее задание

Высказывание В. Оботурова послужило основой домашнего задания: жизнь человеческой души в стихах Рубцова.

Задания и вопросы для учащихся.

1.Случайно ли, по вашему мнению, в стихах Рубцова столь часто встречается слово душа?

О чем вам это говорит?

2. Как вы думаете, почему Тютчев – любимый поэт Рубцова?

3. Почему думается о вечном, когда читаешь стихи Рубцова?

4. На что откликается ваша душа при чтении стихов Н. Рубцова?
Итог урока
- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Смогли ли мы достичь ее? Как мы это делали?

- Какие основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова?

( Тема человека и природы в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Основные темы и мотивы поэта заключаются в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землей, где он родился, должен любить, ценить, беречь красоту, чтить память об ушедших.

В стихах Рубцова чувствуется мотив одиночества, каждое его стихотворение- это исповедь с читателем, может быть, этот мотив одиночества связан с детдомовским детством?).

- Какой след в вашей душе оставили стихи Николая Рубцова?

А вот какие строки посвятил памяти поэта Станислав Куняев.
Он был поэт.
Как критики твердят,

Его стихи лучились добрым светом,

Но тот, кто проникал в тяжелый взгляд,

Тот мог по праву

Усомниться в этом.

В его натуре открывалась мне

Печаль по бесконечному раздолью,

По безнадежно брошенной земле,

Ну, словом, все, что мы зовем любовью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск