Дисциплина Б.3.В.5. «Первобытное общество»
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сроки практики: 16 сентября – 20 октября 2013 г. (5 недель)
Цель педагогической практики – приобретение и осознание студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении основных функций учителя истории, а также классного руководителя:
ознакомить студентов с современным состоянием исторического образования школьников;
способствовать зарождению и закреплению интереса к профессии учителя истории, развитию индивидуальных способностей и устойчивых профессиональных умений каждого студента на основе вузовской подготовки;
ознакомить студентов с системой учебной и внеурочной работы учителя истории в базовых школах;
способствовать закреплению и совершенствованию профессионально-значимых для будущего учителя качеств: потребности в самообразовании, умений использовать теоретические знания для решения конкретных задач, навыков исследовательского подхода к педагогическому процессу, опыта творческой деятельности, методических профессиональных умений учителя истории;
Задачи педагогической практики:
В период педагогической практики студенты должны:
- познакомиться со структурой и содержанием школьного образовательного процесса по истории, с особенностями работы учителя истории и обществознания;
- освоить разнообразные формы образовательного взаимодействия с учениками; научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении методики преподавания истории и психолого-педагогических дисциплин;
- научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий по истории, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;
- приобрести начальный опыт ведения научно-методической и опытно-экспериментальной педагогической деятельности;
- ознакомиться с опытом работы учителей истории и смежных дисциплин, использовать в собственной педагогической деятельности наиболее эффективные приемы и методы обучения;
- получить навыки организации индивидуальной работы с учащимися;
- научиться осуществлять самоанализ проведенных уроков истории и рефлексию своей педагогической деятельности. Требования к содержанию учебно-воспитательной работы практиканта и отчетной документации. Объем работы студентов-практикантов по истории.
Провести первоначально с методической помощью учителя, а затем самостоятельно все уроки истории в закрепленном классе, согласно Базисному учебному плану, основной образовательной программе и школьному расписанию занятий. (Не менее 8-и уроков). Осуществить самоанализ проведенных уроков истории. (Схему самоанализа урока см. в Приложении № 1).
Посетить все уроки истории студентов-практикантов в своей параллели классов и не мене четырех уроков школьных учителей истории по месту прохождения практики.
Принять активное участие в организации внеклассной работы по истории (согласно плану методического объединения учителей истории школы или по собственной инициативе). Возможна групповая подготовка и проведение внеклассной работы студентами, работающими в одной параллели классов.
Провести работу в кабинете истории (систематизация учебно-наглядных пособий, оборудование или оформление кабинета по заданию учителя и т.п.).
Подготовка наглядных пособий, дидактических материалов и иных образовательных ресурсов к текущим урокам истории.
Разработать и провести урок или внеурочное мероприятие по краеведению.
В завершении педагогической практики провести итоговое анкетирование учащихся своего класса с целью выявления мнений учеников о педагогической деятельности практиканта (Примерные вопросы для итогового анкетирования и рекомендации по обработке анкетных данных см. в Приложении № 3).
Перечень отчетной документации студентов-практикантов.
Учетная карточка, содержащая сведения по предмету и классному руководству, характеристики по учебной и воспитательной работе со школьниками, оценку практической деятельности студента и заверенная подписью директора и печатью образовательного учреждения.
Рабочие планы- конспекты всех проведенных уроков истории.
Разработка урока или внеклассного мероприятия по краеведению.
Анализ результатов итогового анкетирования учащихся с приложением опросника и отдельных анкет учащихся, иллюстрирующих общие выводы.
Итоговая рефлексия собственной педагогической деятельности.
Оцените полученный педагогический опыт по следующим основаниям:
Сформулируйте основные результаты своей профессиональной деятельности по предмету: чему Вы научились в хорде педагогической практики?
Составьте перечень главных трудностей в процессе работы по предмету.
С помощью ниже приведенных позиций определите, какими качествами, необходимыми учителю истории, Вы обладаете? Какими нет? Знаком «+» отметьте качества, ярко появившиеся в Вашей работе в ходе практики. Знаком « - » качества, проявившиеся слабо или не проявившиеся совсем:
- умение понимать ученика (эмпатия)
- умение доходчиво объяснять
- справедливость
- умение владеть собой
- умение целенаправленно планировать урок, творчески подойти к разработке урока
- эрудиция, глубокое знание предмета
- доброжелательность
- толерантность
- профессиональная ответственность
- педагогический оптимизм
- требовательность
- эмоциональность, владение искусством речи
- владение дидактическими приемами, умение организовать различные виды познавательной деятельности учащихся во всех звеньях учебного процесса
- умение владеть вниманием учеников, организовать обратную связь
- умение анализировать урок по содержанию, методам проведения, организации учебной деятельности учащихся
- организаторские умения
- терпение
6. Сформулируйте свои педагогические и методические заповеди. !!! Отчетная документация должна быть подготовлена и сдана факультетскому руководителю в течение трех дней после окончания педагогической практики.
Приложение № 1. Схема самоанализа урока истории.
Определение типа, целесообразности избранной формы проведения урока.
Постановка целей урока, обоснование образовательных, развивающих и воспитательных задач урока.
Целесообразность и результативность методов. Приемов и средств обучения для достижения поставленных целей урока.
Определение эффективности использования на уроке средств активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Анализ и оценка учебной деятельности учащихся на уроке.
Результативность средств и методов деятельности учителя для достижения целей урока (аргументы).
Общая оценка проведенного урока. Определение положительных качеств урока. Какие ошибки и недостатки Вы заметили? Как их можно исправить?
Приложение № 2. Примерные критерии оценки уроков студентов-практикантов. «Отлично» выставляется при условии:
1. Четкого и продуманного плана построения урока.
2. Сочетания научности с доступностью и эмоциональностью изложения материала.
3. Высокой познавательной активности учащихся на уроке,
4.Объективной оценки учителем-практикантом знаний и умений учащихся.
5. Обеспечения работы учащихся в ходе урока дидактическим материалом. Использования на уроке целесообразно подобранных наглядных пособий, исторических документов, дополнительных источников информации, обучения учащихся приемам работы с ними.
6. Грамотной речи практиканта.
«Хорошо» выставляется:
При наличии всех качеств отличного урока, но при этом наблюдается допущение практикантом отдельных, не особенно существенных недочетов и ошибок в процессе проведения урока.
«Удовлетворительно» выставляется за урок, в котором:
1. Отсутствует достаточно четкое и продуманное построение.
2. Излагаемый материал не выхолит за рамки учебника, рассказ маловыразительный и малопонятный ученикам.
3. Знания и умения учащихся оцениваются недостаточно объективно.
4. Практикант мало работает с классом, слабо активизирует познавательную, мыслительную и творческую деятельность учащихся.
5. Мало использует наглядные и аудиовизуальные средства обучения, исторические тексты и другие возможные источники исторической информации.
6. Допускает существенные нарушения норм литературного языка и культуры речи.
«Неудовлетворительно» выставляется за урок, в котором:
1. Не достигнуты поставленные цели урока.
2. Грубо нарушены основные методические требования построения и ведения урока. Приложение № 3 Примерные вопросы для итогового анкетирования учащихся.
1. Какие из проведенных уроков тебе запомнились и понравились больше всего? Почему?
2. Были ли уроки, которые тебе не понравились? Какие? Чем они тебе не понравились?
3. Было ли тебе на моих уроках: интересно, скучно, трудно, непонятно объяснение (нужное подчеркнуть)
4. Достаточно ли справедливо я оценивал (а) ваши знания и умения?
5. Какие пожелания по проведению уроков хотите высказать? Форма обработки анкетных данных.
Вопрос: Какие из проведенных уроков тебе запомнились и понравились больше всего?
1. Указать темы уроков, которые понравились всем учащимся.
2. Указать темы уроков, которые понравились большинству учащихся (кол-во уч-ся).
3. Указать темы уроков, которые понравились отдельным учащимся (кол-во уч-ся).
4. Ни один урок не запомнился (кол-во учащихся)
5. Все уроки понравились (кол-во учащихся). Вопрос: Почему понравился и запомнился урок? (укажите % учащихся, отметивших данную черту):
1. Интересная тема и рассказ учителя
2. разнообразные формы работы на уроке
3. необычная форма проведения урока
4. На уроке приходилось думать, рассуждать
5. Много работали самостоятельно
6. Четкость в проведении урока, все понятно.
7. другие черты Вопрос: Были ли уроки, которые тебе не понравились? Какие?
1. Указать темы уроков, которые не понравились всем учащимся.
2. Указать темы уроков, которые не понравились большинству учащихся (кол-во уч-ся).
3. Указать темы уроков, которые не понравились отдельным учащимся (кол-во уч-ся).
4. Нет уроков, которые не понравились (кол-во учащихся)
5. Все уроки не понравились (кол-во учащихся). Вопрос: Почему не понравился урок? (укажите % учащихся, отметивших данную черту):
1. Трудная и не очень интересная тема урока
2. Непонятное объяснение учителя
3. Скучно на уроке
4. Плохая дисциплина на уроке
5. Другие черты. Вопрос: Какие пожелания по проведению уроков хотите мне высказать?
Пожелания (укажите % учащихся, высказавших данное пожелание):
- лучше знать материал
- не ограничиваться только учебником
- интереснее и понятнее объяснять материал
- разнообразить формы работы на уроке
- четче строить урок
- быть объективнее в выставлении оценок
- чаще спрашивать
- быть смелее, не бояться учеников
- быть строже к учащимся
- быть доброжелательнее
- вести внеклассную работу по предмету
- другие пожелания (какие)
- не высказано никаких пожеланий
Не забудьте сделать выводы и обобщения по результатам анкетирования.
|