ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. В содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути России в XIX веке в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной.
Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Освоение:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Программа реализуется на гимназических и общеобразовательных классах это определило использование элементов следующих технологий: гимназические классы – технология развивающего, элементы исследовательской деятельности, групповые технологии, метод учебных проектов; общеобразовательные – личностно – ориентированный подход, индивидуализация обучения, здоровьесберегающей.
Результаты обучения и освоения содержания курса истории
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
комбинированный урок;
групповая и парная работа;
самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
учебные проекты;
исследования.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков – фронтальный и индивидуальный опрос; индивидуальные карточки – задания; тесты; проблемные вопросы; практическая работа в контурной карте и с настенной учебной картой, практические работы и лабораторные работы с различными видами источников, зачеты. Рубежными формами контроля являются тематические контрольные работы (в том числе и диагностические).
Основные содержательные линии примерной программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе освоения обязательного минимума содержания курса «История» в 8 классе учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
хронологические знания и умения:
называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
знание фактов:
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
работа с источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.
описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указному признаку;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
версии, оценки:
приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся по освоению курса «История России XIX век».
Указывать: а) хронологические рамки периода; б) даты основных событий внешней и внутренней политики, отмены крепостного права.
Называть: а) место, обстоятельства, участников важнейших событий событий; б) императоров, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры.
Называть, показывать на исторической карте: а)ход военных действий Отечественной войны 1812 и Крымской войны; б)изменения границ России в 19 веке; в) основные хозяйственные районы.
Описывать занятия, образ жизни различных сословий.
Составлять описание памятников культуры: а) жилых построек, храмов,правительственных зданий; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы развития капитализма в России и ход промышленного переворота, социальные изменения.
Называть характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, положение разных групп населения; б) развития общественной и политической мысли; в) политического устройства государства.
Объяснять значение понятий: реакция, либерализм, консерватизм, Великие реформы, венская система международных отношений, революция и эволюция, контрреформы..
Сравнивать: а)действия различных политических движений; б) взгляды руководителей страны и армии на заграничный поход русской армии 1813-1814 гг., реакция различных слоёв населения на Великие реформы и их последствия для этих сословий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: а) Отечесвенной войны 1812 года и Крымской войны; б) участие России в Священном союзе; в) внутренней полити Николая 1, Александра I1 и Александра III; г) социальных движений.
Приводить оценки: русских императоров и высших сановников,Великих реформ и курса контрреформ, действий русских войск..
Содержание.
Тема 1. Россия в первой половине 19 века.
Внутренняя и внешняя политика 1801-1812;1812-1825;1825-1853;1853-1856;деятельность М.М. Сперанского; заграничные походы русской армии; социально-экономическое развитие 20-50-е гг.; общественные движения; социально-экономическое развитие в 20-50-е гг., деятельность первооткрывателей и путешественников; наука и образование; художественная культура.
Тема 2. Россия во второй половине 19 века.
Великие реформы, отмена крепостного права; пореформенное социальное развитие; либералы и консерваторы; зарождение революционного движения; внешняя политика во второй половине 19 века; присоединение Средней Азии; контрреформы; социальная структура и общественное движение в 80-90-х гг. |