Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 265.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер265.19 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > История > Методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

Кафедра истории и социологии



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

для студентов заочного отделения



Пермь, 2009




Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения ПГСХА доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой Ивановной


Ответственный за выпуск – к.и.н., доцент Т.С. Волкова



Методическое пособие утверждено на заседании кафедры истории и социологии «_____» ____________ 200 г. и одобрено методической комиссией землеустроительного факультета
ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ЦЕЛЯХ РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ В ИСТОРИИ РОССИИ, ИХ ХРОНОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ИТОГАХ. В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТ ЗНАКОМИТСЯ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ, ДАТАМИ И СОБЫТИЯМИ, ОБЛАДАЕТ НАВЫКАМИ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ И ЛИТЕРАТУРОЙ, ФОРМИРУЕТ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОЗНАЕТ ЛОГИКУ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций/ Под ред. А.А. Радугина. М. 1997.

История России. Курс лекций по истории России/ Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993.

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

История России с древних времен до наших дней/ Под ред. Орлова А.С. и др. М.: Проспект, 2001.

История Российского государства: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Мунчаева и др. М.: ЮНИТИ, 2000

Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1993.

Костомаров Н.М. Русская история в жизнеописании её важнейших деятелей. М., 1991.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

  1. От Руси к России (IX – XIII вв.)

  2. Образование Русского государства (XIV – XVII вв.)

  3. Российская империя (XVIII – XIX вв.)

  4. Россия в ХХ веке.


ТЕМА 1. От Руси к России (IX – XIII вв.)
Основные даты и события:

IV в. н.э. – первые сведения о политической истории славян (крупные племенные союзы, походы)

VI в. н.э. – выделение восточно-славянской ветви из единой славянской общности

882 г. – поход Новгородского князя Олега на Киев

945 г. – восстание древлян

964-972 гг. – походы великого князя Святослава

988-989 гг. – принятие христианства при Владимире I

1019-54 гг. – правление Ярослава Мудрого

1113-95 гг. – правление Владимира Мономаха

1134 г. – смерть Мстислава Великого, последнего великого князя, державшего Русь в единстве

10 – 30-е гг. XIII в. – завоевательные походы монголов в Сибирь, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, Северный Кавказ

1223 г. – поражение русских войск в битве с монголо-татарами

на р. Калка

1236-42 гг. – походы монголов в Великую Булгарию, на Русь, в Западную Европу

1240 г. – взятие Киева ханом Батыем

1242 г. – победа русских войск

конец XIII в. – упорная борьба русских княжеств за главенство в русских землях
Основные термины и понятия:

Варяги (=норманны, т.е. северные люди) – жители Скандинавии

Викинги – воины-наемники из скандинавских стран, служившие у русских князей

Вече – народное собрание, где обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей, осуществлялся суд

Великий князь – верховный правитель и собственник земли на Руси, власть которого может быть ограничена вече и боярами

Вотчина (от слова «отчина») – отцовская собственность, передавалась по старшинству, её можно обменять, подарить

Кремль – центральная, укрепленная крепостной стеной, часть древнерусского города

Летопись (от слова «лета» – года) – форма исторических сочинений, существовавших на Руси с XI по XVII вв.

Ливонский орден – рыцарский орден меченосцев, созданный католической церковью для покорения Прибалтики

Монголо-татары – кочевые племена, зародившиеся на севере современной Монголии и создавшие самую большую во всемирной истории империю

Норманнская теория – направление в историографии, которое считает норманнов (варягов) основателями славянского государства

Печенеги – кочевники, до XI в. жившие в Причерноморье и вытесненные половцами

Племена восточных славян – поляне, древляне, северяне, словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и др.

Подсечно-огневое земледелие – способ обработки земли, при котором на вновь осваиваемом участке леса сначала рубят и сжигают деревья, а пепел служит удобрением для пашни

Половцы – тюрко-язычный кочевой народ, в XI в. переселившийся из Заволжья в Причерноморские степи

Посад – торгово-ремесленная часть города

Полюдье – форма ренты (дань), привозимая зависимым населением ко княжескому двору

Смерды – крестьяне-общинники (свободные или лично-зависимые)

Скифы – народ северно-иранской языковой группы, живший в низовьях Дуная, Днепра и Дона, в северном Причерноморье и в Крыму. Занимались скотоводством, земледелием, торговлей, уничтожены готами

Тюрки – племенной союз народов Средней Азии, основавший в VI – XIII вв. Тюркский каганат

Угро-финны (чудь) – группа народов, принадлежащих к уральской ветви языков (финны, коми, венгры, ханты, манси и др.)

Христианство – одна из мировых религий, возникшая в I в. н.э., главные направления: православие, католицизм, протестантизм

Холопы – зависимые люди, в любой момент могут быть проданы или переданы другому хозяину

Язычество – группа религий, основанных на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
I. Образование, расцвет и упадок Киевской Руси (XI – XII вв.)

Рассматривается этногенез восточных славян, начиная с 1 тысячелетия н.э., их расселение, уровень развития. Основное занятие подсечно-огневое и переложное земледелие. Натуральный характер хозяйства. Формы поселений: детинец, торговый посад, слободы. Имущественное расслоение. Появление племенной знати, князей, дружины. Смерды и холопы. Языческие боги славян (Перун, Сварог, Велес, Мокошь и др.).

Возникновение древнерусского государства. Аргументы норманнской и антинорманноской теорий. Политические лидеры эпохи: Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I. Основные результаты их деятельности (объединение племен, рост территории Киевской Руси, отпор печенегам, принятие христианства). Рост международных связей.

Роль природных и социальных факторов в формировании мироощущения древнерусского человека. Расцвет древнерусской культуры при Владимире Мономахе. Интенсивное развитие литературы, архитектуры, искусства. «Русская правда» – первый правовой кодекс на Руси, зафиксировавший социальное неравенство.

Возникновение множества самостоятельных княжеств-государств после смерти Мстислава Великого. Основные центры: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика. Особенности политической жизни Новгорода: вече, положение князя, епископ, посадник. Роль промысловых занятий и торговли.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
II. Геополитическое положение Руси в XIII – XIV вв.

Появление этноса монголо-татар, создание и укрепление империи Чингисхана. Завоевание Северного Китая, средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа. Походы в Волжскую Булгарию, на Русь, в Западную Европу (Польша, Чехия, Венгрия). Неудавшийся из-за весенней распутицы поход Батыя в сторону Новгорода. Второй этап похода: захват и уничтожение Киева. Русь – данник Золотой Орды. Введение ханских грамот, деятельность баскаков. Отношение Золотой Орды к русской православной церкви.

Агрессия с Запада: шведские и немецкие феодалы. Создание серьезной угрозы для Новгорода. Невская битва и роль новгородского князя Александра Ярославовича. Захват немецкими рыцарями крепости Изборск, падение в результате предательства Пскова. Новая угроза Новгороду. Победа Новгородцев и суздальцев на Чудском озере. Сохранение территориальной и религиозной независимости северорусских земель.

Последствия борьбы Руси на два фронта: 1) экономическая разруха; 2) лишение политической самостоятельности; 3) уничтожение городов, центов ремесел и культуры; 4) сохранение православия; 5) падение уровня нравственности.
ТЕМА 2. Образование Русского государства (XIV – XVII вв.)
Основные даты и события:

1325-41 гг. – правление Ивана Даниловича Калиты

1380 г. – битва на Куликовом поле (Дмитрий Донской)

1382 г. – взятие Москвы ханом Тохтамышем

1425-62 гг. – правление Московского князя Василия Темного

1462-1505 гг. – княжение Ивана III

1478 г. – присоединение Новгорода к Москве, ликвидация республики

1480 г. – стояние на р.Угра

1485 г. – присоединение Твери к Москве

1510 г. – ликвидация Псковской республики

1514 г. – присоединение Смоленска к Москве

1521 г. – присоединение Рязани к Москве

1537-84 гг. – княжение (с 1547 г. – царствование) Ивана IV Грозного

1549 г. – Земский собор

1552 г. – взятие Казани

1558-83 гг. – Ливонская война

1565-72 гг. – опричнина

1581-84 гг. – поход Ермака в Сибирь

1589 г. – установление патриаршества на Руси

1597 г. – указ об «урочных годах»

1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова

1598-1612 гг. – «смутное время» в России

1611-12 гг. – первое и второе народное ополчения

1613-45 гг. – правление Михаила Романова

1645-76 гг. – царствование Алексея Михайловича

1649 г. – окончательное закрепощение крестьян (по соборному Уложению)

1654 г. – Переяславская Рада

1654-67 гг. – реформы патриарха Никона, начало раскола

1654-67 гг. – война России с Речью Посполитой

1670-71 гг. – крестьянская война под руководством С. Разина
Основные термины и понятия

Барщина – отработанная форма ренты. До конца XVI в. сохранялось право отказа крестьян от работы на феодала в случае перехода к другому хозяину

Боярская Дума – высший государственный совет при князе (с 1547 г. – при царе). Носила не законодательный, а законосовещательный характер

Дворяне – служилые люди, составлявшие двор феодала. С XIII – XIV вв. наделялись государственной землёй (поместьем)

Земский собор – в XVI – нач. XVII в. сословный законосовещательный орган. Решал вопросы бюджета, войны и мира. Был необходим как опора царской власти

Казачество (от тюркского – вольные люди) – беглые крестьяне, обосновавшиеся в XV в. на южных окраинах России. Позднее – сословие, составляющее иррегулярные войска

Кормление – награда за прежнюю службу и система материального обеспечения должностных лиц за счет местного населения на Руси

Местничество – порядок, существовавший при назначении на службу в Московском княжестве. Учитывал знатность рода и давность службы великому князю

Митрополит – второй после патриарха чин в иерархии православной церкви

Оброк – форма ренты (натуральная или денежная)

Опричнина (от «опричь» - кроме) – политика Ивана Грозного, направленная на усиление его личной власти через террор и репрессии

Поместье – форма условного землевладения: земля, получаемая дворянством на условиях военной службы и выплаты части дохода вотчиннику

Приказы – органы государственного управления в XVI – XVII вв. Соединяли судебные, административные и финансовые функции

«Семибоярщина» – правительство в России, состоявшее из семи бояр. Номинально существовало с момента свержения царя В. Шуйского (июль 1610 г.) до освобождения Москвы (октябрь 1612 г.)

«Смутное время» – период в российской истории с 1598 по 1613 гг.

Стрельцы – служилые люди, составившие в XVI в. первое регулярное войско

Царь (от латин. «цезарь») – титул монархов на Руси, первым венчался на царство Иван Грозный в 1547 г.

Ясак – натуральный налог (главным образом пушниной)
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
I. Объединение русских земель в Великое княжество Московское

(XIV – XVI вв.)

Борьба в Северо-Восточной Руси за великое княжество. Основные политические центры: Тверь, Москва, Литва. Пассивное отношение к событиям в Золотой Орде. Значение Куликовской битвы для восстановления национального самосознания русского народа. Объединительная политика Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Передача Дмитрием Донским титула по наследству без согласия с ханом.

Ускорение процесса объединения русских земель при Иване III. Присоединение к Москве Ярославского и Рязанского княжеств, взятие Твери и ликвидация Новгородской республики. Присоединение Пскова, Рязани, Смоленска Василием III.

Итоги «стояния на р. Угре»: иго, длившееся 240 лет, пало – и повысилась роль русского централизованного государства на международной арене.

Появление символов единого государства: скипетра, «шапки Мономаха», герба. Первый свод законов единого государства –Судебник Ивана III.

Укрепление самодержавия в эпоху Ивана IV Грозного. Формы землевладения (вотчины и поместья). Резкое сокращение черносошных крестьян в центре страны. Расширение территории государства – завоевание Казанского и Астраханского ханств. Укрепление роли России в Крыму и на Кавказе. Присоединение Поволжья, Западной Сибири. Роль Строгановых и казачьего атамана Ермака в борьбе с сибирским ханом Кучумом.

Неудачи в Ливонской войне: утрата территорий в Ливонии и Белоруссии, утрата побережья Финского залива. Героическая оборона Пскова. Неразвитость аппарата государственной власти и желание Ивана IV укрепить личную власть в короткие сроки. Опричнина – эпоха террора. В результате опал и казней изменился персональный, а не социальный состав землевладельцев. Хозяйственный кризис. Массовое бегство крестьян. Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян).
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
II. Россия в XVII в.

Конец династии Рюриковичей. Голод. Усиление зависимости холопов. обострение внутриполитической ситуации. Самозванство. Интервенция поляков и шведов. Первое и второе народные ополчения (князь Д. Пожарский и К. Минин). Воцарение Романовых. Конец гражданской войны – «смутного времени».

Государственное устройство: Боярская Дума, приказы, Земские соборы. Социальная структура: служилые и тяглые люди. Черносошные, удельные, монастырские, помещичьи крестьяне. Казачество. Торговые люди (гости и торговые люди). Ремесленники.

Углубление общественного разделения труда, развитие товарного производства, формирование всероссийского рынка. Ярмарки – центры торговли (Макарьевская, Ирбитская).

Падение авторитета официальной церкви. Реформы патриарха Никона. Контрдвижение старообрядцев. Раскол.

Нарастание социальных противоречий (городские восстания 1650-х гг., восстание под руководством Б. Хмельницкого, крестьянская война под предводительством С. Разина, «медный бунт» в Москве).

Расширение территории государства. Вхождение Украины в состав России, возвращение Смоленска и земель к востоку от Днепра, присоединение Восточной Сибири и земель на р. Амур.

ТЕМА 3. Российская империя (XVIII - XIX вв.)
Основные даты и события

1689-1725 гг. – царствование Петра I

1695-96 гг. – Азовские походы

1700-21 гг. – Северная война

1709 г. – Полтавская битва

1711 г. – создание Сената

1721 г. – учреждение Синода

1721-24 гг. – Каспийский поход

1722 г. – введение Табели о рангах

1724 г. – учреждение Академии наук

1725-27 гг. – правление Екатерины I

1727-30 гг. – правление Петра II

1730-40 гг. – правление Анны Иоановны, «бироновщина»

1731-32 гг. – запрещение крестьянам торговать и строить фабрики

1736 г. – установление срока дворянской службы в 25 лет

1741-61 гг. – царствование Елизаветы Петровны

1756-62 гг. – Семилетняя война

1760 г. – указ о праве дворянства ссылать своих крестьян в Сибирь

1761-62 гг. – правление Петра III

1762-96 гг. – Екатерина II во главе государства

1762 г. – «Манифест о вольности дворянства»

1763 г. – ликвидация автономных прав Украины (отмена гетманства)

1765 г. – указ о праве дворянства отдавать своих крепостных на каторгу

1767 г. – запрещение крестьянам жаловаться на своих помещиков

1768-74 гг. – русско-турецкая война

1773-75 гг. – крестьянская война под руководством Е. Пугачева

1775 г. – упразднение Запорожской Сечи; губернская и судебная реформа; «Жалованная грамота дворянству», жалованная грамота городам

1787-91 гг. – русско-турецкая война

1788-90 гг. – русско-шведская война

1796-1801 гг. – правление Павла I

1797 г. – закон о престолонаследии; отмена прав дворянства и купечества; запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян

1798 г. – вступление России в антифранцузскую коалицию

1799 г. – итальянский и швейцарский походы А. Суворова

1801-25 – правление Александра I

1801 г. – вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи

1804-13; 1826-28 гг. – война с Ираном. Присоединение Северного Азербайджана, Дагестана и Северной Армении

1806-12 гг. – война с Турцией. Присоединение Бессарабии и Западной Грузии

1808-09 гг. – война со Швецией. Присоединение Финляндии

1812 г. – Отечественная война народов России против Наполеона

1815 г. – Венский конгресс. Присоединение большей части Польши

1817-64 г. – Кавказская война. Присоединение Кавказа

1825-55 гг. – царствование Николая I

1825 г. – восстание декабристов

1846 г. – присоединение большей части Казахских земель

1850-е гг. – присоединение Приамурья

1853-56 гг. – участие России в Крымской войне

1855-81 гг. – царствование Александра II

1861 г. – отмена крепостного права в России

1864 г. – судебная, земская, школьная реформы

1864-65 гг. – присоединение Средней Азии

1874 г. – военная реформа

1877-78 гг. – русско-турецкая война

1881-94 гг. – правление Александра III
Основные термины и понятия:

Абсолютная монархия – форма правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране, никем и ничем не ограниченная, принадлежит императору

Бироновщина – засилие немцев в органах государственного управления при Анне Иоанновне (1730-40 гг.)

Военные поселения – особая организация вооруженных сил, существовавшая в России в 1810-57 гг. Рядовые военнослужащие обязаны были совмещать строевую службу с ведением хозяйства

Выкупные платежи – платежи крестьян государству за землю, которую получили от него в собственность по реформе 1861 г. Были рассчитаны на 49 лет, но отменены в 1907 г.

Государственные крестьяне – жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и были лично свободны

Декабристы – революционно настроенные дворяне, открыто выступавшие против самодержавия в декабре 1825 г.

Западничество – направление русской общественной мысли, ориентирующееся на европейские ценности

Земства – выборные органы местного самоуправления в России. Введены земской реформой 1864 г.

Народничество – идейно-политическое течение (сторонники крестьянского социализма) 2 пол. XIX в. в России

Приписные крестьяне – государственные крестьяне, указами приписанные к промышленным предприятиям. Работали на них в счет уплаты подушной подати

«Просвещенный абсолютизм» – политика, которую в России провозгласила Екатерина I, пытаясь использовать идеи просвещения для укрепления абсолютизма

Старообрядцы (раскольники) – отделившаяся в XVII в. от православной церкви часть верующих, не согласных с реформой патриарха Никона

Сенат – учрежден в России в 1711 г. как высшая инстанция для наблюдения за деятельностью судебных и исполнительных органов

Синод – учрежден в 1721 г. вместо Патриаршества в качестве высшего органа по вопросам Русской православной церкви

Табель о рангах – порядок государственной службы, утверждена Петром I

Теория официальной народности – государственная идеология России, сформированная во время правления Николая I. Базовыми ценностями Российской империи провозглашены: православие, самодержавие, народность
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
I. Российская империя в XVIII в.

Внешняя политика России. В результате Азовских и Каспийских походов, а также Северной войны, Россия в 1-ой четверти XVIII в. закрепилась на берегах Каспия и вышла к Балтийскому морю = стала морской державой. Участие в международном разделе Польши, а также получение «польского наследства» (Правобережная Украина и Белоруссия). Завоевание в первой русско-турецкой войне право на строительство военно-морского флота в Черном море. В результате второй русско-турецкой войны присоединение к России Новороссии и Крыма. Переориентация во внешней политике: от борьбы с Францией при Екатерине II к союзу с ней при Павле I.

Во внутренней политике самодержцы ориентировались на дворянство. При вступлении на престол все монархи одаривали дворян (землями, крепостными крестьянами). Дворянство освободилось от обязанности начинать службу рядовыми солдатами (срок службы ограничен 25 годами). Постоянно расширялись права дворян над крепостными. Создание дворянских сословных учреждений – дворянских собраний. Присвоение дворянству наименования «благородного» сословия.

Консервация крепостнических отношений. Жизнь крепостного крестьянина целиком зависит от нрава его барина. Увеличение барщины и оброка. Слабая заинтересованность крестьян в результатах своего труда. Крайне жесткая реакция центральных и местных властей на народные выступления (восстание на Дону под руководством К. Булавина, крестьянская война под предводительством Е. Пугачева). Результат выступлений: углубление раскола в обществе и увеличение крестьянских повинностей. Несоответствие внутренней политики с провозглашенной политикой «просвещенного абсолютизма».

Европеизация быта и культуры.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
II. Эволюция российского государства и общества в XIX в.

Участие России в антифранцузских коалициях начала века. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г. Победа России над Наполеоном. Заграничный поход русской армии в 1813-14 гг. и освобождение народов Европы от французского владычества. Восстановление во Франции династии Бурбонов. Обострение «восточного вопроса». Столкновение с османской империей. Присоединение к России Грузии, Бессарабии, части Армении, Азербайджана. Кавказская война. Проблема черноморских проливов. Крымская война – подход к решению этой проблемы. Участие России в Балканских войнах. Русско-турецкая война и ослабление позиции России на Балканах. Присоединение Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств и Туркмении.

Особенности возникновения и функционирования политической оппозиции в России (декабристы, народники). Русская интеллигенция и её роль в политической жизни страны. Отчуждение повседневного быта низов от «элитарной» культуры.

Назревание революционной ситуации в стране в конце 50-х гг. XIX в. Попытка модернизации России путем реформ. Отмена крепостного права. Реформа местного самоуправления. Судебная, военная, цензурная реформы. Реформа образования. Нерешенность вопроса о земле (крестьяне получили её за выкуп и на правах пользования, а не владения). Формирование рынка свободной рабочей силы – толчок развитию промышленности.

Контрреформы Александра III в ответ на терроризм революционеров. Ужесточение цензуры, ликвидация автономии университетов, ограничение функций земств, ограничение избирательных прав горожан высоким имущественным цензом.
ТЕМА 4. Россия в XX в.
Основные даты и события:

1894-1917 гг. – правление Николая II

1904-05 гг. – русско-турецкая война

1905-07 гг. – первая революция в России

1914-18 гг. – участие России в I мировой войне

февраль 1917 г. – свержение самодержавия. Победа буржуазно-

демократической революции

25 октября 1917 г. – октябрьский переворот в Петрограде (Октябрьская революция). Установление советской власти

1918-20 гг. – гражданская война в России

1918-21 гг. – политика «военного коммунизма»

1921-26 гг. – НЭП

1922 г. – образование СССР

1924; 1936 гг. – принятие первой и второй советских Конституций

1936-38 гг. – политические процессы над врагами народа. «Большой террор»

1939 г. - советско-германское соглашение (пакт Молотова-Риббентропа)

1939-40 гг. – советско-финская война

1939-45 гг. – участие России во II Мировой войне

1941-45 гг. – Великая Отечественная война

1956 г. – ввод советских войск в Венгрию

1961 г. – полет Ю. Гагарина в космос

1965 г. – реформы в промышленности и сельском хозяйстве

1968 г. – ввод советских войск в Чехословакию

1977 г. – принятие третьей советской Конституции

1979-89 гг. – война в Афганистане

1989 г. – I съезд народных депутатов СССР

1991 г. – распад СССР. Провозглашение независимости России. Создание Содружества независимых Государств

1991 г. – «августовский путч», попытка реставрации советского государственного строя. Развал КПСС

1992 г. – начало реформ и переход к рыночной экономике в России

с 1995 г. – война в Чечне
Основные термины и понятия:

Атланта (от франц. – согласие)военный союз Англии, Франции и России, вокруг которого в период I Мировой войны (1914-18 гг.) сгруппировалось 25 государств

Антигитлеровская коалиция – военный союз государств, сражавшихся в период II Мировой войны (1939-45 гг.) против фашизма

Большевизм – идейное и политическое течение в российской социал-демократии, сформировавшееся в 1903 г.

Военный коммунизм – социально-экономическая политика советской власти, осуществлявшаяся в период гражданской войны (1918-21 гг.)

Временное правительство – высший законодательный и исполнительный орган в России со 2 марта по 25 октября 1917 г.

Гражданская война – крайне острая форма социальной и политической борьбы внутри государства, которая ведется насильственными методами всеми противодействующими сторонами

ГУЛАГ – Главное управление лагерей при НКВД СССР. Существовал до 1956 г. ( в его ведении к 1941 г. находилось свыше 2 млн. заключенных и 930 тыс. спецпереселенцев)

Диссиденство (от латин. – несогласие) – инакомыслие, несогласие с государственной идеологией

Индустриализация – процесс перехода общества от ручного труда к труду машинному

Коллективизация – государственная политика советской власти, направленная на насильственное преобразование единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические

Культурная революция – государственная политика советской власти в области культуры, построенная на отказе от культурных традиций и нацеленная на создание новой социалистической культуры

НЭП – новая экономическая политика. Проводилась Советским государством в 20-е гг. с целью преодоления экономического кризиса, возникшего в результате гражданской войны

Номенклатура (от латин. – роспись имен) господствующий слой в бюрократической системе управления

СНК – Совет народных комиссаров. Правительство Советского государства в 1917-46 гг.

«Тройственный союз» – военно-политический союз Германии, Италии и Австро-Венгрии, созданный для военного противоборства с Атнантой
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
I. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Противоречивость экономического развития (бурное развитие промышленности и отсталое сельское хозяйство). Влияние науки на производство. Появление новых отраслей промышленности (угольная, нефтедобывающая, химическая). Экономическая политика С.Ю. Витте (денежная реформа, приток иностранных инвестиций в строительство и промышленность, монополия государства на торговлю спиртными напитками). Столыпинская аграрная реформа (разрушение общины, создание слоя крестьян-собственников, разрешение проблемы аграрного перенаселения в центре России).

Отсутствие политических реформ и кризис абсолютной монархии. Россия в революции 1905-07 гг. Формирование политических партий и движений (большевики, меньшевики, кадеты, эсеры, монархисты и др.). Манифест Николая II (17 октября 1905 г.). Формальное ограничение власти царя Государственной Думой.

Участие России в I Мировой войне на стороне Атланты. Сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. Существенное падение уровня жизни в России. Нарастание внутреннего недовольства неудачной внешней политикой правительства. Февральская революция 1917 г. под лозунгами: «Хлеба!», «Мира!», «Долой самодержавие!». Переход армии на сторону восставших в Петрограде. Отречение Николая II от престола. Арест царского правительства. Двоевластие (Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов. Центральная власть не контролирует ситуацию на местах, в провинции. Первый и второй кризисы (апрель и июль 1917 г.) Временного Правительства. Попытка генерала Л.Г. Корнилова установить в стране военную диктатуру. Окончательное падение авторитета правительства. Захват большевиками власти в Петрограде (25 октября 1917 г.)
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
II. Советский период в российской империи.

II съезд Советов. Декрет о мире и Декрет о земле – первые документы новой власти. Формирование советской системы управления государством (СНК, съезд Советов, ВЦИК, ВЧК и наркоматы).

Период гражданской войны и иностранной интервенции. Усиление натурализации хозяйственных отношений. Продовольственная диктатура и запрещение свободной торговли. Введение продразверстки, всеобщей трудовой повинности, централизация управления. Укрепление однопартийной системы.

Окончание гражданской войны и кризис политики «военного коммунизма». Новая экономическая политика как механизм создания внутриполитической стабильности.

Попытка построения индустриально развитого и социально однородного общества административно-командными методами. Политика коллективизации и её последствия. Формирование режима личной власти Сталина. Политические репрессии. Конституция 1936 г. и реальная социально-политическая жизнь в СССР.

Международный экономический кризис 30-х гг. и начало II Мировой войны. Противоречивость внешней политики СССР. Советско-финская война. Присоединение Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бесарабии и Северной Буковины. Великая Отечественная война и её основные этапы. Огромные людские и материальные потери. Возрастание международного авторитета СССР и превращение СССР в мировую державу. Усиление соперничества с Западом на сферы влияния.

Десталинизация. Оживление культуры. Поверхностные реформы в народном хозяйстве при неизменности политического строя. Борьба за ядерный и военный паритет с США. Помощь и поддержка (военная, экономическая, политическая) странам социалистической ориентации.

Начало перестройки – попытка оживить общественно-политическую жизнь в стране. Начало крупных экономических реформ (децентрализация управления, частная собственность, свобода торговли). Распад СССР и образование СНГ. Этнические проблемы в современной России.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Роль личности в истории
Форма занятия – собеседование
Методические Студент по своему выбору должен познакомиться с жизнью

рекомендации: одного из выдающихся деятелей России, чтобы в кратком выступлении показать как мысли и поступки этого человека по влияли на судьбу России.

Литература: Карамзин И.М. Указ. соч.

Ключевский В.О. Указ. соч.

Костомаров Н.М. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. М., 1991.

А также любая другая литература по выбору студента
ТЕМА 2. Роль народных масс в истории России
Форма занятия – 1) дискуссия
Вопросы:

  • Каково соотношение стихийности и сознательности в массовых народных движениях?

  • Чем отличается «революция сверху» от «революции снизу»?

  • Могут ли массовые народные движения сыграть контрреволюционную роль?

  • Насколько результативными оказались массовые народные движения, существовавшие в России?

Литература: любой учебник
Форма занятия – 2) анализ таблицы

Методические Готовясь к семинарскому занятию, студент должен восстано-

рекомендации: вить в памяти события минимум двух массовых народных движений в России XVII – XX вв. на семинаре студенческая группа совместно заполняет и анализирует следующую таблицу


Век

Наименование движения

Социальный состав

Задача

движения

Средства борьбы

Результаты

Общее

XVII



















XVIII



















XIX



















XX





















ТЕМА 3. Феномен Российской империи
Форма занятия – 1) анализ документов
Документы:

  • Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1974. С. 164-167, 186-190

  • Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1990. С. 103-105, 314-315

  • Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. М., 1991. С. 64-65

  • Кирьянов И. Россия, 1900-1917. Документы, материалы, комментарии. Пермь, 1993. С. 97-135


Методические прочитав и проанализировав предложенные документы,

рекомендации: студент должен сделать самостоятельные выводы о трансформации идеи государственности в сознании российской общественности.
Форма занятия – 2) рецензирование
Литература: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
Методические Познакомившись с данным источником, студент должен

рекомендации: определить: существовала ли историческая альтернатива в становлении и развитии русского государства.
ТЕМА 4. Россия в системе международных отношений:

Восток или Запад?
Форма занятия – 1) тестирование
Литература: любой учебник
Форма занятия – 2) конференция
Тематика докладов:

  • «Друзья» и «враги» Руси в IX – XVII вв.

  • Внешняя политика России в XVIII – XIX вв.

  • Последствия Первой и Второй мировых войн для исторической судьбы России.


Литература: любой учебник
Методические рекомендации к подготовке контрольной работы

«Роль личности в истории России».
В контрольной работе должны быть отражены следующие моменты:

  • исторические условия, в которых проходила деятельность личности;

  • задачи, которые стремился решить этот исторический деятель;

  • значение его личных качеств;

  • оценка результатов его деятельности.


Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Место истории в системе гуманитарных знаний.

  2. Общая характеристика мировых цивилизаций.

  3. Киевская Русь: государственность и идеология.

  4. Геополитическое положение Руси в XIII веке.

  5. Москва – центр формирования великорусской народности.

  6. Образование русского централизованного государства.

  7. Политика Ивана Грозного: суть и последствия.

  8. Смутное время: причины и характерные черты.

  9. Освоение Урала и Сибири.

  10. Государство и церковь во второй половине XVII века.

  11. Пётр I и его реформы.

  12. Эпоха дворцовых переворотов: причины и последствия.

  13. Сословия в России: особенности формирования, культура и традиции.

  14. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

  15. Личность и государственная деятельность Павла I.

  16. Изменение границ Российской империи в XVIII веке.

  17. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

  18. Декабристы: особенности первой политической оппозиции в России.

  19. Реформы 60 – 70-х годов XIX века: направленность и итоги.

  20. Народничество в России: идеология и практика.

  21. Социально-экономическое и культурное развитие России в последней трети XIX века.

  22. Первая русская революция: причины и итоги.

  23. Общественная и политическая жизнь России в начале XX века.

  24. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  25. Россия в первой мировой войне.

  26. Февральская революция и кризис самодержавия.

  27. Великая Октябрьская социалистическая революция – главное событие XX века.

  28. Гражданская война в России: причины и результаты.

  29. Поиск путей развития социалистической экономики.

  30. Основные тенденции развития СССР в 30-ые годы: индустриализация, коллективизация и культурная революция.

  31. СССР и вторая мировая война.

  32. Великая Отечественная война и её народный характер.

  33. Трудности восстановления страны в условиях «холодной войны».

  34. Кризис советской империи в экономике, политике и идеологии.

  35. Перестройка и распад СССР.

  36. Россия и проблемы глобализации.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск