ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «В театре Диониса»
| ФИО
| Гусева Ольга Васильевна
|
| Место работы
| МБОУ «СОШ № 1» г. Петровска Саратовской области
|
| Должность
| Учитель истории и обществознания
|
| Предмет
| История
|
| Класс
| 5
|
| Тема и номер урока в теме
| 4 урок в теме «Расцвет Греции»
|
| Базовый учебник
| Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
|
Цель урока: формирование представления о театре как синтезе всех видов древнегреческих искусств
Задачи урока:
- актуализация знаний по истории Древней Греции
- знакомство с творчеством великих древнегреческих драматургов
- сравнение древнегреческого и современного театров
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания
- развитие умения работать в группах
- воспитание эстетического сознания, уважения к истории и традициям народов древности
- воспитание коллективизма, товарищества
- приобретение теоретических знаний с целью их дальнейшего практического применения в процессе социализации
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, ресурсы ФЦИОР, картина «Древнегреческий театр», видеофрагмент театрального спектакля, карта «Древняя Греция», театральные костюмы, учебники. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Формирование УУД
| Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| Моти-вация
1-2 мин.
| Приветствие учеников, проверка отсутствующих, создание рабочей атмосферы в классе
| Настраиваются на работу
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
|
| Актуали-зация
4 мин.
| Постановка проблемного задания: на основе видеофрагмента определить тему урока, основные вопросы для изучения нового материала
| Просмотр видеофраг-мента. Определение темы урока и основных вопросов изучения нового материала: что такое театр? где он возник? когда возник театр?
| Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
| Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
| Формирование основ социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.
| Выявление затруд-нений
3 мин.
| Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске тему урока «В театре Диониса», основные вопросы изучения. Определяется круг знаний учащихся по теме урока путем анализа слов, содержащихся в названии темы.
| Ученики на основе предметных знаний и социального опыта сообщают свое понимание слов «театр», «Дионис». Отмечают незнание того, как и когда возник театр, каковы виды театральных представлений.
| Формирование социальных и культурных компетенций
| Умение самостоятельно определять и оценивать уровень знаний, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
| Усвоение базовых ценностей современного общества: гуманистических и культурных ценностей.
| Изучение нового материала
1. Что такое театр?
7 мин.
2.Театраль-ные пред-ставления.
9 мин.
3. Где возник театр?
5 мин.
3. Когда возник театр?
4 мин.
| Работа с картиной «Древнегреческий театр». Задание учащимся: на основе смыслового чтения текста учебника определить значение терминов, относящихся к теме (мальчики: театр, хор, актеры, маска, билеты; девочки: места для зрителей, орхестра, скене, трагедия, комедия).
Обобщает ответы учащихся, сообщает дополнительную информацию о театре Древней Греции.
Организует беседу по вопросам: какие чувства вызвала инсценировка комедии? трагедии?
Какие представления, по вашему мнению, были более популярными у зрителей?
Какие роли могли исполнять участники спектаклей? Какие виды искусств сочетал в себе древнегреческий театр?
Проблемное задание: в какой стране – Греции, Египте, Двуречье или Индии – мог возникнуть театр? Почему? Предположите, в каких городах Древней Греции могли быть построены здания театров?
Могли ли театральные представления устраиваться в колониях?
Сопровождает ответы учащихся показом фотографий развалин театров в Афинах, Элее, Сиракузах, Херсонесе, Эпире, о.Милос, и др. Познавательное задание: археологи установили, что самое древнее здание театра было построено в Афинах в 499-496 гг. до н.э., однако историки утверждают, что театральные представления возникли гораздо раньше. Кто прав? Подсказка: почему в центре орхестры находилась статуя бога Диониса?
| Поиск терминов и их толкования в учебнике. Объясняя значение слов, прикрепляют карточку с термином на соответствующее место картины, тем самым создавая целостное восприятие театра как «места для развлечений».
Объясняют, почему слова «хор», «актер», «роль» и др. объясняют мальчики, а не девочки.
Подготовленные заранее группы показывают инсценированные отрывки из произведений Аристофана «Птицы» и Софокла «Антигона».
Определяют разницу между трагедией и комедией.
Называют роли: (актеры, певцы, танцоры), определяют виды искусств (вспоминают бога Аполлона и муз) Дети выдвигают предположения, почему именно в Древней Греции мог возникнуть театр. Работая с картой, называют города, в которых могли быть построены здания театров. Отвечают, почему не могло быть театра в Спарте.
Дети выдвигают версии, кто из ученых прав: историки или археологи, обосновывают свои предположения. Вспоминают, что в честь Диониса устраивались празднества, сопровож-даемые представлениями. Делают вывод: первые театральные представления могли возникнуть в Ахейской Греции, а театр как вид искусства появился в 5 в. до н.э.
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Саморазвитие, самоопределение учащихся
| Смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
| Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной и культурной сферах. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта человечества.
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней
| Осу-щест-вление контроля и коррек-ции знаний
5 мин.
| Организует фронтальную работу с ЦОР «Древнегреческий театр»
| Работают с тестовыми заданиями, комменти-руют и оценивают ответы одноклассников
| Формирование ответственного отношения к учению, а также формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
| Владение основами самоконтроля, самооценки.
| Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни
| Рефлексия
(подведение итогов урока, выставление отме-ток, домаш-нее зада-ние)
7 мин.
| Организует беседу по вопросам:
чем современный театр похож на древнегре-ческий? чем отличается?
можно ли театр назвать синтезом всех видов искусств?
Оценивает работу учащихся, комментирует и выставляет отметки, объясняет дифференци-рованное домашнее задание: на основе §40 1) сформулировать правила поведения зрителей в древнегре-ческом театре;
2) написать эссе «Театр -синтез всех искусств»; 3) нарисовать театральные маски
| Повторный просмотр видеофрагмента театрального спектакля, беседа, запись домашнего задания.
| Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре народов прошлого, формирование эстетических ценностей
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
| Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
| Список ЦОР:
1) Фотографии древнегреческих театров
http://eleya.clan.su/photo/2-0
http://www.bestofhistory.ru/besthists-47-19.html
http://palomniki.su/countries/it/g19/sirakuzy.htm
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/4-1-0-159
http://www.forum-grad.ru/forum823/thread34243.html
2) Тест по теме «Древнегреческий театр» http://krasnodar.fcior.edu.ru/card/4468/drevnegrecheskiy-teatr.html |