ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа «Российская с древнейших времён до начала XVI в. и Всеобщая история. История Средних веков» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внут- рипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта:
Данилов Д. Д. Всеобщая история. История Средних веков : учебник для б кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2010.
Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Средних векш», б кл. / Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова. - М.: Баласс, 2010.
Данилов Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история», б класс / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова. - М.: Баласс, 2010.
Данилов А. А. История России с древнейших времен до начала XVI века : учебник для 6 класса основной школы / А. А. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2010.
•
Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6 класс / Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова, Н. В. Коробкина. - М.: Баласс, 2010.
Используемый учебно-методический комплекс позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории Средних веков, истории России с древнейших времен до начала XVI века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике средневекового общества и российского общества с древнейших времен до начала XVI века;
- показать, чем отличается средневековый мир от мира современного и история России с древнейших времен до начала XVI в. от современного исторического периода развития российского государства.
Цели:
воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. На изучение истории средних веков отводится 32 часа. Из них 2 часа отводится на повторительно – обобщающие уроки, 2 часа на контрольные работы, а также 2 часа – на работу над ошибками. На изучение истории России с древнейших времён до начала XVI века отводится 38 часов, также рассчитаны 3 часа на изучение краеведческого материала.
Содержание учебного предметаПримечание: Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта.
Прямой – обязательная для контроля часть программы.
Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций. Вводная тема. Рубеж древности и Средневековья. (2-3 часа)
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?
Античная цивилизация и мир варваров
– различия общественного устройства и взгляда на мир.
Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы
и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств
и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы.
Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в
империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).
Рождение
феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и
вассалами.
Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.
Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности.
Провозглашение Священной Римской империи.
Набеги викингов: причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (3 часа)
Расцвет
Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и
культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (4 часа) Арабские племена и
возникновение ислама: личность и судьба
Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве).
Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее
культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы),
своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна),
торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.
Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов.
Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Обобщение и контроль. (2 часа)
Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизацийТема 4.Особенности католической Европы. X–XV века. (4 часа)
Экономическое развитие Западной Европы:
улучшение сельского хозяйства (
трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие
средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии,
защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.
Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей
Положение
католической церкви в Европе.
Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть.
Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (
признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и
культурное наследие Средневековья:
простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов,
появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).
Тема 5. Страны католической Европы. XI–XV века. (5 часов)Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование
сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты).
Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк,
крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) –
признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.
Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма.
Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны. Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 часа)Образование
Османской империи и судьба православного мира (1453 г.).
Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама
), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма),
ее культурное наследие.
Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году. Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации.Тема 7. У истоков российской истории (4 часа)Что изучает история России?
История России – часть всемирной истории.
Заселение территории нашей страны:
древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).
Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству.
Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы.
Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие. Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации.
Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.
Язычество.
Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII веков. (6 часов) Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание
соседских общин и возникновение
городов, князья, дружины, вече, дань.
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика.
Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом,
упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд,
правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви.
Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.
Образование древнерусской народности.
Общественный строй: бояре-вотчинники
, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет Руси при
Ярославе Мудром (1019-1054):
усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие,
укрепление международного положения. Принятие
«Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы.
Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность
Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.
Вопрос о соотношении христианства и язычества в
древнерусской культуре:
фольклор (былины),
влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства).
Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора.
Живопись (иконы,
мозаики, фрески) и
зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII веков. (3 часа). Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия.
Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь.
Культурный подъем в XII – начале XIII веков в разных русских землях: рост городов,
каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.
Обобщение и контроль. 2 часа.
Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV вв.