Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 125.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.11.2013
Размер125.9 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > История > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Восточные славяне в древности»

6 класс



ФИО (полностью)

Палеева Марина Алексеевна



Место работы

МБОУ Норинская ООШ



Должность

Учитель общественных дисциплин



Предмет

История



Класс

6 класс



Тема и номер урока в теме

«Восточные славяне в древности» №2




Базовый учебник

«История государства и народов России», 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г.



Цели урока:

Обучающие:

- сформировать у учащихся представление о расселении, хозяйственной жизни восточных славян;

- усвоить основные термины и понятия: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, идол, старейшина, вождь, вече, родовая община, вервь, народное ополчение.

Развивающие: 

- картографические умения,

- анализ исторических текстов, умение выделять главное и обобщать исторические факты;

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны;

- воспитание коллективизма, товарищества. Формировать уважительные отношения к предшествующим поколениям.

Тип урока - урок изучения нового материала (теория и применение).

Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, работа с модулем ЭОР.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Показывать на исторической карте расселение восточных славян;

называть органы управления в восточнославянских племенах, союзах;

раскрывать особенности общественного устройства восточных славян;

объяснять смысл понятий: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, идол, старейшина, вождь, вече, родовая община, вервь, народное ополчение.

Ожидаемые учебные результаты

После этого занятия учащиеся смогут:

знания: называть и объяснять основные понятия, характеризующие общественное устройство восточных славян;

умения и навыки: высказывать свою точку зрения и приобрести навыки обсуждения проблемы; продолжат формирование умения строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; отбирать, перерабатывать и осмысливать информацию, анализировать текст и т. д.;

отношения, ценности, внутренние установки: выразить свое отношение к особенностям становление этноса.

  1. Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР
Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(номер из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент:




Приветствие, проверка готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей, отчет дежурных, предварительно подготовлены места (расставлены столы) для работы групп, эмоциональный настрой.

Рабочее место ученика.

2 мин.

II

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:


Вопросы для беседы с учащимися (ресурс №1)

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Знакомо   ли   Вам   понятие   "восточные славяне? (Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.) 

2. Откуда мы знаем о славянах (письменные, вещественные, лингвистические источники)?

3. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны? (Восточные славяне – предки русского народа).

После беседы отмечается, что к концу урока учащиеся должны выяснить:

-территорию расселения восточных славян;

-основные занятия восточных славян;

-верования;

- управление у восточных славян.

Ученики отвечают на вопросы

5мин.

III.

Объяснение нового материала


Происхождение и расселение восточных славян (ресурс №2,3, 4,5)

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Работа по группам:

1. Используя ресурс №2, определить, как расселялись индоевропейцы и предки славян. Затем выйти и показать на карте.

2. Рассмотреть, какие южные племена являлись врагами славян, указать последовательность появления кочевых племен на славянских территориях (ресурс №3)

3. Соотнести славянские племена и реки, на которых они проживали (ресурс №4)

Работа по группам: ученики просматривают ресурс, отвечают на вопросы, работают с источником.

9 мин.







Занятия славян (ресурс №6, 7,8)


Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Задание  учащимся:   используя ресурс №6, составить схему "Занятия славян". Рассмотрев ресурс №7, охарактеризовать устройство гончарной мастерской.

Самостоятельная работа с ресурсами, составление учебной схемы

5 мин.







Общественное устройство восточных славян (ресурс №9,10,11)



В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей. Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

Слушают, выделяют особенности общественного устройства, используя ресурс №10, отвечают на вопросы


7 мин.







Верования восточных славян (№ 12)

Используя ресурс, ответить на следующие вопросы:

- что такое язычество;

- каких языческих богов вы знаете;

- с какими языческими праздниками познакомились.

Работа с ресурсами

5 мин


IV.


Закрепление

материала.



Вопросы и задания к уроку (ресурс №13,14,15)


Ответим на вопросы по сегодняшней теме. Показывается соответствующий ресурс.


Ученики в интерактивном режиме отвечают на вопросы

4 мин.

V.

Подведение итогов урока




Что нового мы узнали сегодня?

Предлагаются варианты ответов на вопрос

2 мин.

VI.

Домашнее задание




Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”




1 мин


Таблица №2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на карточку ресурса, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Вопросы для беседы с учащимися (мотивация деятельности учащихся)

Текст/Текст с иллюстрациями/карта

Текст с биографической справкой, иллюстративный ряд

http://fcior.edu.ru/card/8975/narody-i-gosudarstva-na-territorii-nashey-strany-v-drevnosti.html


2.

Происхождение и расселение восточных славян

Текст/анимированная карта

Текст/карта расселения славянских племен (анимированная)

http://fcior.edu.ru/card/11595/vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html


3.

Соседи восточных славян

Текст/таблица/карта

Таблица/карта

http://fcior.edu.ru/card/2042/praktika-kak-sozdavalsya-slavyanskiy-mir.html


4.

Расселение восточных славян

Текст/карта

Текст/карта

http://fcior.edu.ru/card/8836/praktika-vostochnye-slavyane-vi-x-vekov.html


5.

Отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян

Текст/иллюстрация

Текст/иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a090c041-a5e8-4dd8-b17f-5ca0dee4777b/%5BIS6IR_1-03%5D_%5BTS_07%5D.html





6.

Особенности хозяйства и ремесла восточных славян

Иллюстрации/ текст/карта

Текст с биографической справкой, иллюстративный ряд

http://fcior.edu.ru/card/4116/rasselenie-i-sosedi-vostochnyh-slavyan.html


7.

Занятия славян


Иллюстрации/ текст/карта

Анимация, аудиофрагмент- лекция


http://fcior.edu.ru/card/8184/vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html


8.

Занятия восточных славян (гончарная мастерская)

Текст, иллюстрация

Текст, иллюстративный ряд

http://fcior.edu.ru/card/8836/praktika-vostochnye-slavyane-vi-x-vekov.html


9.

Общественное устройство восточных славян

Текст/иллюстрации/карта

Текст/словарная статья


http://fcior.edu.ru/card/13038/vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html


10.

Община у восточных славян

Текст/иллюстрации

Текст/иллюстрации/статьи

http://fcior.edu.ru/card/8210/hozyaystvennye-zanyatiya-i-obshestvennyy-stroy-vostochnyh-slavyan.html



11.

Родовая община

Текст/иллюстрации

Текст/иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/21412/chelovek-i-priroda-v-pervobytnom-mire.html


12

Верования восточных славян

Текст/иллюстрации/карта

Текст с биографической справкой, иллюстративный ряд,

http://fcior.edu.ru/card/2709/yazychestvo-drevnih-slavyan.html



13.

Закрепление

Текст/карта/иллюстрации

Текст с вопросами, карта, таблица, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/4594/praktika-vostochnye-slavyane-v-drevnosti.html


14.

Закрепление: как жили древние люди

Текст/карта/таблица/схема

Текст/карта/таблица/схема

http://fcior.edu.ru/card/5216/praktika-kak-zhili-drevnie-lyudi.html


15.

Вопросы и задания к уроку

Текст

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4555f59-b9d7-49cc-adf1-e0307d8ded60/%5BIS6IR_1-03%5D_%5BTQ_05%5D.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск