Конспект урока.
Обществознание 11 класс.
Учитель Антуфьева Надежда Валериевна
МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа». Тема урока: «Социальный статус личности».
Цели и задачи урока:
Оборудование:
Тип урока:
Основные понятия:
Ход урока:
| 1.Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация. 2.Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с источниками, с текстом учебника, способствовать выработке навыков исследовательской работы. 3.Способствовать социальной адаптации учащихся, раскрывая условия успешности, как фактора социализации человека. -компьютеры, проектор, CD «Обществознание: 8-11 классы», тексты документов. -урок объяснения нового материала.
-Социальный статус личности,
-Cоциальная роль,
-Cоциализация,
-Cоциальная адаптация.
План урока:
Целевая установка:
Преодолев сомненья и невзгоды,
В себя, мой друг, поверить поспеши,
Хоть человек и есть венец природы,
Но жизнь движенье вечное души… Да вся наша жизнь- это движение вперёд, к цели. Каждый из нас хочет быть успешным, состоявшимся в жизни человеком. Как же этого добиться? Пожалуй, полностью готовых рецептов нет. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на очень важные вопросы- - что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Как быть успешным в жизни? А поможет нам в этом тема, которую мы рассмотрим сегодня. Тема урока «Социальный статус личности» План урока: 1.Социальный статус личности.
2.Социальные роли личности.
3.Социализация личности и её агенты.
4.Проблемы социальной адаптации (диск 1стр.) -Что помогает человеку стать успешным? Занять более высокую позицию в обществе? –проблемный вопрос на урок. (Доска) Новый материал: 1.Социальный статус личности. Учитель:
-Посмотрите внимательно на тему урока и давайте с вами попробуем объяснить значение данного словосочетания,
как вы понимаете значение слова - статус? (определённое положение). Т.о. социальный статус – это положение человека в обществе. -От чего он зависит? У кого положение в обществе будет более высоким и стабильным у девушки 17-18 лет или женщины 35-45 лет? Почему?
Ответы учащихся:...
Вывод (учитель):
Значит положение в обществе зависит от возраста, от престижности профессии, от семейного положения, от стремления к успеху кого?
-личности, а личность как мы знаем, имеет определённые права и обязанности. Так что же такое социальный статус личности?
-диск ст.2- понятие, - из чего складывается? А всегда ли одинаков социальный статус?
-Сравните социальный статус английской королевы и директора школы.
- Они одинаковы? Что общего? Чем отличаться?
Английская королева родилась королевой и стала королевой. Директор достиг своего положения сам, а за счёт чего? Статус человека бывает предписанным и достигаемым.
Предписанный (от рождения) – пол, национальность, социальное происхождение.
Достигаемый-то, что человек достигнет в жизни из за своей успешности.
В современном открытом, динамично развивающемся обществе достигаемый статус имеет большее значение, чем предписанный. Почему? (рассуждения учащихся).
С понятием социальный статус тесно связаны такие понятия как престиж и авторитет (диск ст.2).
Закрепление:
-работа с текстом (Приложение №1) – главные идеи -подумаем вместе (диск –пометка ручка) 2. Социальные роли личности ( диск ст.3).
Учащиеся:
- работа с учебником стр.235-236. Учитель:
- Как вы понимаете слова Шекспира, приведённые в тесте учебника? Учащиеся:
(от человека занимающего определённое место в обществе окружающие ждут соответствующего поведения)
Учитель:
-что предполагает статус учителя, что вы ждёте от меня?
-что предполагает статус ученика?
Ответы учащихся:...
Вывод (учитель):
Модель поведения называется социальной ролью. Их у человека множество, перечислите мне ваши социальные роли в данный момент.
Ответы учащихся:… Виды социальных ролей:
Закрепление: 1.Характеристики соц.норм (Приложение №2)
-Какие характеристики соц. норм выделил американский социолог Парсонс.
2.Подумаем вместе ( диск –пометка ручка).
3.Задания (Приложение №3) 3.Социализация и её агенты. (диск стр.4)
Работа с диском, поиск ответов на вопросы:
-понятие,
-агенты: -семья
-сверстники
-школа
-трудовой коллектив
-церковь
-СМИ -десоциализация и ресоциализация. Закрепление: 1.Подумаем вместе ( диск- пометка ручка) 4.Проблемы социальной адаптации (диск стр.5).
Учитель:
Социальная адаптация - процесс приспособления к общественным условиям.
Конформизм - приспособленчество.
Учащиеся:
Работа с документом (диск – пометка шкаф)
5.Главные выводы (диск стр.6). 6.Проблемный вопрос (см. раньше). Закрепление и проверка знаний (диск стр.7 и далее). Домашнее задание: параграф 20, записи. Соц. опрос (диск),подобрать вопросы из КИМОВ по теме урока.
|
Литература:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество».
СD «Обществознание 8-11 класс», ООО «Марис».
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.ч.2 11 класс/ под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Просвещение, 2005 год.
Районный конкурс методических разработок
«Мой лучший урок»
Номинация: уроки гуманитарного цикла.
Социальный статус личности.
(обществознание 11 класс)
Антуфьева Надежда Валериевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Нижнекулойская средняя
общеобразовательная школа».
2010 год.
|