Методика обучения предмету «Окружающий мир»
Направление подготовки – «050100.62 – Педагогическое образование».
Профиль подготовки - начальное образование.
Уровень подготовки – бакалавриат.
ПОБ_НАЧА-О-Д: курс 4 (семестр 7).
Срок обучения – полный.
Форма обучения – очная.
Вопросы к экзамену
Методологический статус методики обучения предмету «Окружающий мир».
Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. (В.Ф.Зуев). Своеобразие преломления нововведений того периода в современности.
Литературный подход в изучении учащимися окружающего мира (В.Ф.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, Н.Я.Дмитриева, О.Н.Федотова и т.д.).
Становление экскурсионно-краеведческого школьного дела в России.
Особенности реализации «биологического метода» в вариативных программах «Окружающий мир».
Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, И.И.Полянский, Д.Н.Кайгородов и др.) и их преломление в современной методике обучения предмету «Окружающий мир».
Реализация «предметного метода» в современных вариативных программах.
Развитие методики преподавания естествознания в советский период.
Формирование у младших школьников ЦНКМ в курсе «Окружающий мир».
Многообразие способов познания ребенком окружающего мира и специфика ознакомления с ними в вариативных программах.
Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающей действительностью.
Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методика формирования и развития у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих представлений и понятий.
Особенности ознакомления младших школьников с окружающим миром в системах развивающего обучения (сравнение программ Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, Е.Н.Букваревой, Е.В.Чудиновой).
Особенности реализации технологии проблемно-диалогического обучения предмету «Окружающий мир».
Методика современной экскурсионно-краеведческой работы с младшими школьниками. Специфика построения краеведческих программ.
Методика ознакомления младших школьников с историческим материалом.
Система организационных форм обучения предмету «Окружающий мир».
Типология современных уроков «Окружающий мир» в начальной школе (требования к их разработке и структурированию с учетом ФГОС НОО).
Методика проведения комбинированных уроков «Окружающий мир». Требования к разработке и структуре с учетом ФГОС НОО.
Специфика организации и проведения уроков «Окружающий мир» в традиционной и развивающих системах обучения.
Составление конспекта урока «Окружающий мир» по принципу «понятийной грозди».
Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе. Методика их организации и проведения.
Методика проведения вводных, контрольных и обобщающих уроков «Окружающий мир» (показать на конкретном примере).
Многообразие нестандартных уроков «Окружающий мир».
Возможности использования новых педагогических технологий в процессе работы по курсу «Окружающий мир».
Специфика проведения уроков «Окружающий мир» с применением ИКТ.
Место уроков-исследований в курсе «Окружающий мир».
Разнообразие форм внеурочной естественнонаучной и обществоведческой деятельности младших школьников (Интернет-клуб, факультативы и т.д.), методика их организации и проведения.
Виды практических методов обучения предмету «Окружающий мир», их характеристика.
Методика организации и проведения практических естественнонаучных работ в классе.
Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Виды практических работ по плану, карте и глобусу.
Синхронный принцип в оснащении УМК «Окружающий мир».
Отдел естествознания в помещении для начальной школы.
Уголок живой природы: его значение в преподавании естествознания, оборудование.
Роль учебно-опытного участка в освоении младшими школьниками содержания курса «Окружающий мир» (обустройство, методика работы по классам).
Формирование экологической культуры у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Разработать конспект урока по курсу: «Природа и люди» и «Окружающий мир» (З.А.Клепинина, Н.И.Ворожейкина), «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков), «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова и др.), «Окружающий мир. Мир и человек» (А.А.Вахрушев и др.), «Окружающий мир» (О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин), «Окружающий мир» (И.П.Товпинец), «Мы и окружающий мир» (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков), «Окружающий мир» (Е.Н.Букварева, Е.В.Чудинова).
|