Скачать 63.52 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей» 6 класс Учитель технологии Трофимова О.А. ГБОУ средняя общеобразовательная школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга 2013 г. Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.) Цели урока: - ознакомить с натуральными волокнами животного происхождения - научить различать волокна по своему составу - ознакомить с ассортиментом шерстяных и шёлковых тканей, их свойствами - осуществление межпредметных связей (история, биология) - воспитание аккуратности, бережливости - расширение словарного запаса - развитие мелкой моторики рук Оборудование: -учебные коллекции «Волокна», «Шерсть», «Шёлк» - Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д. Симоненко. -альбом, тетрадь -раздаточные материалы (образцы тканей, шаблоны) -презентация по теме, экран, проектор, ноутбук (компьютер) -ножницы, клей, огнеупорная чаша, спички Ход урока: 1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку Учитель начинает показ слайдов презентации (1 слайд- тема урока) 2. Повторение пройденного материала (раздел «Материаловедение» 5 класс, Натуральные волокна растительного происхождения) 1 вариант – вопросы в ходе беседы
2 вариант: письменный опрос с последующей проверкой и обсуждением (слайд 2), повторение классификации волокон (слайды 3, 4) Учитель: «Мы вспомнили то, что изучили в прошлом году, а теперь продолжим дальше знакомиться с различными волокнами и тканями» 3. Изучение нового материала (объяснение с помощью показа слайдов презентации и коллекций материалов, запись учащимися основных моментов в тетради). Учащиеся открывают тетрадь, записывают тему урока (1 слайд) Учитель: «Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из таких волокон также являются экологически чистыми и поэтому представляют определённую ценность для человека и благоприятно влияют на его здоровье (слайд 5). Сначала поговорим о шерсти. Шерсть – натуральное волокно животного происхождения. Сырьём является волосяной покров животных (слайд 6). Как вы думаете, какие животные используются для получения волокна? (слайд 7). С незапамятных времён люди стали использовать для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством, в дело шли шерсть овец, коз, а в Южной Америке и лам. Также используют шерсть верблюдов. Известный русский географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 г.г. обнаружил курганные погребения, в которых были найдены шерстяные ткани, которые, даже пролежав несколько тысяч лет под землёй – сохранились, и некоторые из них превосходили по крепости нитей современные. Основную массу шерстяного волокна (95-97 %), конечно же, получают с овец (самая лучшая шерсть – шерсть мериносов, древнейшей выведенной породы овец). Овец стригут 1 или в некоторых случаях 2 раза в год специальными ножницами или машинками. С одной овцы получают от 2 до 10 килограмм шерсти. Из 100 килограмм сырой шерсти после переработки выходит 40-60 кг. Шерстяные волокна имеют следующие свойства: (слайд 8) - длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. - цвет может быть белым, серым, рыжим или чёрным - обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают влагу - обладают хорошей упругостью - устойчивы к воздействию солнца - при горении волокно шерсти спекается, образовавшийся шарик легко растирается пальцами, в процессе горения ощущается запах жжёного пера (показ процесса горения) » 4. Практическая работа 1 часть: Оформление образцов пряжи и тканей в альбом (учащиеся получают раздаточный материал: основа на альбомном листе, ткани) – слайд 9. Названия тканей подписываются вместе с учителем (драп, сукно, кашемир) 5. Физкультминутка 6.Изучение нового материала (продолжение) Учитель: «Теперь поговорим о шёлке (слайд 10, 11). Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном используют тутового шелкопряда. Первое упоминание о шёлке встречается в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: «Великий принц Хуан-Ди очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он велел ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально приготовленном для этого месте, так она открыла методы выращивания червей, а также размотки коконов и использования шёлка для изготовления одежды. Из благодарности за этот великий дар потомки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей» (китайская хронология относит это предание к 2640 г. до нашей эры). Шёлк – натуральное волокно животного происхождения (слайд 11). Сырьём, как уже было сказано, является выделения желез гусеницы тутового шелкопряда (слайд 12). Шелкопряды развиваются в несколько стадий (слайды13, 14): яйцо (грена), гусеница (личинка), кокон, куколка и бабочка. Гусеница развивается 30-80 дней и проходит 5 возрастов, разделяемых линьками. Её длина к концу развития достигает 8 см., а толщина 1 см. В конце 5-го возраста шелкоотделительные железы гусеницы заполняются шёлковой массой. Шелковина – это тонкая парная нить из белкового вещества фиброина – выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Образование кокона длится 8 -9 дней, после чего гусеница превращается в куколку, а через 2 – 3 недели в бабочку, которая живёт 10 – 15 дней. Бабочка откладывает грену и начинается новый цикл развития. Из одной коробки грены массой 29 гр. получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих 4 кг натурального шёлка. Для получения шёлкового волокна естественный ход развития шелкопряда прерывают (слайд 14). На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек. На шелкопрядильном производстве коконы разматывают, соединяя несколько коконных нитей в одну (слайды15, 16). А задумывались ли вы над тем, каково изначальное значение слова «шёлк»? Буквальный его перевод может показаться неожиданным: «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло длинной, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающее «китайская материя». В средние века вместе с шёлковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шёлк» не так уж трудно. Возможно, словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Ничего необычного в таких превращениях нет, ведь прошли столетия после первого знакомства русских с шёлком. Шёлк везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, т.к. шёлковые ткани стоили дорого, и на них можно было хорошо заработать. Теперь поговорим о свойствах шёлка (слайд 17): Натуральный шёлк – это очень тонкие длинные нити. Длина коконной нити достигает 600-900 метров. Они имеют белый или кремовый цвет, обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Их прочность выше, чем у шерсти, но они менее устойчивы к воздействию солнечных лучей, чем другие натуральные волокна. Горит шёлковое волокно, как и шерстяное, но практически без запаха». 7. Практическая работа – часть 2. Выполняется учащимися так же, как и 1 часть практической работы с шерстью. В работе используется учебник. Слайд 18. 8. Анализ и оценка работы. Учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки. 9. Подведение итогов урока (слайд 19) Учитель: «Обобщим полученные сведения. Теперь мы знаем, какие существуют натуральные волокна и ткани. Назовите их, пожалуйста» (хлопок, лён, шерсть, шёлк) - «Что является сырьём для получения шерстяного волокна?» (волосяной покров животных) - «Из чего получают шёлковые нити?» (коконы гусениц тутового шелкопряда) - «Что такое руно?» (неразрывный пласт волосяного покрова) - «Какие свойства шерсти и шёлка вы запомнили?» «Натуральные ткани – это экологически чистые материалы и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоёмкий и дорогостоящий процесс, поэтому следует бережно, заботливо относиться к этим тканям и вещам, изготовленных из них!» Слайд 20 - уход за тканями. 10. Домашнее задание. Творческая работа: аппликация из шерстяных и шёлковых тканей |