1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом требований ФГОС)
Цель изучения дисциплины: дать представление магистрантам о геополитических процессах как специфического социального феномена и основных закономерностях геополитики, характерных чертах особенностях национальных геополитических школ, а также комплексном характере геополитики в единстве теории, истории и права.
Задачи изучения дисциплины:
1. изучить во взаимосвязи процесс возникновения геополитических отношений и международного права, основные тенденции и типы их взаимодействия в процессе исторического развития общества;
2. изучить взаимосвязь геополитики, международной политики и правотворчества;
3. выявить истоки и предпосылки современного взаимовлияния и взаимодействия геополитики и международного права в России;
4. сформировать у магистрантов представление о политических факторах, определяющих специфику эволюции геополитической основы международных отношений, международного права в различные исторические эпохи и на современном этапе развития России;
5. расширить политико-правовой кругозор магистрантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
6. выявить сущность, структуру, общие закономерности геополитического процесса и определить его акторов, ресурсы, а также основные типы контроля пространств.
7. изучить основные этапы исторического развития геополитики как науки, обращая особенное внимание на развитие геополитики в России.
8. проанализировать особенности геополитического процесса в основных регионах мира и определить специфику геополитического статуса современной России.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Магистрант должен знать:
1. фактический материал, характеризующий процесс возникновения и развития геополитики и международного права;
2. основные политико-правовые факты, события, а также существующие в научной литературе концептуальные подходы к проблеме соотношения геополитики и международного права;
3. характерные черты и особенности соотношения геополитики, международных отношений и международного права в различные исторические периоды;
4. геополитическую и правовую терминологию, необходимую для формирования профессиональной правовой и политический культуры. | Магистрант должен уметь:
1. провести сравнительный анализ геополитических и международных отношений, международного права в различные исторические периоды развития России;
2. логически грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по геополитическим и политико-правовым проблемам;
3. самостоятельно работать с научной и учебной литературой по геополитике и истории международных отношений, международному праву;
4. раскрывать особенности взаимодействия геополитики и международных отношений России в контексте исторического развития;
5. свободно оперировать политико-правовой терминологией при анализе геополитических и правовых отношений.
| Магистрант должен владеть: 1. основными навыками анализа и сопоставления геополитических концептов, взаимодействия геополитики и права; 2. профессиональной терминологией, связанной с правовыми аспектами геополитики.
| Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Актуальные проблемы теории государства и права.
История политических и правовых учений
Сравнительное правоведение
|
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (магистры самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Семинары
|
|
| 24-31
| 6
| 3
| Модуль 1 «Предметное поле и методология современной геополитики»
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1, ОК-3
| 24-25
| 2
| -
| Тема 1. Предмет и метод геополитики.
Предмет и метод геополитики. Смена парадигм в геополитике и проблема метода.
Современная информационная революция и задачи геополитики.
Стратегическое значение цивилизационного анализа в современной геополитике.
Социокультурный фактор в формировании современной геостратегии.
Феномен сверхдержавности в геополитике XXI века.
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1,
ОК-3
| 24-27
| 2
| 1
| Тема 2. Основные направления и школы геополитики.
Классические европейские геополитические концепции. Политическая география Ф. Ратцеля. Модель «континентальной геополитики» Р. Челлена. Модель «срединной Европы» Ф. Науманна. Геополитическая антропология В. де ля Бланша. Европейская геополитика и нацизм (К. Хаусхофер, К. Шмитт).
Современная континентально-европейская геополитика. Геополитическая школа «новых правых». Европейский мондиализм.
Классические англо-американские геополитические концепции.
Современная англо-американская геополитика. Атлантизм как основное направление американской геополитики. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Мондиализм и парадигма однополярного мира.
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1,
ОК-3
| 28-29
| 1
| 1
| Тема 3: Русская школа геополитики.
Власть пространства: русское «месторазвитие».
Власть человека над пространством: антропогеографические детерминизм.
Власть цивилизации: закон сохранения геополитических сил.
Власть континента: Россия – Евразия.
Контроль над пространством: модель «от моря до моря».
Геостратегия для России.
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1, ОК-3
| 30-31
| 1
| 1
| Тема 4: Национальные интересы, национальная безопасность и внешняя политика России.
Национальные интересы как «общие интересы нации».
Информационный уровень национальной безопасности.
Современная стратегия национальной безопасности России.
Современная концепция внешней политики Российской Федерации.
Контрольная работа по итогам освоения модуля №1
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1,
ОК-3
| 32-41
| 8
| 3
| Модуль 2 «Геополитическая карта современного мира»
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1, ОК-3.
| 32-33
| 2
| -
| Тема 5. Россия в новой системе международных отношений.
Геополитические последствия распада СССР для России.
Новое геополитическое качество России.
Россия и США.
Россия и североатлантический альянс.
Российско-китайские отношения на рубеже веков.
Геополитическое будущее России.
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1,
ОК-3.
| 34-35
| 2
| 1
| Тема 6. Новые геополитические реальности Восточной Европы.
Новая восточноевропейская геополитическая реальность.
Восточная Европа.
Россия и страны Прибалтики.
Калининградский анклав, его роль в геополитике России.
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1,
ОК-3.
| 36-37
| 2
| –
| Тема 7. Геополитические процессы в Западной Европе. Тенденции трансформации современных геополитических интересов стран Западной и Средней Европы.
Процессы интеграции в Европе как фактор геополитики.
Объединение Германии, его последствия для страны и Европы в целом.
Балканы – «пороховая бочка» Европы.
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1,
ОК-3.
| 38-39
| 1
| 1
| Тема 8. Новая геополитическая динамика на постсоветском пространстве.
Российско-украинские отношения.
Россия – Белоруссия: начало интеграции?
Россия – Казахстан: что впереди?
«Кавказский узел»: современная геополитическая ситуация.
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1,
ОК-3.
| 40-41
| 1
| 1
| Тема 9: Проблемы геополитики современного мира
Геополитика террора: анализ проблемы и поиски основных решений.
Панидеи в современной геополитике: концептуальный синтез в эпоху информационной революции.
«Цветные революции» как технологии передела власти в современной геополитике
Контрольная работа по итогам освоения модуля №2
| Д, Э, ПБ, И.
| ОК-1,
ОК-3.
| |