Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 166.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер166.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа

Нечаева Т.Н. Программа элективного курса «На пути к современной цивилизации» для 10 – 11 классов

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознание. Курс расширяет знания по вопросу общественно-исторического развития современного мира.

Цель и задачи курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.

Данный элективный курс не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.

Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.

Структурно программа состоит из 24 тем, объединенных в 2 разделах и 6 главах. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 12 часов. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 - 11 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (11 класс) 34 часа.

Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).

Пояснительная записка

Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Всё больше в него вводится материала, помогающего школьнику разобраться в хитросплетениях современного мироустройства. Школьников знакомят с различными точками зрения, различными ответами на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию?

Но понятие «цивилизация», законы развития цивилизаций, характеристики цивилизаций почему-то ушли из учебника «Обществознание» 10 – 11 класс. Поэтому данный элективный курс предполагает ликвидировать этот пробел школьного учебника. Именно знание законов развития цивилизаций, законов общественно-исторического развития даёт ответ на вопрос, какое будущее нас ожидает: мирное объединённое человечество или планетарная ядерная катастрофа? Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, - несомненное

Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип делает этот курс интересным для старших подростков и значимым для формирования целостного исторического и обществоведческого мировоззрения. Развивая умение мыслить самостоятельно, доказывать свою точку зрения, опровергать аргументы оппонента данный элективный курс будет формировать ключевые навыки успешного освоения современного мира, будет способствовать лучшему осмыслению локально-цивилизационного, стадиально-цивилизационного и формационного подходов в изучении общественно-исторического процесса.

Темы курса тесно связаны с такими науками как философия, социология, история, экономическая теория, политология.

Цель данного курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.

Задачами курса являются:

  • изучение социокультурных особенностей цивилизаций и аналитическое их сравнение;

  • включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность;

  • развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям общественно-исторической действительности;

  • развитие познавательного интереса к социально значимым фактам и явлениям общественно-исторической жизни;

  • выявлять и развивать личные способности обучающихся;

  • ориентировать обучающихся на достижение новых образовательных результатов (относительно себя);

  • воспитание социально-активной личности, умеющей социализироваться в современном мире.

Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.

Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.

Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).

Межпредметные связи, преемственность

Курс рассчитан на обучающихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ и является дополнением к курсу «Обществознания». Его изучение предусматривает 34 часа в любом из классов старшей ступени. Можно изучать модулями (17/17 часов в каждом классе по 0,5 часа в неделю), каждый раздел является самостоятельной и законченной частью программы. В ходе изучения курса используются знания, полученные обучающимися на уроках обществознания, истории, литературы, географии.

Методы и формы учебной работы

Основные формы занятий – интерактивные лекции с последующими дискуссиями; исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов; рассказ, эвристическая беседа; использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно-предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Формы контроля

Промежуточный контроль предполагается осуществлять по результатам выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров; проверка тетради с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); в конце изучения каждой главы, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися (тесты, презентации, проблемные задания). Каждый раздел заканчивается для обучающегося защитой мини-проекта по предложенной теме в начале изучения курса. А также в конце изучения раздела проводится – итоговое занятие с элементами аналитической работы.

Ключевые компетентности:

Познавательная компетентность:

  • способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;

  • учебно-логические умения и навыки: установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;

  • учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

Информационная компетентность:

  • умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

Гражданская компетентность:

  • умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

  • умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;

  • умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

  • способность к самоидентификации.

Социальная (социально-коммуникативная) компетентность:

  • способность работать в команде;

  • способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;

  • способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;

  • умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Название темы

Общее кол-во часов


В том числе


теорет. занятия


практ. занятия


Раздел 1. На пути к современной цивилизации

17

12

5

Глава 1. Общие понятия о цивилизации

6

5

1

1.1


Цивилизация: понятие, свойства и структура, законы развития.


1


1





1.2


Различные классификации типов цивилизаций.

1


1





1.3

Цивилизационный подход изучения общественно-исторического процесса

1

1



1.4

Формационный подход изучения общественно-исторического процесса.

1

1




1.5

Соотношение формационного и цивилизационного подходов.

1




1


1.6

Кризис современной цивилизации.

1

1



Глава 2. Различные учения о цивилизациях

6


4


2


2.1


Теория локальных цивилизаций.


1


1





2.2


Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций.


1


1




2.3


Теория постиндустриального общества Д.Белла.


1


1


1

2.4

Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения.

1

1

1

Глава 3. Динамизм и целостность современного мира

4


3


1


3.1


Современные теории глобального мироустройства.

1


1





3.2


Интеграционные процессы в мировой истории.

1


1


1


3.3

Учитесь мыслить глобально.

1

1



Итоговое обобщение

1





1


Раздел 2. Цивилизация России

17

10

7

Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте

6


3


3


1.1

Россия в цивилизационном процессе.

1

1




1.2


Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности.


1




1


1.3


Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире.



1




1


1.4


Россия – внутренне расколотая цивилизация.


1


1





1.5

Россия – конгломерат цивилизаций. Россия – пограничная цивилизация.

1

1

1

Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке.


6


4


2


2.1


Понятие угрозы. Спектр основных угроз.

1


1





2.2

Понятие вызова. Основные вызовы.

1

1



2.3


Понятие национальных задач. Спектр национальных задач для России.

3


1


2


Глава 3. Россия – парадигмы общественно-исторического развития.


4

3

1

3.1


Россия на качелях реформ. Н.Кондратьева о циклическом развитии общества.


1


1



3.2


Теория пассионарности Л.Гумилёва. Теория имперских рывков И.Кваши. Сравнительная характеристика теорий.


2


1


1


3.3

Россия – центр формирования постиндустриальной парадигмы обществознания.


1

1



Итоговое обобщение

1



1







34

22

12


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. На пути к современной цивилизации16 часов.

Глава 1. Общие понятия о цивилизации – 6 часов.

Понятие «цивилизация»: различные точки зрения учёных на понятие (А.Морган, Ф.Энгельс, М.Барг, Н.Данилевский, О.Шпенглер, М.Вебер, Р. Тейлор). Процесс складывания цивилизаций. Свойства цивилизаций. Структура цивилизаций. Законы развития цивилизаций

Различные классификации типов цивилизаций: по географическому фактору, по интенсивности распространения, по виду мировоззрения, по религиозным ценностям, по преобладающей социально-экономической сфере, по фазам развития. Краткая характеристика каждого типа цивилизаций.

Цивилизационный подход изучения исторического и общественного процесса. 2 направления цивилизационного подхода: линейно-стадиальная цивилизационная парадигма и теория локальных цивилизаций. Возможность синтеза двух направлений цивилизационного подхода.

Формационный подход изучения общественно-исторического процесса. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях. Современные дискуссии о роли формационного подхода в изучении общественно-исторических процессов: за и против.

Соотношение формационного и цивилизационного подходов в общественно-историческом развитию. Достоинства и недостатки каждого подхода.

Кризис современной цивилизации. Появление антропогенной цивилизации и два сценария её развития. Общие завоевания цивилизаций.

Глава 2. Различные учения о цивилизации – 6 часов.

Теория локальных цивилизаций. Учение Дж. Вико. Учение Н.Данилевского. Учение Освальда Шпенглера. Учение А.Тойнби.

Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций. Учение О.Тоффлера. Модель всемирной истории Ш. Ито. Учение С.Хатингтона.

Теория постиндустриального общества Д.Белла: характеристика каждого из этапов общественного развития общества. Последователи Д. Белла (Л.К. Туроу, Ф. Фукуяма, Л.Ф. Дракер, В.А.Иноземцев).

Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения. Социально-экономические характеристики. Тип и структура социальности. Политические характеристики. Культурные характеристики. Исторические характеристики.

Глава 3. Динамизм и целостность современного мира – 4 часа.

Современные теории глобального мироустройства. Теория мира как единой системы (И.Валлерстайн). «Конец истории» как триумф либерализма (Ф.Фукуяма). К единству человечества через «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон).

Интеграционные процессы в мировой истории. Глобальные проблемы современности. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция И.С.Шкловского о будущем человечества. Возможные последствия глобальных проблем. Мыслители ХХ века о судьбах человечества. Предопределено ли будущее человечества. Концепции А. Швейцера, Э. Фромма.

Учитесь мыслить глобально. Миссия свехдержав. США: мессианство и «экспорт демократии». Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете. Китий: непростой путь от региональной к глобальной державе.

Итоговое обобщение – 1 час

Раздел 2. Цивилизация России – 12 часов.

Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте - 6 часов.

Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности (В.Кантор). Традиции западничества.

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире (Н.С.Трубецкой, Л.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин – идеологи евразийства). Традиции славянофильства.

Россия – внутренне расколотая цивилизация. (Н.Н.Бердяев, А.С.Ахиезер, Б.С.Ерасов).

Россия – конгломерат цивилизаций (Л.И.Семенникова, Ю.М.Кобищанов).

Россия – пограничная цивилизация (Я.Г.Шемякин).

Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке – 6 часов.

Понятие угрозы. Спектр основных угроз. Демографическая угроза. Военная и террористическая угрозы. Экологические риски.

Понятие вызова. Основные вызовы. Экономические диспропорции и технологические вызовы. Социальные и моральные вызовы общественному порядку.

Понятие национальных задач. Спектр национальных задач для России. Победа над бедностью. Установление общественного и морального порядка. Построение эффективной демократии. Обеспечение единства страны. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция системы образования и здравоохранения. «Сбережения народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политики. Переход к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда. Модернизация вооружённых сил. Надёжное обеспечение национальной безопасности страны. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.

Глава 3. Россия – парадигмы общественно-исторического развития – 4 часа.

Россия на качелях реформ. Учение русского экономиста Н.Кондратьева о циклическом развитии общества. Характеристика циклов российской истории.

Развитие России относительно теории пассионарности Л.Гумилева и теории имперских рывков Г.Кваши. Сравнительная характеристика данных теорий. Ни Запад, ни Восток?

Россия – центр формирования постиндустриальной парадигмы обществознания (Ю.В. Яковец)

Итоговое обобщение – 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧащихся
Обучающиеся по окончании курса должны знать:

  • понятие и структуру цивилизаций;

  • законы развития цивилизаций;

  • различные теории развития цивилизаций;

  • достоинства и недостатки цивилизационного и формационного подходов при изучении общественно-исторических процессов;

  • О месте России в цивилизационном контексте.

Обучающиеся должны научиться:

  • давать характеристику каждой теории о цивилизации;

  • сравнивать различные учения о цивилизациях;

  • анализировать, обобщать изученные социально-исторические факты, явления;

  • делать выводы на основе изученных социально-исторических фактах, явлениях, событиях;

  • использовать собственный социальный опыт при характеристике отдельных явлений общественной жизни.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Купцов В.И. Человек и общество. Современный мир: учебное пособие для учащихся 11 классов. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.

    2. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.

    3. Полонский А. Ускользающая тень Евразии // История. 1994. № 46

    4. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя– М.: Просвещение, 2008. – 367 с.

    5. Соколов Э.В. Культурология. Фрагменты пособия для старшеклассников // История. 1995. № 5.

    6. Степанов Б.Р. Мир на пороге XXI столетия. // История. 1995. № 6




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск