ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Восточные славяне в древности»
6 класс
| ФИО (полностью)
| Палеева Марина Алексеевна
|
| Место работы
| МБОУ Норинская ООШ
|
| Должность
| Учитель общественных дисциплин
|
| Предмет
| История
|
| Класс
| 6 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| «Восточные славяне в древности» №2
|
| Базовый учебник
| «История государства и народов России», 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. |
Цели урока:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представление о расселении, хозяйственной жизни восточных славян;
- усвоить основные термины и понятия: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, идол, старейшина, вождь, вече, родовая община, вервь, народное ополчение.
Развивающие:
- картографические умения,
- анализ исторических текстов, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны;
- воспитание коллективизма, товарищества. Формировать уважительные отношения к предшествующим поколениям.
Тип урока - урок изучения нового материала (теория и применение).
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, работа с модулем ЭОР.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Показывать на исторической карте расселение восточных славян;
называть органы управления в восточнославянских племенах, союзах;
раскрывать особенности общественного устройства восточных славян;
объяснять смысл понятий: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, идол, старейшина, вождь, вече, родовая община, вервь, народное ополчение.
Ожидаемые учебные результаты
После этого занятия учащиеся смогут:
знания: называть и объяснять основные понятия, характеризующие общественное устройство восточных славян;
умения и навыки: высказывать свою точку зрения и приобрести навыки обсуждения проблемы; продолжат формирование умения строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; отбирать, перерабатывать и осмысливать информацию, анализировать текст и т. д.;
отношения, ценности, внутренние установки: выразить свое отношение к особенностям становление этноса.
Необходимое техническое оборудование
Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(номер из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| I.
| Организационный момент:
|
| Приветствие, проверка готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей, отчет дежурных, предварительно подготовлены места (расставлены столы) для работы групп, эмоциональный настрой.
| Рабочее место ученика.
| 2 мин.
| II
| Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:
| Вопросы для беседы с учащимися (ресурс №1)
| Вопросы для беседы с учащимися:
1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне? (Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)
2. Откуда мы знаем о славянах (письменные, вещественные, лингвистические источники)?
3. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны? (Восточные славяне – предки русского народа).
После беседы отмечается, что к концу урока учащиеся должны выяснить:
-территорию расселения восточных славян;
-основные занятия восточных славян;
-верования;
- управление у восточных славян.
| Ученики отвечают на вопросы
| 5мин.
| III.
| Объяснение нового материала
| Происхождение и расселение восточных славян (ресурс №2,3, 4,5)
| Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.
Работа по группам:
1. Используя ресурс №2, определить, как расселялись индоевропейцы и предки славян. Затем выйти и показать на карте.
2. Рассмотреть, какие южные племена являлись врагами славян, указать последовательность появления кочевых племен на славянских территориях (ресурс №3)
3. Соотнести славянские племена и реки, на которых они проживали (ресурс №4)
| Работа по группам: ученики просматривают ресурс, отвечают на вопросы, работают с источником.
| 9 мин.
|
|
| Занятия славян (ресурс №6, 7,8)
| Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Задание учащимся: используя ресурс №6, составить схему "Занятия славян". Рассмотрев ресурс №7, охарактеризовать устройство гончарной мастерской.
| Самостоятельная работа с ресурсами, составление учебной схемы
| 5 мин.
|
|
| Общественное устройство восточных славян (ресурс №9,10,11)
| В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей. Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.
| Слушают, выделяют особенности общественного устройства, используя ресурс №10, отвечают на вопросы
| 7 мин.
|
|
| Верования восточных славян (№ 12)
| Используя ресурс, ответить на следующие вопросы:
- что такое язычество;
- каких языческих богов вы знаете;
- с какими языческими праздниками познакомились.
| Работа с ресурсами
| 5 мин
|
IV.
|
Закрепление
материала.
|
Вопросы и задания к уроку (ресурс №13,14,15)
|
Ответим на вопросы по сегодняшней теме. Показывается соответствующий ресурс.
|
Ученики в интерактивном режиме отвечают на вопросы
| 4 мин.
| V.
| Подведение итогов урока
|
| Что нового мы узнали сегодня?
| Предлагаются варианты ответов на вопрос
| 2 мин.
| VI.
| Домашнее задание
|
| Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”
|
| 1 мин
|
Таблица №2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|