№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
|
1
| Актуализация
|
| Учитель делит учащихся на группы, формулирует цель урока, разъясняет, как необходимо работать с ЭОРом
| Знакомятся с заданием, задают конкретизирующие вопросы и выполняют задание
| 2
|
2
| Проверка домашнего задания с использованием ЭОР
| контрольный
№ 1
(1)
| Формулирует
задание на заполнение пропусков
на выявление причин политической раздробленности
| выявление причин политической раздробленности
| 18
|
практический
№ 2 (4)
| задание на определение положительных и отрицательных последствий раздробленности
| Определяют положительные и отрицательные последствия раздробленности
|
практический
№ 2
(5)
| Задание на соотнесение событий и дат
| Соотносят основные события и даты
|
практический
№ 3
(10)
| Работа с иллюстрацией:
иллюстрация «Съезд князей в Любече»
1. Какое событие изображено на иллюстрации?
2. Кто принимал участие в этом событии?
3. Какие решения были приняты на этом съезде?
| Анализируют иллюстрацию и дают ответы на вопросы
|
3
| Объяснение нового материала
| 1. Работа с учебником
Рассказ учителя
практический
№ 3
(7)
| Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и заполняют таблицу Владимиро – Суздальское княжество
Князья
| Внутренняя политика
| Отношения с другими княжествами
| Отношения с другими государствами
| Юрий Долгорукий
|
|
|
| Андрей Боголюбский
|
|
|
| Всеволод Большое Гнездо
|
|
|
|
Рассказ
учителя о политических особенностях Новгородской земли
Работа с иллюстрацией (Александр Невский)
| Выполняют задание
Слушают рассказ учителя, составляют схему «Управление в Новгороде»
| 20
|
|
| контрольный № 1
(2)
контрольный № 1
(3)
практический
№ 3
(9)
| Задание по ЭОР
соотнести город-княжество
Выбрать имена правителей Владимиро –Суздальской земли
Определить особенности политического устройства Новгородской земли
| Задание на соотнесение город-княжество
Задание на выбор имен правителей
Задание на выбор правильного ответа
|
|
4
| Закрепление нового материала
| контрольный № 4
(11)
| Задание по ЭОРу Определить характерные черты социально-экономического и политического строя древнерусских княжеств
| Задание на закрепление особенностей развития древнерусских княжеств
| 4
|
5
| Подведение итогов урока и домашнее задание.
|
| Выставление оценок, поощрение наиболее активных учеников, формулировка
домашнего задания
| Рефлексия.
| 1
|
Тема урока
| Русь и Золотая Орда
|
Цели и задачи урока
| Цель урока: формирование представлений о взаимоотношениях Руси и Орды в XIII веке и влияние ордынского владычества на Русь.
Задачи:
-обучающие: знать хронологию событий, исторические факты и термины, исторических деятелей, последствия ордынского владычества
-развивающие: уметь работать с ЭОРом, расставлять события в хронологической последовательности, соотносить термины, уметь анализировать и делать выводы
-воспитательные: формировать уважение к прошлому своей страны, развивать интерес к изучению истории
|
Тип и форма урока
| Комбинированный урок с использованием ЭОР
|
Оборудование
| компьютерный класс, ЭОР с сайта ФЦИОР:
|
План урока
| Проверка домашнего задания с использованием ЭОР
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала с использованием ЭОР
|
Проблема урока
| Какие изменения произошли на Руси и как они повлияли на её дальнейшее развитие?
|
Ход урока:
I.Этап
| Актуализация:
В своем вводном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что XIII век является важным в истории древнерусского государства.
|
II.Этап
| Проверка домашнего задания с использованием ЭОР
Выполнение задания на соответствие исторических событий (соотнести события первого и второго походов) http://fcior.edu.ru/card/11388/rus-v-borbe-s-mongolo-tatarskim-nashestviem.html
Характеристика исторической личности с использованием иллюстрации
Работа с картой http://fcior.edu.ru/card/21628/tataro-mongolskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html
Работа с иллюстрацией: 1) Какое событие изображено?
2) Способы обороны? 3) Какие люди обороняли город?
Впишите пропущенные слова и даты http://fcior.edu.ru/card/890/mongolo-tatarskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html
|
III.Этап
| Объяснение нового материала.
Работа с учебником (указать формы зависимости Руси от Орды)
Рассказ учителя о борьбе русского народа против ордынского владычества.
самостоятельно определить последствия монголо-татарского нашествия http://fcior.edu.ru/card/890/mongolo-tatarskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html (задание 4)
Выводы по теме урока:
Подводя итог урока, учитель предлагает учащимся назвать виды зависимости Руси от Орды и указать к каким последствиям
|
IV.Этап.
| Закрепление нового материала: соотнесите термины
http://fcior.edu.ru/card/11388/rus-v-borbe-s-mongolo-tatarskim-nashestviem.html (задание 3)
|
V. Подведение итогов урока и домашнее задание.
| Выставление оценок, поощрение наиболее активных учеников. Рефлексия.
Д/З: Используя материалы ЭОР, найдите какие слова со времён ордынского владычества вошли в русский язык.
|