Скачать 166.63 Kb.
|
Нечаева Т.Н. Программа элективного курса «На пути к современной цивилизации» для 10 – 11 классов АННОТАЦИЯ Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознание. Курс расширяет знания по вопросу общественно-исторического развития современного мира. Цель и задачи курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу. Данный элективный курс не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса. Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности. Структурно программа состоит из 24 тем, объединенных в 2 разделах и 6 главах. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 12 часов. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 - 11 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (11 класс) 34 часа. Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета). Пояснительная записка Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Всё больше в него вводится материала, помогающего школьнику разобраться в хитросплетениях современного мироустройства. Школьников знакомят с различными точками зрения, различными ответами на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию? Но понятие «цивилизация», законы развития цивилизаций, характеристики цивилизаций почему-то ушли из учебника «Обществознание» 10 – 11 класс. Поэтому данный элективный курс предполагает ликвидировать этот пробел школьного учебника. Именно знание законов развития цивилизаций, законов общественно-исторического развития даёт ответ на вопрос, какое будущее нас ожидает: мирное объединённое человечество или планетарная ядерная катастрофа? Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, - несомненное Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип делает этот курс интересным для старших подростков и значимым для формирования целостного исторического и обществоведческого мировоззрения. Развивая умение мыслить самостоятельно, доказывать свою точку зрения, опровергать аргументы оппонента данный элективный курс будет формировать ключевые навыки успешного освоения современного мира, будет способствовать лучшему осмыслению локально-цивилизационного, стадиально-цивилизационного и формационного подходов в изучении общественно-исторического процесса. Темы курса тесно связаны с такими науками как философия, социология, история, экономическая теория, политология. Цель данного курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу. Задачами курса являются:
Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса. Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности. Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета). Межпредметные связи, преемственность Курс рассчитан на обучающихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ и является дополнением к курсу «Обществознания». Его изучение предусматривает 34 часа в любом из классов старшей ступени. Можно изучать модулями (17/17 часов в каждом классе по 0,5 часа в неделю), каждый раздел является самостоятельной и законченной частью программы. В ходе изучения курса используются знания, полученные обучающимися на уроках обществознания, истории, литературы, географии. Методы и формы учебной работы Основные формы занятий – интерактивные лекции с последующими дискуссиями; исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов; рассказ, эвристическая беседа; использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно-предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Формы контроля Промежуточный контроль предполагается осуществлять по результатам выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров; проверка тетради с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); в конце изучения каждой главы, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися (тесты, презентации, проблемные задания). Каждый раздел заканчивается для обучающегося защитой мини-проекта по предложенной теме в начале изучения курса. А также в конце изучения раздела проводится – итоговое занятие с элементами аналитической работы. Ключевые компетентности: Познавательная компетентность:
Информационная компетентность:
Гражданская компетентность:
Социальная (социально-коммуникативная) компетентность:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. На пути к современной цивилизации – 16 часов. Глава 1. Общие понятия о цивилизации – 6 часов. Понятие «цивилизация»: различные точки зрения учёных на понятие (А.Морган, Ф.Энгельс, М.Барг, Н.Данилевский, О.Шпенглер, М.Вебер, Р. Тейлор). Процесс складывания цивилизаций. Свойства цивилизаций. Структура цивилизаций. Законы развития цивилизаций Различные классификации типов цивилизаций: по географическому фактору, по интенсивности распространения, по виду мировоззрения, по религиозным ценностям, по преобладающей социально-экономической сфере, по фазам развития. Краткая характеристика каждого типа цивилизаций. Цивилизационный подход изучения исторического и общественного процесса. 2 направления цивилизационного подхода: линейно-стадиальная цивилизационная парадигма и теория локальных цивилизаций. Возможность синтеза двух направлений цивилизационного подхода. Формационный подход изучения общественно-исторического процесса. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях. Современные дискуссии о роли формационного подхода в изучении общественно-исторических процессов: за и против. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в общественно-историческом развитию. Достоинства и недостатки каждого подхода. Кризис современной цивилизации. Появление антропогенной цивилизации и два сценария её развития. Общие завоевания цивилизаций. Глава 2. Различные учения о цивилизации – 6 часов. Теория локальных цивилизаций. Учение Дж. Вико. Учение Н.Данилевского. Учение Освальда Шпенглера. Учение А.Тойнби. Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций. Учение О.Тоффлера. Модель всемирной истории Ш. Ито. Учение С.Хатингтона. Теория постиндустриального общества Д.Белла: характеристика каждого из этапов общественного развития общества. Последователи Д. Белла (Л.К. Туроу, Ф. Фукуяма, Л.Ф. Дракер, В.А.Иноземцев). Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения. Социально-экономические характеристики. Тип и структура социальности. Политические характеристики. Культурные характеристики. Исторические характеристики. Глава 3. Динамизм и целостность современного мира – 4 часа. Современные теории глобального мироустройства. Теория мира как единой системы (И.Валлерстайн). «Конец истории» как триумф либерализма (Ф.Фукуяма). К единству человечества через «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон). Интеграционные процессы в мировой истории. Глобальные проблемы современности. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция И.С.Шкловского о будущем человечества. Возможные последствия глобальных проблем. Мыслители ХХ века о судьбах человечества. Предопределено ли будущее человечества. Концепции А. Швейцера, Э. Фромма. Учитесь мыслить глобально. Миссия свехдержав. США: мессианство и «экспорт демократии». Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете. Китий: непростой путь от региональной к глобальной державе. Итоговое обобщение – 1 час Раздел 2. Цивилизация России – 12 часов. Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте - 6 часов. Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности (В.Кантор). Традиции западничества. Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире (Н.С.Трубецкой, Л.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин – идеологи евразийства). Традиции славянофильства. Россия – внутренне расколотая цивилизация. (Н.Н.Бердяев, А.С.Ахиезер, Б.С.Ерасов). Россия – конгломерат цивилизаций (Л.И.Семенникова, Ю.М.Кобищанов). Россия – пограничная цивилизация (Я.Г.Шемякин). Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке – 6 часов. Понятие угрозы. Спектр основных угроз. Демографическая угроза. Военная и террористическая угрозы. Экологические риски. Понятие вызова. Основные вызовы. Экономические диспропорции и технологические вызовы. Социальные и моральные вызовы общественному порядку. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач для России. Победа над бедностью. Установление общественного и морального порядка. Построение эффективной демократии. Обеспечение единства страны. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция системы образования и здравоохранения. «Сбережения народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политики. Переход к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда. Модернизация вооружённых сил. Надёжное обеспечение национальной безопасности страны. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Глава 3. Россия – парадигмы общественно-исторического развития – 4 часа. Россия на качелях реформ. Учение русского экономиста Н.Кондратьева о циклическом развитии общества. Характеристика циклов российской истории. Развитие России относительно теории пассионарности Л.Гумилева и теории имперских рывков Г.Кваши. Сравнительная характеристика данных теорий. Ни Запад, ни Восток? Россия – центр формирования постиндустриальной парадигмы обществознания (Ю.В. Яковец) Итоговое обобщение – 1 час. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧащихся Обучающиеся по окончании курса должны знать:
Обучающиеся должны научиться:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|