|
| УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МДОУ 50
___________О. А. Зорина
Приказ № 57 – о от 04.09.2012
| Основная образовательная программа
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад общеразвивающего вида № 50
МКУ «Управление образования
Администрации г. Апатиты» ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
от 03.09.2012 протокол № 1
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая основная общеобразовательная программа (далее Программа) разработана в соответствии с основными принципами государственной политики Российской Федерации.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 50 МКУ «Управления образования Администрации г. Апатиты» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Основная образовательная программа разработана в соответствии:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 г. № 666;
Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91.
Изменениями № 1 к 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2791 - 10 утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ от 20.12. 2010 г. № 164
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организациях формах обучения».
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03 – 1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.04.2010 № 905 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
Лицензия на образовательную деятельность Серия А № 293920 Рег. № 44-10 от 04.03.2010 г. до 04.03.2016 г.
Содержание образовательного процесса и контингента воспитанников
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «Программа воспитания обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой и парциальной программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханёвой.
Основным приоритетным направлением по социально – личностному направлению деятельности образовательного учреждения по реализации Программы являются:
реализация основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности;
обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
Программа направлена на разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Структура контингента воспитанников:
группы раннего возраста (1,5 - 3 года)
группы общеразвивающего вида (3 – 7 лет)
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Построение образовательного процесса на принципах
социально – личностного развития дошкольников.
В ДОУ осуществляется внедрение в образовательный процесс парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханёвой по социально – личностному направлению и педагогических технологий.
Нами были выбраны следующие приоритеты:
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном учреждении ( сюжетно - ролевые, театрализованные, народные, подвижные, игры забавы и т.д.)
Фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции («Рождественская сказка», «Масленица», «Пасха», «Русская березка» и т.д.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью деятельности Учреждения является предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание оптимальных условий для разностороннего и полноценного развития ребенка.
Основными задачами являются:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;
Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей;
Взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;
Оказание консультативной и методической помощи родителям ( законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, КЛИМАТИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ) Организация образовательного процесса в детском саду строится на основе базисного учебного плана, разрабатываемого учреждением на основе образовательных стандартов. Учебный план обеспечивает возможность получения всеми воспитанниками общеобразовательной подготовки с учетом их потребностей, а также создает условия, способствующие развитию познавательного интереса и активного формирования личности ребенка. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей.
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Для осуществления образовательного процесса созданы необходимые психолого-педагогические условия.
Формы организации психолого-педагогической работы по направлениям образовательного процесса
№
п/п
| Занятия
| Работа вне занятий
|
| Познание окружающего мира
|
| По целям и задачам:
Обучающие.
Развивающие.
Закрепляющие.
Обобщающие.
По сюжетно-тематическому оформлению:
Занятие-путешествие: сказочное путешествие (например, путешествие в Царство Времен Года) и воспроизведение реального путешествия (путешествие на Север и в южные страны).
Занятие, воспроизводящее прогулки в природу в тот или иной сезон.
Занятие-экспериментирование.
Занятие-развлечение.
Занятие-проектирование решения проблемы (т.е. занятие -научное исследование).
Занятие - познавательная беседа.
Занятие-экскурсия.
Занятие-посещение гостей.
Занятие-прослушивание сказки
| Познавательные беседы по изучаемой теме (проводятся с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих заданий и упражнений).
Экскурсии (в природу и на различные городские и сельские объекты).
Прогулки-походы в природу.
Наблюдения (на прогулках и экскурсиях, в походах).
Опытно-экспериментальная деятельность (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).
Игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры).
Творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительная, музыкально-исполнительская, театрально-игровая, двигательная, речевая).
Трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд)
|
| Приобщение к социальному миру
|
| Развивающие.
Обучающие.
Диагностические.
Все занятия носят сюжетный характер
| Минутки общения.
Дружеские посиделки.
Групповые ритуалы.
Групповые дела
|
| Формирование элементарных математических представлений
|
| Диагностические.
Обучающие.
Закрепляющие
| Развивающие игры.
Развлечения интеллектуально-математического содержания.
Самостоятельные занятия математикой.
Закрепление математических представлений и умений в повседневной жизни.
Индивидуальная работа
|
| Приобщение к культуре речи и подготовка к освоению грамоты
|
| Развивающие.
Обучающие.
Диагностические.
Все занятия носят сюжетный характер
| Игровые упражнения.
Динамические паузы.
Звуковые игры.
Словесные игры.
Дидактические игры.
Игры-беседы
|
| Художественно-творческая деятельность
|
| В зависимости от содержания изобразительной деятельности: предметное, сюжетно-тематическое, декоративное рисование (аппликация, лепка, ).
В зависимости от того, кто выдвигает тему: на заданную тему и по замыслу (рисование, аппликация, лепка).
В зависимости от методики проведения: с натуры, по памяти, по представлению (рисование, аппликация, лепка);
В зависимости от формы организации детей: индивидуальные и коллективные (рисование, аппликация, лепка,)
| Творческие задания.
Художественно-развивающие игры.
Конструктивно-развивающие игры.
Индивидуальная работа.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей
|
| Музыкально-развивающая деятельность
|
| По целям и задачам:
Диагностические.
Развивающие.
Обучающие.
По сюжетному оформлению:
| Музыкально-развивающие игры - музыкально-дидактические, музыкально-двигательные, музыкально-творческие игры-импровизации, чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий
|
| Двигательно-экспрессивные способности и навыки
|
| По целям и задачам:
Обучающие.
Диагностические.
Развивающие.
Комплексные.
По сюжетному оформлению:
Игровые.
Сюжетные.
Театрализованные занятия-развлечения (психомоторное развитие + музыкальное развитие).
Занятия с эмоциональным погружением
| Динамические игры на развитие двигательно-экспрессивных способностей и навыков.
Динамические паузы.
Пальчиковые игры
|
| Приобщение к физической культуре
|
| Обучающие, развивающие занятия, состоящие из трех частей и включающие весь спектр двигательных действий.
Сюжетные.
Комплексные, интегрированные занятия.
Игровые.
Занятия с эмоциональным погружением.
Занятия педагогического наблюдения
| Утренняя гимнастика.
Динамические паузы (проводятся в перерывах между занятиями).
Физкультминутки и физкультурные паузы (проводятся на других занятиях - чаще всего после основной части занятия).
Подвижные игры в зале и на свежем воздухе.
Активный отдых (физкультурные праздники).
Самостоятельная двигательная деятельность.
Индивидуальные и дифференцированные занятия, домашние задания (работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии, часто болеющими и пропускающими занятия).
Мини-беседы с детьми (о строении организма, о закаливании и т.д.)
| |