Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 354.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации13.01.2014
Размер354.74 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2






Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа курса Философия для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра




Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"

Факультет истории
Программа дисциплины

Философия
для направления 030600.62 "История" подготовки бакалавра

Курс 2

Модуль: 1-2 модули 2013-2014 уч.г.

Автор программы:

Демин М.Р., канд. филос. н., доцент




Одобрена советом факультета истории «___»____201 г
Утверждена председателем совета факультета истории «___»____201 г
А. М.Семенов _______ подпись


Санкт-Петербург

2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Курс «Философия» читается по направлению 030600.62 "История" на 2-ом курсе бакалавриата.

Программа разработана в соответствии с:

• Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального Исследовательского Университета «Высшей Школы Экономики»», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет»

• Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 030600.62 «История»

• Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2013 г.

10Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление студентов с основными проблемами и вопросами философии, а также с философскими концепциями как современной философии, так и истории философии. курс предлагает знакомство и с основными этапами в истории западно-европейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XIX-го века. Однако историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного и методологического подхода, ориентированного, прежде всего, на современное понимание данных проблем и их решений.

Целями освоения дисциплины «Философия» является ознакомление студентов с основными проблемами и философскими концепциями философии, которые разрабатывались философами прошлого и являются предметом размышления современных философов. Как следствие этого курс предлагает знакомство с основными этапами развития западноевропейской философии, начиная с философии древней Греции и вплоть до конца XIX-го века. При этом историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного подхода, методологически ориентированного, прежде всего, на современное понимание философских проблем и предлагаемых сегодня путе их решений.

11Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями


В результате освоения дисциплины студент юридического факультета осваивает следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины студент факультета экономики осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

ОНК-3

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

Чтение первоисточников и комментирующей ли литературы, выступления с докладами, решение задач, участие в дискуссиях, выступления с докладами, выполнение контрольных работ.

Инструментальная


ИК-1



Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности



Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия.

Социально-личностная


СЛК-1

Убедительно оформить

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе

Семинары, доклад, дискуссия

Социально-личностная

СЛК-2

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Семинары, доклад, дискуссия

Профессиональная

ПК-4


Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии

Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом, эссе/реферат, творческое задание

Профессиональная

ПК-11

    Знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности



Лекции, семинары, подготовка рефератов, доклады

Профессиональная

ПК-12

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

Чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная

ПК-13

Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний

Доклады, презентации, дискуссии, конспекты, эссе/рефераты

Профессиональная

ПК-14

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы


12Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс «Философия» читается по направлению 030600.62 "История" на 2-ом курсе бакалавриата и является базовой дисциплиной. Преподается студентам факультета истории в течение 2-х модулей.

13Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

13

2

1




10

2

Античность: интерес к философии и философский интерес

22

6

5




11

3

Средневековье: античное наследие и христианская адаптация

18

4

4




10

4

Возрождение: знание о природе и природа знания

19

2

2




15

5

Новое время: рационализм и эмпирические программы научного знания

20

4

4




12

6

Немецкий идеализм – романитический дух науки

18

4

4




10

7.

Позитивизм и иррационализм

14

2

2




10

8

Послевоенная философия

20

4

4




12




ВСЕГО:

144

28

26




90

14Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(последняя неделя семестра)









*




письменный экзамен 70 мин.

Промежу­точный







*







письменная работа (эссе)




    1. Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль

В ходе курса студенты должны подготовить две основные письменные работы – одно эссе и один реферат. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку темы. Реферат представляет собой изложение какой-либо историко-философской темы на основании одного или нескольких источников, с привлечением научной литературы. Объем реферата (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 6 и не более 8 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста


Промежуточный контроль включает в себя тестовые задания


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов и выставляет результаты в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль за 2 и 3 модули учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,3·Оэссе + 0,7·Одомзадание

Сумма удельных весов равняется единице: ∑ni = 1

Онакопленная = 0,6·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторна

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,6·Оэкзамен + 0,4·Онакопленная
Сумма удельных весов равняется единице: ∑ki = 1, при этом, 0,4 ≤ k1 0,6
Промежуточная оценка за текущий контроль по дисциплине за первый курс рассчитывается следующим образом:
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Однако, студент, по договоренности с преподавателем, может выполнить дополнительные задания для компенсации оценки за текущий контроль.

Студент допускается к сдаче зачета/ экзамена даже при текущей оценке «0» баллов, при этом результирующая оценка состоит только из оценки, полученной на экзамене/зачете.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. Округление при подсчете всех промежуточных оценок происходит до первой цифры после запятой, а результирующей оценки (итоговой) – до целого числа, где, например, балл 6,5 будет округлен до 7 баллов; балл 6,4 будет округлен до 6 баллов.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских и практических занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель, оценивая самостоятельную работу студентов, учитывает правильность выполнения домашних работ и полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0.4* Отекущий + 0.3* Оауд + 0.3* Осам.работа
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Орезульт = 0.6* Онакопл + 0.4 *·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический

Студент допускается к сдаче зачета/ экзамена даже при текущей оценке «0» баллов, при этом результирующая оценка состоит только из оценки, полученной на экзамене/зачете.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. Округление при подсчете всех промежуточных оценок происходит до первой цифры после запятой, а результирующей оценки (итоговой) – до целого числа, где, например, балл 6,5 будет округлен до 7 баллов; балл 6,4 будет округлен до 6 баллов.

15Содержание дисциплины



Тема 1. Введение

Лекция 1. История философии - традиционные смыслы и новые стратегии
История философии: типология методических подходов. Философия и общество: три пути объяснения (философия как Сова Минерва, философия как действие, философское учение как выразитель духа эпохи).

История философии как история «dead white males» – критический взгляд на канон истории философии. Смысловые акценты курса: связь интеллектуальной и социальных практик, внутренняя логика различных философских построений, история философии как часть истории знания.

Периодизация истории философии: древнегреческая философия, эллинистическая традиция, средневековое философствование, философия эпохи Возрождения и Нового Времени, философия Просвещения и немецкий идеализм, интеллектуальные тенденции конца 19 – начала 20 века, философия после Второй мировой войны.

Краткое описание целей и задач курса, тематический план; технические вопросы по организации семинаров, контрольных и заключительного экзамена.


Тема 1.Античность: интерес к философии и философский интерес
Лекция 1. Досократики - удивление природой

  • Интерес к универсальному знанию первых древнегреческих мудрецов-философов и появление новых поведенческих стратегий: а) созерцание как удел избранных – Пифагор. апории Зенона; б) софисты, риторы и философы – автономизация интеллектуальной деятельности.

  • Периодизация античной философии.

  • Агора и Пайдейя – социальный контекст деятельности древнегреческих философов.

Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).

  • Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).

  • Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции.

  • Гераклит Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы.


Лекция 3. Сократ и Платон – от благих поступков к идее блага
Афины – городские публичные пространства для новой философии.

Софисты, риторы и философы – автономизация интеллектуальной деятельности. Общая культура пайдеи. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Сократ – сверхчеловеческие способности афинского мудреца. Поворот исследовательского интереса от природы к человеку. Три особенности философии Сократа: а) разговорный характер б) определение понятий путем индукций в) этический рационализм. Сократ как исторический персонаж и как персонаж воспоминаний Ксенофонта и диалогов Платона. Античная трагедия – Апология Сократа. Сократ как учитель «заботы о себе».

Определение философа в диалоге Платона «Пир». Сократ-Эрос как образец философа в последующей философской традиции. Платоновская Академия: цели платоновской педагогики, стиль жизни в рамках школы. Периодизация диалогов Платана.

Три вопроса теории познания Платона: Как познавать? Что познавать? Как можно быть уверенным в реальности своего познания? Мир чистого истинного бытия и мир чувственно воспринимаемых вещей – концепция двух миров философии Платона. Миф о пещере. Диалог «Менон»: место математики в учении Платона и платоновское определение познания как процесса припоминания. Идеальное государство: теория познания Платона и ее связь с платоновским политическим проектом.
Лекция 4. Физика и метафизика Аристотеля

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа»: анализ изображения античных философов. Почему Аристотель на картине Рафаэля показывает на землю? Платон VS Аристотель: разница эпистемологических стратегий. Критика платоновского метода соединения противоположностей (Критика Платоновской теории идей (Метафизика, кн. XIII–XIV) Проблема опыта.
Метафизика и физика: первая и вторая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука – наука о первых началах и причинах».

«Физика» – анализ категорий, определяющих движение. Космология в трактате «О небе». Аристотелевская картина мира. Понятие "фюсис" у Аристотеля, понятие «естественного» и «искусственного».
Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe (Метафизика, кн. VI–VIII). Учение о dynamis и energeia (IX кн.). Душа как entelecheia тела. Три способности души. Различение деятельного и страдательного ума. Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля (XII кн.).
Блок 1. Античность: интерес к философии и философский интерес
Семинар 1.

Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. / Пер. Лебедева

С.290-291

1.Какие два пути познания предлагает Парменид? Каковы их особенности, чем они отличаются друг от друга?

2. Какими свойствами обладает сущее? Почему выделены именно эти свойства?
Дополнительная литература

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб., 2001. С.161-182
Семинар 2.

Платон Речь Сократа (199с - 212с) // Платон Пир.

  1. Каким изображается Эрот в повествовании Сократа?

  2. Почему в рассказе Сократа Эрот не может не быть философом?

  3. Из каких этапов, согласно Диатиме, состоит «путь любви» и какова его конечная цель?



Платон Апология Сократа (фрагмент)

В чем Мелет обвиняет Сократа? Как Сократ защищается от этих обвинений? Каковы его аргументы?

В чем Сократ видит свою заслугу перед городом? Готовы ли Вы согласиться с ним? Или, возможно, афиняне поступи правильно, осудив философа?
Платон Критон /Сочинения в четырёх томах. Том 1. СПб, 2007 С.119-135.

Почему Сократ не решился на побег из тюрьмы? Согласны ли Вы с аргументацией Сократа?
Дополнительная литература

Адо. П.Что такое античная философия. М., 1999. С. 55-65


Семинар 3. 

 

Платон Государство / Сочинения в четырёх томах. Том 3. Часть 1 СПб, 2007; Книга VII; фрагмент 514 a – 536b  С. 349-378

 

1) Перечислите метафоры, используемые Платоном в мифе о пещере. Как Платон использует их для разъяснения своих философских идей?

2) Философы в роли правителей: pro et contra.

3) Какие предметы должен изучать философ? Объясните их последовательность.

4) В чем, по Платону, суть диалектического метода?

 

Платон Государство  / Сочинения в четырёх томах. Том 3. Часть 1 СПб, 2007; Книга VI; фрагмент 505b - 511e[Идея (эйдос) блага.] С.338-348.

 

1) За что упрекает Главкон Сократа? Как ведет себя Сократ в отношении собеседника?

2) На какие разделы делит Платон область умопостигаемого? При помощи каких способностей разум достигает второго раздела?

3) Как, согласно Платону, идея блага соотносится с истиной?
 

 Поппер К. Открытое общество и его враги  // Чары Платона. Глава 4. Изменение и покой

 

1) Как выглядит в изложении Поппера платоновская модель совершенного государства?

2) Почему Поппер не согласен с оценкой концепции платоновского государства как утопической прогрессисткой программы?   

 

 

Дополнительная литература:

 

Йегер Вернер Пайдейя. Воспитание античного грека. Том II,1997. С. 244-259
Семинар 4
Аристотель. Метафизика./ Пер. А. В. Кубицкого. М.-Л.,1934. С. 19-20


  1. Почему Аристотель утверждает, что все люди от природы стремятся к знанию?

  2. Как Аристотель определяет понятие «опыт»?

  3. В чем, по мнению Аристотеля, заключается ограниченность опыта по сравнению с другими типами знания?


Аристотель Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого. М.- Л.,1934. С.113-139

  1. Что Аристотель вкладывает в понятие «сущее»? Проблемы определения данного понятия.

  2. В чем, по Аристотелю, состоит сложность определений «плаща» и «курносого носа»?

3) Аристотель о возникновении вещей: в чем разница между формой и материей?

4)Как, согласно Аристотелю, сущность соотносится с причиной?
Дополнительная литература:
Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2009. С.194-204

Дополнительная литература к блоку № 1:

Адо. П.Что такое античная философия. М., 1999

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.,2002,

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.

Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2009

Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000.

Дж. Реале, Д. Антисери, Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. СПб., 1997

История греческой философии /Под ред. М. Канто-Спербер. В 2 т. Т.1. – М., 2006.
Тема 2.Средневековье: античное наследие и христианская адаптация
Лекция 5. Между разумом и верой: средневековая интерпретация античного населения

Философия как стиль жизни: философские школы в поздней античности. Философская культура и христианство в эллинистическом мире. Платон и христианство: вопрос о взаимодействии (неоплатонизм, Плотин).

Античное наследие в средневековой Европе и арабском мире. «Линия Платона» и «линия Аристотеля».

Периодизация средневековой философии. Дисциплинаризация знания: университет и его науки.

Аврелий Августин (354-430). Жизнь и сочинения. Путь познания как восхождение разума под руководством веры. Homo interior, «внутренний человек». Отождествление онтологии с теологией. Бог как абсолютная Личность. Учение о Троице («О Троице»). Творение мира. Отношение Творца к творению как вечности и времени. Анализ времени («Исповедь», XI кн.). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Учение о двух Градах («О Граде Божьем»).

Проблема веры и разума: “верю, чтобы понимать” (Августин. Исповедь кн 1, 6.). Анализ тезиса "si fallor, sum" (“если заблуждаюсь, то существую”). Бог и мир в философии Августина (Отношение Творца к творению). Учение Августина о времени и истории (кн 11). Августин о человеке: homo interior («внутренний человек»). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Августин о прекрасном.

Как появился мир? «Тимей» Платона и «Исповедь» (книга 11) Августина. Вопрос о границах рационального познания.
Лекция 6. Между разумом и верой: средневековая интерпретация античного населения 2

Проблема универсалий. Реализм и номинализм в XII в. Обоснование Ансельмом Кентерберийским реального существования общих понятий (универсалий). Гильом из Шампо, Росцелин – начало дискуссии о природе универсалий. Платонизм Шартрской школы. Бернард Шартрский, Гильберт Порретанский. Концептуализм Петра Абеляра (критика радикального реализма Гильома из Шампо).

Фома Аквинский (1225–1274) – крупнейший представитель западной схоластики. Учение о “гармонии веры и разума”, “естественная теология” и доказательства бытия Бога. Теократическая теория государства
Семинар 6. Средневековая философия

Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. /В двух томах (ред.) С.С.Неретина. - Том 2 - М., 2002.
Фома Аквинский Сумма теологии Часть 1. - С.144-161

  1. Как можно охарактеризовать отношение философских дисциплин к учению о «Божественном откровении»? Что Фома понимает под философскими дисциплинами?

  2. Чем «эпистемологические стандарты» божественного учения выгодно отличаются от стандартов науки?


Дунс Скот О первоначале. С.298-301

  1. Изобразите графически все этапы деления сущностного порядка.


Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века // История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья) / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - М.,1996. Фрагмент в приложении


  1. Что представляют собой онтологическими единицы аристотелевской системы? Как языковые структуры, по мнению средневековых философов, связаны с реальным миром?

  2. Из чего состоит логическая структура вещи?

  3. В чем заключается проблема индивидуализации?


Дополнительная литература

Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского М.-СПб 1999 С. 255-271.

Жильсон Э. Шартрская школа //Жильсон Э. Философия в Средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М.: «Республика», 2004. с. 196–210.
Лекция 7 . Возрождение: телескоп и научная революция

Томас Кун и концепция научных революций. Критерии успешности научного открытия Бруно Латура. Научный эксперимент и условность наблюдений.

Проблема разделения естественного и искусственного: концепция Аристотеля и новое понимание в эпоху Возрождения.

Проблема единого и пантеистические тенденции философии Николая Кузанского. Принцип тождества противоположностей. Чувство, рассудок и разум. Проблема причин.

Идея множественности миров Джордано Бруно. Аристотель и Птолемей: геоцентрическая модель вселенной. Николай Коперник и гелиоцентризм. Телескоп, пятна на луне, инквизиция – случай Галилео Галилея.
Семинар 7: Изучение космоса в философском контексте
Птолемей К. Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах /Пер.И.Н.Веселовского. - М.: Наука, 1998, С. 5 - 15.

Обратите внимание на ранжирование Птолемеем философских наук. Какую из наук он признает наиболее точной и почему?

Эксплицируйте аргументы, на основание который Птолемей считает, что Земля «является как бы точкой и не имеет никакого движения».
Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Соч. В 2 т. Т. I. - М.: Мысль, 1979. С. 50-62; 95-115.
Как Вы понимаете фразу Кузанца: «Для самого пытливого человека не будет более совершенного достижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание»?

Как концепция «максимума» связана с эпистемологической программой Николая Кузанского? Можно ли отнести данного философа к скептикам? (За что Кузанский критикует арифметику?)

Опишите устройство Вселенной, согласно Николаю Кузанскому.
Койре А. Галилей и Платон // Койре А.Очерки истории философской мысли. -, М.: Прогресс, 1985; 128-153.

Как Койре характеризует интеллектуальную установку новой науки? Почему он не соглашается с другими характеристиками интеллектуального «сдвига»?

Опишите движение, согласно аристотелевской концепции физики. Какие проблемы возникают с принятием такой концепции движения?

Какие аргументы приводит Койре, утверждая, что, согласно Галилею, новая наука является экспериментальным доказательством платонизма?
Дополнительная литература
Fara P. Cosmos // Fara P. Science: a four thousand year history. – Oxford University Press, 2009. 20-26.

http://books.google.ru/books?id=cGaGVMYaRLsC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
Лавджой А. Великая цепь бытия. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Лекция IV. Принцип изобилия и новая космография

Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Ордине Нуччо. Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно /Пер. с итальянского А. А. Россиуса. — СПб., 2008.

Визгин В. П. Идея множественности миров. — М., 1988. 116-196.


Тема 4.Новое время: рационализм и эмпирические программы научного знания
Лекция 8. Эмпирические программы научного знания

Роль эксперимента у Ньютона. Эксперимент мысленный и реальный.

Университеты Френсиса Бэкона: Тринити-колледже и корпорация Грейс-Инн. Великое восстановление наук и рефлексия над новыми научными институциями. "Новая Атлантида" – бэконовский проект Академии наук. Аристотелевская силлогистика и «новый органон.

Бэкон о выборе правильного пути познания. Учение Бэкона об индукции. Элиминативная (исключающая) индукция как главный метод познания природы. «В исключении заложены законы подлинной индукции» (Бэкон). Механизм индукции. Таблицы представления частных случаев разуму. Вспомогательные методы индукции. Трудности бэконовского понимания индукции. Бэкон как «философ индустриальной науки» (Б. Фаррингтон).

Центральное положение науки о человеке в структуре человеческого знания. Психологический атомизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Теория идей-копий. Роль принципа ассоциации в философии сознания Юма. Репрезентативная теория абстракции. Проблема существования внешнего мира в философии Юма. Критика понятия причинности. Критика понятия субстанции. Учение Юма об аффектах. Учение Юма о религии и морали. Концепция индукции у Юма и Парадокс Гудмана (новая загадка индукции).

Лекция 9. Рационализм и политическая философия Нового времени

Локк и Монтескье: развитие идей в американской конституции. Радикальный эмпиризм и скептицизм как теоретическая основа философии Дэвида Юма (1711–1776).

Джон Локк как основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Концепция философии как «подмастерья науки» и сдвиг к теоретико-познавательной ориентации в философии Локка. Критика учения о врожденных идеях и обоснование Локком эмпиризма как философской программы. Учение Локка о чувственном опыте как источнике человеческого познания.

Метафора города в философии Декарта. Значение переворота Декарта для европейской культуры. Значение Декарта как философа природы. Атомы и пустота. Содержание и цель философского проекта Декарта. Шесть шагов метафизических размышлений Декарта. Учение о методе, принцип методического сомнения. Cogito ergo sum, принцип абсолютной достоверности мышления для самого себя.

Проблема универсалий: реалисты и номиналисты. Дуализм в философии Декарта: сознание как «вещь мыслящая», тело как «вещь протяженная». Рационализм и эмпиризм: основные представители. Проблема первичных и вторичных качеств. Фундаментальные проблемы философии сознания: психофизическая проблема и способы ее решения; проблема солипсизма. Современная аналитическая философия о «мифе Декарта».

Семинар 8. : Индуктивный и дедуктивный метод.

Бэкон Ф. Новый органон // Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1972. С. 7—82.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Юм Д. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. С. 5—170.

Декарт Р. Размышления о первой философии. Части 1-2.

1) Зачем Декарту нужно сомнение? Чем декартовское сомнение отличается от обычного сомнения?

2) Почему я, по Декарту, никогда не могу вообразить себе нечто совершенно новое? Как это связано с преимуществами, которые Декарт признает за геометрией и арифметикой перед всеми другими науками?

3) Для чего Декарт вводит в свои рассуждения «могущественного злокозненного обманщика»?

4) Что показывает взятый Декартом пример с воском?
Дополнительная

Гудмен Н. Новая загадка индукции // Гудмен Н. Способы создания миров, М.,2011. 61-78

Дмитриев Т.А.Нельсон Гудмен // Философы двадцатого века. Кн. II. – М.: Искусство XXI век, 2004. С. 103—122.
Дополнительно:

Millican P. General Philosophy Lecture 2

http://www.philosophy.ox.ac.uk/podcasts/general_philosophy

Семинар 9. Политическая философия Нового времени

Основная литература:

Гоббс Т. Левиафан(любое издание). Часть 2 («О государстве»).
Локк Дж. Два трактата о правлении(любое издание). Книга вторая.
Кейс:

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (Соединенные Штаты Америки: Конституция

и законодательство. Под ред. О.А.Жидкова. Перевод В.И.Лафитского. М.: Прогресс, Универс, 1993)
Дополнительная

Яковлев А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина,М.: Института Гайдара, 2013

Общая литература к блоку:
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000

Исаак Ньютон: Последний из магов - Isaac Newton: The Last Magician (Ренни Бартлет / Renny Bartlett) BBC 2013
Богуславский В. М. Скептицизм XVI – XVII вв. // Ойзерман Т. И. (Отв. ред.). Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 440–474.

Асмус В. Ф. Декарт. М.: Высшая школа, 2006. Гл. 8–9.
Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. – М.: ИФ РАН, 2007. Гл. 1.

Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков. – М.: Высшая школа, 2004. Раздел 2: Европейская философия XVII века.

Тема 5.Немецкий идеализм – романистический дух науки

Лекция 10. Идея чистого разума Иммануила Канта
Немецкий идеализм как интеллектуальная традиция. Философские идеи и их реализация в реформе немецких университетов.

Жизненный путь и сочинения И. Канта: докритический и критический периоды. Понятие априорного и апостериорного в кантовской теоретической философии. Всеобщие формы чувственности – пространство и время. Рассудок. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция и проблема схематизма.

Трансцендентальная апперцепция.

Чистый разум и идеи чистого разума. Учение о видимости. Паралогизмы и антиномии чистого разума. Идеал чистого разума.

Моральный закон: этическая концепция Канта.

Лекция 11. Философия как система и идея университета
Концепция чистого разума и философия сознания в немецком идеализме. Концепция «Я» Фихте. От натурфилософии Шеллинга к «Науке логики» Гегеля: принцип тождества мышления и бытия. Концепция познания и абсолютный дух. Человеческая история и движение философии духа в учении Гегеля.

Идеалистическая философия как теоретическое основание нового университета. Место философии в университете. Университет и его высшие и низший факультеты. Философский факультет – низший, но свободный. Спор факультетов – версия Канта (1798). Философ как поэт и государственный служащий.
Семинар 10.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 73—105; 105—124; 127—154; 154—168; 172—179; 181—205; 336—339; 340—342; 344—347; 354—355; 362—363; 367—368; 389—391; 399—411; 432—441; 458—463; 475—502; 544—556; 586—591. Электронный вариант книги размещен в Интернете по адресу: http://www.psylib.ukrweb.net/books/kanti02/index.htm

Дж. Э. Мур «Доказательство внешнего мира» (отрывки), в кн. Аналитическая философия. Избранные тексты, с. 66-69, 81-84.

Скратон Р. Кант. Краткое введение М., 2006
Семинар 11.

Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Лекция 4.

Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. С.217-264.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972.-668с.-(Философское наследие. Т.49).-С.235-267

Гегель Философия права. Введение 44-56// Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — (Философское наследие).

Общая литература к блоку
Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35). С. 65-78.

Гайденко П. П. Жизнь и творчество Иоганна Готлиба Фихте // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995. С. 6-70.


Тема 6. Позитивизм и иррационализм
Лекция 12.

От науки логики к логике науки - трансформация философского интереса. Шопенгауэр и идея бессознательного. Академическая этика и критика сциентизма.

Пять основных вопросов философии науки. Культурный контекст развития философии науки в 20 веке и проблема демаркации философского знания.

Подходы к изучению языка в философии двадцатого века: немецкая, французская и англо-саксонская традиции. Герменевтика как наука о понимании: от Ф. Шлейермахера к М.Хайдеггеру. «Пишущий субъект», который не перестает исчезать, концепция письма М.Фуко.
Семинар 12.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735
Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле // Ницше. Философия в трагическую эпоху. М.: REFL-book, 1994. С. 254-266.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — эго гуманизм(любое издание).
Маркс К. Двенадцать тезисов о Фейербахе(любое издание).
Тема 7. Послевоенная философия
Лекция 13. Философия языка и проблема смысла

Г. Фреге и обоснование философско-лингвистических методов анализа. Концепция логики Г. Фреге и философские идеи раннего Л. Витгенштейна. Логическая структура языка и онтологическая структура мира. «Атомарные» и «молекулярные» предложения. Гносеологические принципы Венского кружка. Две необходимые процедуры в деятельности ученого – концепция развития научные теорий логического позитивизма. Процесс верификации и чувственное содержание научных предложений.

Поворот от логических моделей философско-лингвистического исследования к анализу повседневных языков. Языковые игры позднего Витгенштейна. Теория речевых актов Дж. Остина. Перформативы и констативы. Говорение как действие. Локутивные, иллокутивные и перлокутивные речевые акты.

Лекция 14. Философия после 1945 и философия науки
Критический рационализм К. Поппера. Критика верификационизма и доктрины «протокольных предложений». Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знания. Фальсификационизм и развитие науки. Концепция «третьего мира». Социально-политические воззрения Поппера. Критика историцизма и марксизма.

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Т. Кун о «научных революциях». «Парадигма» и «нормальная наука». Проблема несоизмеримости научных теорий. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

П. Фейерабенд и его работа “Против метода”. Краткая биография П. Фейерабенда. Принцип anything goes. Внерациональные методы убеждения в науке. Наука и “ненаучные” системы знания.
Семинар 13. Философия языка
Дж. Остин, Как производить действия при помощи слов (Лекция 1), в кн. Дж. Остин, Избранное. М., 1999, с. 15-23.

  1. Поясните, что подразумевает Остин под понятиями констатив и перформатив?

  2. Как возможно, что употребление некоторых предложений является частью поступков?


Р.Карнап Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.

  1. Изложите номиналистическую и реалистическую точки зрения, сформулированные Карнапом? Какой выход из спора номиналистов и реалистов предлагает Карнап?

  2. Что такое языковой каркас? Примеры каких систем приводит в своем исследовании Карнап?


1.Кейс: Л. Рубинштейн «Случай из языка»
Дополнительная литература

Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003

Пассмор Дж. Сто лет философии, М., 1999

Семинар 14. Философия науки

Поппер К. Логика и рост научного знания, М., 1983

Лакатос И. Методология исследовательских программ, М., 2003

Кун Т. Структура научных революций, М., 2003
Дополнительная

Хагнер М. История науки. Введение // Наука и научность в исторической перспективе (под ред. Александров А., ХагнерМ.). СПб., 2007 С.8-36.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск