МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Директор школы
______ (Сергиванова Л.В.) _______ (Васильева И.В.)
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
« __ » ____________ 2012 г. « __ » ___________ 2012 г.
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию в 9 классе
учителя истории
Сергивановой Людмилы Владимировны
II категория Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
« ____ » ____________ 2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию, учебного плана на 2012-2013 учебный год и Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Новосуркинская ООШ»
Рабочая программа конкретизирует содержание программы Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Курс обществознания в 9 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является логическим продолжением курса 8 класса.
Рабочая программа содержит 23 темы. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:
Цели курса:
формировать представления о сферах общества;
формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
формировать гражданский патриотизм.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Основными задачами курса являются:
закрепление понятий «общество», «сфера общества»;
почувствовать себя частью общества и его будущим;
научить выявлять отличительные черты характера;
использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
прививать любовь к Родине;
дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы. Используемые УМК:
Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов основной школы. – М.: Русское слово, 2001.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2009.
Кочетов Н.С. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И. – Волгоград: Учитель, 2008.
На изучение обществознания в 9 классе учебным планом предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю. Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание программы
№ п\п
| Наименование разделов
| Всего часов по плану
| Всего часов по факту
| Корректировка
| Форма организации учебных занятий
| Вид контроля
| теория
| практика
| 1.
| Политическая сфера
| 9
| 9
|
| 8
| 1
| Тест
| 2.
| Человек и его права
| 9
| 9
|
| 8
| 1
| Проверочная работа
| 3.
| Духовная сфера
| 8
| 8
|
| 7
| 1
| Тест
| 4.
| Закрепление
| 5
| 5
|
| 3
| 2
| Тест – 1, проверочная работа – 1
| 5.
| Итоговое повторение
| 3
| 3
|
| 2
| 1
| Тест
|
| Итого
| 34
| 34
|
| 28
| 6
|
|
Количество письменных работ
№ п\п
| Название работы
| Количество часов
| Дата
| Корректировка
| Вид работы
| 1.
| Политическая сфера
| 1
|
|
| Тест
| 2.
| Человек и его права
| 1
|
|
| Проверочная работа
| 3.
| Духовная сфера
| 1
|
|
| Тест
| 4.
| Повторение и закрепление
| 1
|
|
| Тест
| 5.
| Обобщение за 9 класс
| 1
|
|
| Проверочная работа
| 6.
| Итоговое повторение
| 1
|
|
| Тест
|
| Итого
| 6
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 классе Учитель Айкин Владимир Сендимирович Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков - 2 , зачетов - ,тестов – 4 . Планирование составлено на основе государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание»,программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 8-9 классов. – М.: Русское слово, 2001. Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. – М.: Русское слово, 2009. Дополнительная литература приложение 1.
№ п\п
| Тема раздела, урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание
| Дата
| план
| факт
| Глава 1. Политическая сфера (9 часов)
| 1.
| Власть
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь анализиро-вать конкретные жизненные ситуации
| §1 с.5-11-прочитать, мини-сочинение
| 06.09.
|
| 2.
| Государство
| 1
| комбинированный
|
| Знать причины зарождения государства
| §2 с.12-19-прочитать, в.1, 3
| 13.09.
|
| 3.
| Национально-государ-ственное устройство
| 1
| комбинированный
| таблица
| Знать конкретные факты процесса объединения наций
| §3 с.20-28-прочитать, мини-исследование
| 20.09.
|
| 4.
| Формы правления
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь сравнивать формы правления
| §4 с.29-37-прочитать, таблица
| 27.09.
|
| 5.
| Политические режимы
| 1
| комбинированный
|
| Уметь объяснять особенности поли-тических режимов
| §5 с.39-45-прочитать
| 04.10.
|
| 6.
| Гражданское общество и правовое государство
| 1
| комбинированный
| проект «Я – гражданин России»
| Уметь формулиро-вать и отстаивать свою позицию
| §6 с.46-54-прочитать, мини-исследование
| 11.10.
|
| 7.
| Голосование, выборы, референдум
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни
| §7 с.55-59-прочитать
| 18.10.
|
| 8.
| Политические партии
| 1
| семинар
| выступления
| Уметь формулиро-вать и отстаивать свою гражданскую позицию
| §8 с.60-68-прочитать, программа партии
| 25.10.
|
| 9.
| Повторение и проверка знаний «Политическая сфера»
| 1
| контрольный
| тест
|
|
| 01.11.
|
| Глава 2. Человек и его права (9 часов)
| 10.
| Право
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь объяснять особый статус права в системе социаль-ных норм
| §9 с.70-81-прочитать, мини-сочинение
| 15.11.
|
| 11.
| Закон и власть
| 1
| лекция с элементами беседы
| таблица
| Уметь объяснять сущность разделе-ния властей
| §10 с.82-89-прочитать, составить таблицу
| 22.11.
|
| 12.
| Конституция
| 1
| комбинированный
| работа с документом
| Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина
| §11 с.90-96-прочитать, таблица
| 29.11.
|
| 13.
| Право и имуществен-ные отношения
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь характеризо-вать институт права собственности
| §12 с.97-102-прочитать, мини-рассуждение
| 06.12.
|
| 14.
| Потребитель и его права
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Уметь приводить примеры прав потребителя
| §13 с.102-105-прочитать, в.1,3
| 13.12.
|
| 15.
| Труд и право
| 1
| комбинированный
| работа в группах
| Уметь характеризо-вать трудовое право как отрасль права
| §14 с.106-110-прочитать, трудовой договор
| 20.12.
|
| 16.
| Право, семья, ребенок
| 1
| игра
| деловая игра
| Знать понятия: семья, супруги, ребенок
| §15 с.110-116-прочитать, в.4, 5
| 27.12.
|
| 17.
| Преступление
| 1
| комбинированный
| ответы на вопросы
| Знать наказания за совершение преступлений
| §16 с.117-125-прочитать, таблица
| 17.01.
|
| 18.
| Повторение и проверка знаний «Человек и его права»
| 1
| контрольный
| проверочная работа
|
|
| 25.01.
|
| Глава 3. Духовная сфера (8 часов)
| 19.
| Что такое культура?
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Знать правила этикета
| §17 с.127-133-прочитать, в.1,2,4
| 01.02.
|
| 20.
| Культурные нормы
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Знать, что такое культурные нормы
| §18 с.136-143-прочитать, в.3,4
| 08.02.
|
| 21.
| Формы культуры
| 1
| лекция
| ответы на вопросы
| Знать сущность основных форм культуры и её разновидностей
| §19 с.144-153-прочитать, таблица
| 15.02.
|
| 22.
| Религия
| 1
| комбинированный
| работа в группах
| Знать, что такое религия
| §20 с.153-163-прочитать, сочин-ение-рассуждение
| 22.02.
|
| 23.
| Искусство
| 1
| комбинированный
| реферат
| Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой
| §21 с.163-172-прочитать, план
| 01.03.
|
| 24.
| Образование
| 1
| комбинированный
| проект
| Знать, что представ-ляет собой образова-ние как институт общества
| §22 с.173-179-прочитать, проект «Образование будущего»
| 15.03.
|
| 25.
| Наука
| 1
| комбинированный
| реферат
| Уметь осознанно выбирать высшую школу для продол-жения обучения
| §23 с.180-186-прочитать, реферат
| 22.03.
|
| 26.
| Повторение и проверка знаний «Духовная сфера»
| 1
| контрольный
| тест
|
|
| 05.04.
|
| Закрепление (5 часов)
| 27.
| Закрепление «Политическая сфера»
| 1
| обобщающий
| ответы на вопросы
| Знать основные понятия темы
| составить кроссворд
| 12.04.
|
| 28
| Закрепление «Человек и его права»
| 1
| обобщающий
| ответы на вопросы
| Знать основные понятия темы
| разгадать кроссворд
| 19.04.
|
| 29.
| Закрепление «Человек и его права»
| 1
| контрольный
| тест
|
|
|
|
| 30.
| Закрепление «Духовная сфера»
| 1
| обобщающий
| ответы на вопросы
| Знать основные понятия темы
| Подготовиться к итоговой прове-рочной работе
| 26.04.
|
| 31.
| Повторение и проверка знаний «Обобщение за 9 класс»
| 1
| контрольный
| проверочная работа
|
|
| 03.05.
|
| Итоговое повторение (3 часа)
| 32.
| Повторение «Полити-ческая сфера. Человек и его права»
| 1
| обобщающий
| ответы на вопросы
|
|
| 10.05.
|
| 33.
| Повторение «Духовная сфера»
| 1
| контрольный
| тест
|
|
| 17.05.
|
| 34.
| Итоговое повторение
| 1
| обобщающий
| ответы на вопросы
|
|
| 24.05.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Литература (приложение 1 ) Декларация прав ребенка
Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» 8-9 классы. – М.: Русское слово, 2001.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Кочетов Н.С. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. – Волгоград: Учитель, 2008
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс – М.: Русское слово, 2009.
Поурочные методические разработки.
Поурочные планы.
Элективный курс. Обществознание. Ориентир в лабиринте законов. |