ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1149
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 1149 ________________ А.Б. Евсина «___» января 2013 г.
Программа
факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс воинской службы»
в системе дополнительного школьного образования для учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы № 1149 г. Москвы.
Москва 2013 год
Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы » в системе дополнительного образования для учащихся кадетских классов
Содержание материалов
Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы » в системе дополнительного школьного образования для учащихся 5-11классов.
Цели изучения факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы»
Основное содержание программы курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы »
Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы » в системе дополнительного школьного образования.
Пояснительная записка
Курс «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов входит в блок дополнительного образования. Факультативный курс рассчитан на 85 часов учебного времени в 5-11 классах из расчета 1 учебный час в день. Курс представлен системой классных, практических занятий, факультативов, экскурсий.
Итоговой формой контроля знаний и умений учащихся является собеседование, зачет, выполнение нормативов. Промежуточной формой контроля - различные творческие задания. Оценка деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса осуществляется с учетом их активности, качества подготовленных докладов, выступлений, представленных способов решения конкурсных заданий, презентаций. На занятиях выступления учащихся готовятся заранее по темам и вопросам, предложенным преподавателями. Например: об истории кадетского движения разных временных периодов; биографических сведений о выдающихся военачальниках и кадетах; об ученых историках-исследователях, истории русского оружия, развития тактики, о дружбе и войском товариществе. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.
Знания, полученные в ходе факультативного курса, будут востребованы для дальнейшего изучения истории России, основ безопасности жизнедеятельности, подготовки допризывной молодёжи к службе в армии, поступления в высшие учебные заведения силовых структур.
Цели изучения факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы ».
Изучение истории зарождения и развития кадетского движения в России; углубление военно-исторических знаний; дополнение школьного курса истории Отечества сведениями о военных руководителях-кадетах в истории; тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев; выработка необходимых качеств и умения творчески использовать опыт и знания в изучении и дальнейшем развитии кадетского братства и чувства товарищества; воспитание уважения к традициям кадетов, культурному и историческому прошлому России; положительной мотивации к изучению требований к профессии военного; развитие и формирование познавательных интересов школьников к изучению исторических процессов; готовности к морально-этической оценке использования достижений; воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны; понимание кадетом, что овладение военно-профессиональными умениями, подготовит к сознательному выбору профессии кадрового военного и готовности к выполнению священного долга по защите Отечества; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Задачи курса
Главными задачами факультативного курса считать: раскрытие истории создания и развития кадетского движения в России; изучение избранных страниц военной истории России; личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки; хода и исхода боевых действий; изучение изменений организационных структур кадетского движения; проведение военных реформ на различных этапах истории; развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний и умения применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; воспитание у кадет чувства глубокой любви и уважения к Родине, ее Вооруженным Силам, гордости за кадетское братство, ответственности, готовности к защите Отечества, получение практических навыков по основным предметам боевой подготовки, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей школе.
Уметь: Использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. Участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения. Показать престиж армии. Осуществлять волонтерскую деятельность по пропаганде воинской службы. Применять основные практические знания и навыки по основам боевой подготовки сухопутных подразделений Вооружённых Сил России.
Основное содержание программы
История кадетского движения в России. Патриотическое воспитание, традиции, в Вооружённых Силах России.
Тематический план
№
п/п
| Содержательные линии
| Разделы и вопросы программы курса
| Кол-во часов
|
| 1.
| Курс «История кадетского движения в России» Традиции кадетского движения.
| Кадеты России. Зарождение кадетских корпусов за рубежом (1653). Место патриотического воспитания в формировании мужественности, ответственности за судьбу Отечества. Исторический экскурс. Первые русские корпуса - классы названные «Рыцарской академией»- «Корпус кадет шляхетских» (1731) и «Корпус кадет» (1732). «Символика – это цепь из прошлого в будущее». Заповеди кадетского братства и «формулы товарищества».
| 15.01
|
| 2.
| Основы военной истории.
| Рыцари земли русской (Александр Невский, князь Дмитрий Иванович Донской, князь Михаил Иванович Воротынский, Кузьма Минин, Дмитрий Михайлович Пожарский и др. – основатели традиций русского военного искусства). Подготовка докладов старшими кадетами.
| 22.01
|
| 3
| Гарнизонные школы в России. Петр I и его военные игры, победы в сражениях за свободу Отечества.
| Петр I – создатель регулярной русской армии и флота. Просмотр и обсуждение х/ф «Гардемарины».
| 29.01
05.02
|
| 4.
| Наука побеждать Александра Васильевича Суворова. Федор Федорович Ушаков – «Суворов на море».
| Биография полководцев. Основные битвы и грандиозные Российские победы. Просмотр и обсуждение х/ф «Суворов», «Ушаков».
| 12.02
19.02
|
| 5
| Кадеты - герои войны 1812 года.
| Кутузов М.И. – выпускник и директор кадетского корпуса. Преобразования М.И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе. Реферат «200 лет Победы в войне 1812 г.»
| 26.02
05.03
|
| 6
| Кадетские корпуса в дореволюционной России
| Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах Российской империи. Документальный фильм о Пажеском корпусе.
| 12.03
|
| 7.
| Православная церковь в ратной службе.
| Православие на службе Отечеству. Встреча со служителями церкви.
| 19.03
|
|
| 8.
| Учебные заведения кадетского типа в СССР в послевоенные годы. Суворовские военные училища.
| Суворовцы – продолжатели славных традиций кадетских корпусов. Встреча с выпускниками СВУ.
| 26.03
|
| 9.
| ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ общественные организации для подготовки к военной службе.
| Развитие образовательной системы военно-профессиональной подготовки и патриотического воспитания в общественных организациях СССР. Нормы ГТО.
| 02.04
|
| 10.
| Кадеты в годы Великой Отечественной войны.
| Научный поиск, исследования, реферат тема: «Кадеты, русские офицеры, генералы на фронтах ВОВ» .
| 09.04
|
| 11.
| Культура и армия. Взаимоотношения в армии.
| Общевоинские уставы о взаимоотношениях в процессе воинской деятельности. Обсуждение статьи О. Раш «культура и Армия»
| 16.04
23.04
|
| 12.
| Геральдические символы России.
| Герб, Флаг, Гимн, Знамя Победы.
Зачёт по знанию Гимна России.
| 30.04
07.05
|
| 13.
| Боевое знамя части.
| Олицетворение великих подвигов. Символ воинской чести, доблести и славы. Верность знамени во все века. Посещение музея ВОВ.
| май
|
| 14.
| Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
| Современная наградная система.
Поощрения воинам применяемые в армии.
| 21.05
|
| 15.
| Ритуалы Вооружённых Сил России. Посещение воинской части.
Смотр строя и строевой песни.
| Подъём и спуск флага. Воинское приветствие. Приведение к Военной присяге. Парады. Салюты. Вручение л/с боевой техники и др.
| 28.05
|
| 16.
| Настольный теннис
Кадетский хор
Мини-футбол
Этика
Танцы
| Работа кружков
| Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
|
| 17.
| Выпуск боевого листка
| Февраль - Стрибулёв А.Н.
Март - Лобашов Р.Б.
Апрель - Макаренков Е.В .
Май - Фёдоров А.А.
| Ежемесячно
|
| 18.
| Экскурсии:
-музей МВД
-музей ВС России
-краеведческий музей города Зеленограда
-музей маршала Советского Союза К. Рокоссовского
-музей Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
|
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Макаренков Е.В.
Лобашов Р.Б.
Стрибулёв А.Н.
Фёдоров А.А.
Фёдоров А.А.
|
|
| В ходе изучения факультативного курса предлагаются различные формы творческих работ, одной из которых являются рефераты и доклады, примерные темы которых приведены ниже:
Великий Государь Земли Русской - Александр Невский.
Петр Великий - основоположник системы военного образования в России.
«Тяжело в учении, легко в бою» (А.В. Суворов).
Творцы русской морской славы. Ф.Ф.Ушаков – создатель черноморского флота.
М.И. Кутузов – выпускник и директор кадетского корпуса. Преобразования М.И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе. (Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус).
Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
№
| Формы и методы исследований в ходе изучения курса
| 1.
| Интервью – опрос очевидцев военных лет
| Работа с людьми по готовым вопросам: Где были в первый день войны? Что запомнилось? Кто из родственников сражался на фронте (их боевой путь)? Какая память осталась об их участии в семейном архиве? Как сложилась жизнь членов семьи в тылу? Чем они занимались? Какие события военных лет они запомнили как самые важные, радостные, горькие? Какие свидетельства военных лет сохранились в вашей семье? Почему вы их храните? Умение обрабатывать собранную информацию.
| 2.
| Работа с учебной информацией (поиск и отбор информации, составление конспекта, тезисов лекционного материала)
| Привлечение различных источников информации, в соответствии с темой занятия, доклада или сообщения. Составление конспекта прочитанного или тезисов материала, услышанного на лекции.
| 3.
| Подготовка устных сообщений и докладов
| Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию
Ориентация на общественные интересы.
| 4.
| Подготовка сообщений и докладов в письменном виде (реферировать информацию)
| Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме, составление плана работы
| 5.
| Подготовка сообщений и стендовых докладов
| Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал.
Способность найти единомышленников, сотрудников.
| 6.
| Выступление с сообщениями, докладами (монологи) и публичные диалоги
| Приобретение навыка публичного выступления, развитие ораторских способностей: умение говорить образно и аргументировано, точно и ясно выражать мысли.
| 7.
| Выполнение исследования с использованием исторических источников
| Умение сформулировать цель и гипотезу исследования, умение спланировать исследование, оценить полученные результаты, сделать выводы
| 8.
| Выполнение исследования с использованием компьютерных программ
| Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать работу, оценить достоверность полученных результатов, сделать выводы
| 9.
| Участие в учебной дискуссии. Обмен мнениями.
| Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Создание доброжелательного отношения к людям, к любой стране.
Способность слушать, находить компромисс.
Выработка коллективного решения.
|
|