Конспект занятия в подготовительной группе «Вспомни сказку» с использованием приемов ТРИЗ – технологии.
| Цель:
Закрепить знание детьми сказок и их названий.
Закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку с помощью метода «Каталога» Развивать лексико-грамматический строй речи, закрепить суффиксальный способ образования существительных. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Развивать системное мышление, умение обосновывать ответы. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений сказки как жанра, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умении воспроизводить эти средства в своем творчестве. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
1. Игровой момент. Воспитатель: Дети, приглашаю вас отправиться с путешествие в страну Сказок. А что такое сказка? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель обобщает: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом. Вопрос к детям: «А вы любите сказки?» В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может все случиться Наша сказка впереди Сказке в дверь мы постучимся Сказка в гости ты нас жди.
2. Игра «Пароль» Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число». Возможные варианты детей: • Три медведя • Три толстяка • Волк и семеро козлят • Белоснежка и семь гномов • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Звучит музыка, дети и воспитатель взявшись за руки, отправляются в путешествие.
3. Игра «Угадай чьи следы?» Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят: • След медведя – медвежий след • След птицы – птичий след; • След зайца – заячий след • След волка – волчий след
4. Игра «Аукцион» Задание детям: «Назовите сказки, в которых волк является главным героем» Варианты ответов детей: • Лисичка-сестричка и Волк • Волк, перепелка и дергун • Иван-царевич и серый волк • Волк и семеро козлят • Колобок • Теремок • Рукавичка • Три поросенка • Красная Шапочка 5. Игра «Наоборот» Ребята, мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них тоже бывает разное. Давайте поиграем в игру «Наоборот». Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч называете мне слово с противоположным значением: Добрый – злой Трудолюбивый - ленивый Вежливый - грубый Грустный - веселый Радостный – печальный Сытый – голодный Трусливый – храбрый Вредный – полезный Щедрый – скупой Упрямый – покорный
6. «Чудо - дерево» Дети выходят на полянку к чудо - дереву, на котором растут носки и рукавички. Рассматриваем дерево. Вопрос к детям: «Что в этом дереве необычного? Под деревом дети находят сундучок. Воспитатель предлагает детям угадать, что в нем находится. Варианты ответов детей. Затем воспитатель предлагает узнать, каков вес сундучка, выясняется что легкий.
7. Игра «Да - нет» Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Сундучок открывается, из него вылетает воздушный шарик, на нем комарики. Дети угадывают сказку «Тараканище» Вопрос к детям: «Кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский)»
8. Игра «Хорошо - плохо» Вопросы к детям: • Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий? • Что в этом хорошего? • А что плохого в том, что шарик легкий?
9. Игра «Мои друзья» Воспитатель: «Я – воздушный шарик Мои друзья – это те, кто умеет летать». Дети называют объекты и изображают.
10. Игра «Дразнилка» Воспитатель предлагает «подразнить» комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
11. Составление сказки методом «Каталога» Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были, «В некотором царстве, в некотором государстве…, «Однажды» и т.д.) Вопросы: • Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки придумываем название. Затем воспитатель показывает заготовку книги с чистыми страничками, предлагает вернуться из Страны сказок и записать придуманную сказку, а также сделать к ним иллюстрации. Дети берутся за руки и отправляются домой.
| |