Скачать 90.79 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ МБОУ «Берёзовская СОШ» Солонешенского района Алтайского края Реферат « Прабабушкин дом» Выполнила: Краскова Наталья, ученица 11 класса Руководитель: Свиридова Нина Ивановна, учитель истории с. Берёзовка 2011 Общая характеристика работы Актуальность темы исследования В условиях модернизации всех сфер общественной жизни России, которая сопровождается неустойчивостью системы ценностей и ослаблением социальных связей, необходимо сохранение и возрождение народных традиций и культуры своего народа. Актуальность темы исследования обусловлена осознанием в современном российском обществе восстановления духовного здоровья, наследия наших предков. Нам необходимо воспитать в себе уважение к прошлому, получить знания о великих свершениях и будничных делах людей своей малой родины. Объект исследования: старинный дом в селе Берёзовка. Цели: Восстановление утраченной связи между поколениями, сохранение интеллектуального и психологического здоровья подрастающего поколения, стимулирование интереса к семейной истории и традициям, уважение к труду предков и вековым корням, развитие эмоциональной отзывчивости. Задачи: 1.Изучить и охарактеризовать историю заселения села Берёзовка Солонешенского района Алтайского края. 2.Исследовать старинный дом – историю его строительства, внешний облик и внутреннее убранство и показать наглядно. 3.Проанализировать научную и популярную литературу по данной теме. 4.Провести исследовательскую работу о быте сельчан. 5.Систематизировать фотоматериал о старинном доме. 6. Проследить судьбу хозяев данного дома. 2 Оглавление I. История заселения села Берёзовка………………………………………...3 1.1.Переселение на Алтай………………………………………………………………..3 1.2.Путешествие моей прабабушки………………………………………………...3 II.Строительство дома……………………………………………………………………..5 2.1. Выбор места для жилища………………………………………………………….5 2.2.Материал для дома…………………………………………………………………….5 2.3.Строительство и внешний облик дома……………………………………..5 III. Внутренний мир дома……………………………………………………………….7 3.1.Печка…………………………………………………………………………………………7 3.2.Трапеза в доме………………………………………………………………………….8 3.3.Горница……………………………………………………………………………………..8 3.4.Прабабушкин сундучок……………………………………………………………..8 Заключение…………………………………………………………………………………….9 Литература и источники……………………………………………………………….10 3
1.1.Переселение на Алтай В конце 19 века начинается заселение Солонешенского района. Село Берёзовка Солонешенского района расположено в юго-восточной части Алтайского края. Точной даты основания села нет, но по материалам исследования 1877 года в переписи уже перечисляется 75 дворов с 397 душами обоего пола. Село расположено на реке Берёзовка и Ануй в горной местности. Зачем люди из европейской части России приезжали сюда? Весной, когда шумело половодье И с гор летела талая вода, С мечтой о легендарном Беловодье Прадеды наши добрались сюда. Не за добычей много вёрст тащились Народ бывалый – друга стоил друг. А ночью у костров им земли снились, Которые ещё не знали плуг. И им пришлось по нраву это место, Луга и горы радовали взгляд. Не так давно уж это было – двести Или чуть больше лет назад.
О земле солонешенской писали первые переселенцы: «Приезжайте к нам, здесь в хату сама вода льётся, в ограду вода валится, и с горы в печку сами дрова катятся». Моя прабабушка в 4 далёком 19 веке тем временем пасла гусей в соседском дворе, а весенним утром всей семьёй она уже отправилась в далёкое путешествие из Воронежской губернии на Алтай. Первые переселенцы - семьи Поповых и Свиридовых ступили на землю, где было много берёз и дали красивое название селу - Берёзовка. Берёзы! К вам пути никому не заказаны… Полон воздух весенним брожением. К вам иду для души и для разума Запасаться земным притяжением. Переселенцы столкнулись с трудностями : земли пришлось отвоёвывать у жителей близлежащего села Сибирячиха. 5
2.1.Выбор места для жилища Переселенцы стали застраивать село по рекам Берёзовка и Ануй. Леса было много. Жизнь человека связана с природой. Общий корень у слов. Какие? Правильно, природа, род, родина, народ, родня, родственники. А дерево всегда занимало важное место для человека. Крона – это будущее, ствол – жизнь, а корни-предки – уходят в землю. Возьмитесь за лицо руками! Вокруг него должен быть порядок, у- лица ,улица! Рассказывали старожилы, что прежде чем строить дом, выбирали место! Место должно быть «доброе»: нельзя строить на дороге, иначе жизнь уйдёт; на спорном участке – век ладу не будет; где что-либо случилось. Считали, где коровы лягут отдыхать – это благодать, там и дом строить! 2.2. Материал для дома Хозяин сам выбирал деревья – средние по возрасту. Зимой рубили лес, когда земля отдыхает. Говорили именно срубить дом, а не построить, т.к. главным инструментом был топор. Дерево при срубании должно звенеть! Падать – на восток, где всходит солнце, начинается жизнь. Время для заготовки леса считалось неудачным, если 3 лесины не понравились с прихода в лес. В тот день лучше не рубить. Дом моих родственников срублен из листвы. Под действием влаги брёвна не гнили. Использовалась древесина кедра для косяков, наличников, полов. Известны дезинфицирующие свойства кедра, в кедровых сундуках не заводилась моль. Срубленные деревья вывозили на санях, складывали для усушки, весной шкурили – снимали кору. 2.3.Строительство и внешний облик дома Дом строили силами родственников и соседями, т.е. устраивали помочи. Решили на семейном совете дом поставить на пригорке, на солнечной стороне. Срубленный дом ставился на клети, т.е четырёхугольный сруб. Столбы по углам, балки под полом и низ всегда были из лиственницы! Дом и сегодня, в 21 веке служит жилищем моим родственникам. Но у него сильно обветшалый вид и он нуждается в ремонте. Между брёвнами прокладывали мох. Углы дома клали по 6 особым правилам – «в обло», т.е. концы брёвен выступали наружу. Крышу построили четырёхскатную или, как говорили, «по – круглому». Дом светлый, только с уличной стороны четыре окна! А какие красивые ставни! Окно – это глаза, око. На окнах обязательным атрибутом были наличники, они словно оберег спасали хозяев от смерти и несчастий. Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. Сначала штор не было, и поставили ставни. Окно утром откроешь – мир видно, над окном - небеса, рай, под окном – ад. На ставнях узоры были : круг- символ солнца, листок-древо жизни, ромб-плодородие, целующиеся птицы - символ богини Лады. Иногда изображали петуха, он своим криком возвещал о начале утра, был деревенскими часами. Люди про петуха говорили так: не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнём на ноге; не сторожем стоит, а всех будит. Крыльцо было высоким, оно олицетворяло крылья у дома, здесь встречали гостей. Далее порог - вход в дом. А вы не знаете, почему нельзя здороваться и разговаривать через порог? Итак, порог- это грань между смертью и жизнью. Сор из дома не выметали, считали, что это несло информацию о человеке, могли навести порчу. По результатам исследования 1894 года отмечалось, что «жилых построек в деревне 82: 12 домов, 64 изба и 6 землянок». И в одном из этих домов жила моя прабабушка – Пирогова Фёкла Борисовна. Вокруг дома сначала был плетёный забор, а на нём горшки - от зла, болезни, сглаза, а сегодня - старая посуда. Рядом с домом расположены хозяйственные постройки: баня, погреб, сарай, амбар, конюшня. Возле построек находился и огород. 7 III. Внутренний мир дома 3.1.Печка Всё в доме было простым, логичным, лишённым каких-либо излишеств. Главную роль играла кухня или передняя. За кухней следовала горница, потом ещё одна жилая комната. Четвёртое помещение составляли сени и кладовая, они были без отопления. Позднее пристроили веранду с навесом. Печка занимала главное почётное место в доме. Она расположена в кухне у порога. Ещё она называлась бабьим углом. Русскую печь всегда уважали Родной матерью называли Печь в доме - хозяйка главная! Тёплая, чистая, славная. Уж её и белили, и мыли, В ней хлеб пекли, Щи да кашу варили. Даже мылись в печи, Чтобы хворь - болезнь излечить. На печи спали, Стариков согревали. Если гость промок, устал, Тоже на печь попадал. Русскую печь «били», т.е. месили глину, а затем в буквальном смысле «колотили» глину. Составные части печки: чувал, печурка - здесь хранили щепки, опечек, приступок, стоячок, голбчик - деревянная плаха, продолжавшая лежанку печи и нижний голбец- широкий, пристроенный 8 вдоль печи ящик с люком, через который можно было спускаться в подклеть, подпол. Полати - деревянный настил от печки, расположенной над входной дверью. Они служили для отдыха, сна. По диагонали от печи находился красный угол-угол с иконами, а полотенце служило оберегом. А где же кушала моя прабабушка? 3.2.Трапеза в доме Посреди комнаты стоял деревянный стол, рядом лавки, позднее сделали стулья. На стене были полки для хранения домашней утвари. Стены не штукатурили и пол сначала не красили. На столе всегда стоял самовар. Питание было основано на продуктах земледелия, скотоводства, рыболовства, собирательства. Посты соблюдали обязательно. Как и до сих пор говорит моя прабабушка, люди очищали не только тело, но и душу. Хлеб пекли, капусту солили и квасили, похлёбку варили. Делали сыр, сметану, творог, масло. За столом устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники. На столе и гладили бельё рубелем. 3.3.Горница Самой светлой комнатой в доме была горница. Здесь отдыхали, принимали гостей, вели неспешные разговоры «про жизнь». В этой же комнате нянчили детей, висела люлька. 3.4.Прабабушкин сундучок А сейчас открываем сундучок! Чего там только нет! Я счастливая внучка и правнучка, современная девушка 21 века, но в моём приданом есть, как и современные вещи, так и столетние, какими я дорожу. Это и красивый ковёр, и вышитое полотенце, и парочка, и разноцветный пояс и платок. Платок был желанным подарком. И прапрабабушка, и прабабушка, и бабушка прикрывалась платком, нашёптывая причитания в беде, и уголком платка вытирала глаза, застланные слезами. И в платке она также шла на праздник. Я бережно отношусь к этим вещам, в них таится душа моей прабабушки, я чувствую, как тепло её заботливых рук передаётся мне. А как моя прабабушка и бабушка выходили замуж, я расскажу в следующий раз. 9 Заключение Заканчивая короткое сообщение о судьбе старого дома, я хочу сказать, что современные дома и больше и светлее, но что-то необъяснимое притягивает к старому дому моих предков, мне становится спокойно на душе, когда я смотрю на него, но в тоже время меня охватывает смешанное чувство жалости и восхищения. Так и хочется прикоснуться к тем далёким временам. Приезжайте к нам в село Берёзовку, и вы наяву прикоснётесь к такой далёкой и близкой истории. 10 Литература и источники -Алтайский благодатный край. Наследие народов российской федерации. Под ред. Тарунова А.М. НИИ Центр, 2007. -История культуры Алтая: В трёх частях.- Ч.I (7 класс). Культура Алтая с древнейших времён до начала XX века/Под общей ред.д-ра филос. наук С.А. Ан и В.Е.Фомина.- Барнаул: Пикет,1999.- 149 с. -История села Берёзовка Солонешенского района Алтайского края. Сведения, записанные со слов жителей села. Составитель Свиридова Н.И. Берёзовка, 1998. -Осетров Е.И. Живая древняя Русь. Книга для учащихся. М.Просвещение,1976.-225 с. -Очерки истории Алтайского края.- Под ред. Бородавкина А.П. -Барнаул. Алтайское книжное издательство,1987.-448 с. -Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние,1989.-176 с. -Сергеев В.А. С глазу на глаз. Стихи и поэмы. Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1990. -Солонешенский район: Очерки истории и культуры: Сб. науч.- практ. материалов/ Науч. ред. Т.К.Щеглова.- Барнаул: Изд-во БГПУ,2004.-532 с. -Швецова С.П. Материалы по исследованию мест водворения переселенцев в Алтайском округе. Результаты статистического исследования в 1894 году. Выпуск II. Описание переселенческих посёлков. Издание общества любителей исследования Алтая. Барнаул. Типография при Главном Управлении Алтайского округа 1899. -Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. (Историко-этнографические аспекты. XVII - XX вв.): Учебное пособие. Вып.1. - М.: Логос, 2001 |