Скачать 79.57 Kb.
|
Урок-игра по русскому языку (или внеурочное занятие) для учащихся 6-9 классов Цели: Обучающая - повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы». Развивающая - способствовать развитию познавательного интереса, обогащению словарного запаса учащихся. Воспитывающая - способствовать воспитанию любви к родному языку. Оборудование: презентация, раздаточные карточки с теоретическим материалом, который выведен на слайдах (раздаются перед самостоятельной работой), карточки для самостоятельной работы. карточки с домашней работой 2-х видов (выдаются в конце урока), фишки для набора очков, карточки-лото для 2-х игр, листы бумаги для игры «Кто больше?». (Тетради для данного урока не понадобятся; вся работа выполняется или устно, или образно, или на листочках, или в виде лото, т.е. выдаются маленькие листочки с заготовленным фразеологизмом или его частью). Самостоятельная работа выполняется на специальных карточках. Ход урока: Организационный момент 1.Вступительное слово учителя. Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами будем много играть. Можно сказать, что мы будем бить баклуши, но не просто так, а чтобы на экзаменах в лужу не сесть, чтобы потом можно было задирать нос. Я прошу вас на уроке не сидеть сложа руки, а работать в поте лица. Вы заметили, что я говорю фразеологизмами, т.к. тема сегодняшнего урока – фразеологизмы. Мы рассмотрим следующие вопросы: слайд 2
Главные цели урока: слайд 3 (прокомментировать) слайд 4 слайд 5 2.Актуализация знаний
слайды 6,7 - (комментирует учитель или ученик)
(Учитель как можно быстрее читает вопросы, уч-ся быстро отвечают.) Слайды 8,9,10 ( Ответы: врачи, «Лисица и виноград», локти кусать, ветер, «Кот и повар», нос, каша, уши, вода, горькая правда, горький опыт, скука зленная, кошки)
Учитель или ученик комментирует таблицу. Часто ли мы употребляем фразеологизмы в своей речи? Какие фразеологизмы мы употребляем? (слайды 12,13) -комментарий диаграмм. 3. Игры. Учащиеся делятся на 2 команды. (Объяснить условия игр: баллы набирают командой, а не поодиночке. Возможна одна подсказка игрока той же команды (или подсказка учителя): ларчик открывается один раз!). Тур первый - одиночные бои.
Игра «Замени фразеологизм одним словом!» слайд 14
Игра «Добавь словечко!» слайд 16
Гладить по головке Кормить завтраками Поставить в тупик
Учитель или ученик комментирует материал. слайд 18 Тур второй - игры в командах.
Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: 1). Птицы одинакового оперенья держатся вместе. (Одного поля ягодки, два сапога пара.) 2).Когда море вернет всех погибших в нем. (Когда рак на горе свиснет. После дождичка в четверг) 3).Для каждой собаки наступит ее день. (Будет и на нашей улице праздник.) 4). У него еще за ушами не просохло. ( Молоко на губах не обсохло.) 5).Хорошему коту – хорошую крысу. (Большому кораблю – большое плавание.) 6). Не стоит пороха и дроби. Не стоит и пуговицы. (Гроша ломаного не стоит. Овчинка выделки не стоит). 7).Черная овца в семье. (В семье не без урода, одна паршивая овца в стаде.)
1).Птичка в руках стоит двух в кустах. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе.) 2).Просто, как пирог. Просто, как упасть с бревна. . (Как дважды два.) 3).На другой стороне холма трава зеленее. (Там хорошо, где нас нет.) 4).Называть лопату лопатой. (Называть вещи своими именами.) 5).Подождите меня под вязом! (Держи карман шире!). 6).Жить в клевере. (Как сыр в масле кататься) 7). Хранить в вате. (Беречь как зеницу ока)
Ерема - я ему про Фому, а он мне про Ерему Емеля - мели Емеля – твоя неделя. Фома - Фома неверующий. Макар - куда Макар телят не гонял. Федот - Федот, да не тот. Ванька - Ваньку валять. Авгий - авгиевы конюшни. Ариадна - нить Ариадны. Ахиллес - ахиллесова пята. Геркулес - доходить до геркулесовых столпов. Тантал - танталовы муки.
1. Жить душа в душу - как кошка с собакой. 2. Чуть свет - на ночь глядя. 3. Хоть пруд пруди - кот наплакал. 4. Рукой подать - за тридевять земель, 5. Дать волю языку - держать язык за зубами 6. Рот не закрывается - набрал в рот воды 7. Как день и ночь - как две капли воды. 8. Гладить по головке - держать в ежовых рукавицах 9. Валится из рук - Рука не дрогнет. 10. На краю пропасти – на седьмом небе 11.Заваривать кашу – расхлебывать кашу 12. Молоко на губах не обсохло – тертый калач 13.встретились лицом к лицу –разошлись как в море корабли 14. Яблоку негде упасть- Шаром покати 15. Ни к селу, ни к городу - в яблочко 16. Без сучка, без задоринки – курам на смех 4.Подведение итогов (подсчет жетонов). Команда, собравшая больше жетонов, побеждает. 5.Дополнительная информация - «Немного из истории происхождения фразеологизмов». (Используется по усмотрению учителя) слайды 28-33 - фразеологизмы из др. греч. мифов. слайды 35-37 - фразеологизмы русского происхождения. 6. Слово учителя: Вы сегодня услышали много новых для вас фразеологизмов, вспомнили те, которые слышали когда-то, вспомнили теорию. Вы увидели, что фразеологизмы всегда точны, они бьют не в бровь, а в глаз. В них отражается наблюдательность народа, вековой опыт. Вот как об этом говорит С. Я. Маршак в своем стихотворении «Словарь» - слайд 32 7.Самостоятельная работа по карточкам: Объясните фразеологизмы, как вы их понимаете ( Работа выполняется на специальных карточках или в тетради, можно пользоваться словарем.) слайд 33 8. Домашняя работа на «3» Домашняя работа на «4» Домашняя работа на «5» (на «3» +на «4») Материал для домашней работы выдается на раздаточных карточках. 5.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Материал для самостоятельной работы по карточкам: Вариант 1. Объясните фразеологизмы, как вы их понимаете: 1. купить кота в мешке 2. сесть в калошу 3. дело в шляпе 4. льет как из ведра 5. намылить шею 6. лить крокодиловы слезы 7. реветь в три ручья 8. сидеть на шее 9. совать нос 10. заморить червячка 11. точить лясы 12. каши не сваришь 13. стреляный воробей 14. делать из мухи слона 15. гнуть спину 16. гвоздь программы 17.лезть на рожон 18. кататься, как сыр в масле Вариант 2. Объясните фразеологизмы, как вы их понимаете: 1. купить кота в мешке 2. сесть в калошу 3. дело в шляпе 4. льет как из ведра 5. намылить шею 6. лить крокодиловы слезы 7. реветь в три ручья 8. сидеть на шее 9. совать нос 10. заморить червячка 11. точить лясы 12. каши не сваришь 13. стреляный воробей 14. делать из мухи слона 15. гнуть спину 16. гвоздь программы 17.лезть на рожон 18. кататься, как сыр в масле Домашняя работа (на «3») Объясните фразеологизмы, как вы их понимаете: Птица высокого полёта Держать пари Шалтай-болтай Непочатый край Заткнуть за пояс чудеса в решете ворон считать голова садовая На скрижалях истории Без сучка и задоринки Важная птица Лицом к лицу Каши просят Море по колено. Молоко на губах не обсохло На краю пропасти Падать духом Руки в брюки Тёртый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Терять голову Денег куры не клюют Домашняя работа (на «4») Объясните фразеологизмы по словарю 1.Птица высокого полёта 2.держать пари 3. Шалтай-болтай 4.непочатый край. 5. заткнуть за пояс. 6. чудеса в решете 7.ворон считать 8.голова садовая 9.на скрижалях истории 10.без сучка и задоринки 11. важная птица 12.аршин проглотил 13.делать хорошую мину при плохой игре 14.манна небесная |