Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 273.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации14.01.2014
Размер273.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2
Дисциплина Б.3.В.5. «Первобытное общество»
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цели освоения дисциплины:

усвоение студентами базовых процессов, закономерностей и феноменов антропогенеза, становления и эволюции форм доклассового общества, возникновения первых социально-стратифицированных систем.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «Первобытное общество» изучается в первом семестре. Для ее освоения необходимы:

  • знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);

  • владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;

  • общее понимание хода и направленности истории человечества.

Материал дисциплины «Первобытное общество» изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:

  • «Археология»

  • «История древнего мира»

  • «История России (до ХХ в.)»

  • «Этнология»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • основные процессы, закономерности и феномены антропогенеза, становления и эволюции форм доклассового общества, начала процесса этатогенеза и возникновения первых социально-стратифицированных систем;

  • отражение этих процессов в исторических источниках;

  • содержание основных этапов и современного состояния наук о первобытности.

2) Уметь:

  • самостоятельно осмысливать и профессионально транслировать полученные знания;

  • самостоятельно определять и реализовывать индивидуальный маршрут освоения материала дисциплины.

3) Владеть:

  • навыками самостоятельного поиска источников информации;

  • основными методами и практиками профессионального анализа и научной критики исторических источников.


Объем дисциплины и виды учебной работы.

п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1

05010.62 «Педагогическое образование» (профиль «История» «Право»)

1

1

108/3

60

12

24

36




12/36

экзамен

Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




наименование раздела/темы

количество часов

всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

СМ

СР

1

Введение в историю первобытного общества

2

2





Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА













2

Источники по истории первобытного общества.

2

2





3

История науки о первобытности.

10

2

8

2

4

Хронология и периодизация первобытного общества.

2

2





5

Происхождение человека.

12/4

4

8

2

Раздел II. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА













6

Праобщина (первобытное человеческое стадо).

4

4





7

Первобытная родовая община.

8/4

4

4

1

8

Первобытная соседская община. Разложение первобытных отношений.

10

4

6

2

9

Первобытные общества и цивилизация.







1

10

Культура первобытного общества

10/2



10

2




ИТОГО:

60/12

24

36

12


2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
1. Семинарские занятия
Подготовка к семинарскому занятию
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза. Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:

  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в основной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.
2. Письменные работы
1. Контрольная работа

Контрольная работа выполняется в форме небольшого самостоятельного исследования по одной из предложенных тем. Они с достаточной степенью детальности охватывают основные разделы дисциплин и входящие в них частные вопросы. Предлагаемый перечень тем является, тем не менее, ориентировочным: он может быть дополнен или частично изменен.

Содержание контрольной работы составляет письменное изложение избранной студентом темы и всех составляющих ее содержание вопросов. Т.о., контрольная работа является письменным изложением результатов самостоятельного исследования студентом источников и специальной литературы по избранной им теме. Не допускается пересказ в контрольной работе материала учебников или простое перечисление общеизвестных данных.

Студенту необходимо внимательно ознакомиться с полным перечнем тем для контрольных работ. При этом особое внимание следует обратить на то, какие вопросы подлежат изложению в данной теме и как расположить их в логической последовательности.

Выполнение работы необходимо начинать с четкого осмысления темы и составления чернового плана работы, в который следует включить наиболее значимые вопросы для исчерпывающего раскрытия темы.

Следующим этапом подготовки контрольной работы является анализ перечня источников и литературы по избранной теме. В его ходе студент должен уяснить содержание основных вопросов темы, их соотношение с материалом источников и литературы.

Далее следует переходить к изучению специальной научной литературы по теме работы. В ходе знакомства с ней студент должен осмыслить основные аспекты темы контрольной работы, степень ее изученности и трактовки в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д. При этом следует делать соответствующие выписки: фиксировать необходимую информацию в виде цитат, текстовых выдержек, кратких конспектов, соотнося их с тем или иным вопросом – пунктом плана.

Завершающими этапами работы должны быть обобщение полученной информации по каждому из вопросов плана, расположение ее в логической последовательности и изложение в чистовом варианте. Особое внимание при написании работы необходимо обращать на корректность построения фраз и использование принятой научной терминологии.

По своему содержанию контрольная работа должна полностью раскрывать избранную тему, строится на основе использования значительного числа источников и научной литературы.

Объем работы должен составлять примерно 8 страниц печатного текста формата А–4 или его эквивалент в рукописном варианте (приблизительно 14 страниц рукописного текста).

Контрольная работа должна включать в себя следующие составные части:

1) титульный лист;

2) план;

3) краткое введение;

4) содержание;

5) краткое заключение;

6) список источников и литературы.

План контрольной работы должен максимально полно охватывать содержание ее темы; вопросы плана являются, таким образом, ее тематическими разделами. При необходимости допускается составление сложного плана, в котором большие вопросы подразделяются на подпункты. Вместе с тем, не следует перегружать план работы большим количеством пунктов.

Введение к контрольной работе должно содержать цели и задачи работы, постановку темы и обоснование плана работы (каково научное значение данной темы, ее место в дисциплине, какие аспекты составляют содержание данной проблемы и т.д.). Объем Введения не должен превышать двух страниц.

Основная часть работы выполняется в строгом соответствии с заявленным планом и отражает ход исследования автором данной темы на основе изучения источников и литературы. Следует избегать изложения в основной части общих вопросов учебного курса либо искусственно расширять объем рассматриваемого материала. В тексте работы обязательно указывают названия пунктов плана. Изложение материала должно сопровождаться ссылками на источники и научную литературу. Основная часть в тексте работы никак не обозначается; обозначение имеют только её составные части (пункты или подпункты).

Заключение контрольной работы должно включать в себя четко сформулированные выводы, полученные автором в ходе исследования темы. Заключение не должно содержать принципиально новую информацию, которая отсутствует в основной части, либо заново повторять содержащийся там материал. Цель Заключения – экономичная и емкая формулировка основных результатов исследования. Рекомендуемый объем Заключения – не более двух страниц.

Список источников и литературы размещается на последней странице и оформляется в строгом соответствии с современными правилами библиографического описания.

Контрольная работа должна содержать легко читаемый текст. Он размеща­ется в простой тетради на обеих сторонах страниц с соблюдением полей (не более 2 см) и сквозной нумерацией в правом верхнем углу страницы, либо на стандартных листах формата А-4 в скрепленном виде, исключающем потерю листов. На первой странице размещается титульный лист, содержащий фамилию, имя и отчество студента, его учебную идентификацию (факультет, направление подготовки, группа), название дисциплины и темы работы.

Каждый раздел контрольной работы должен начинаться на отдельной странице, название раздела (пункта) следует выделить, его формулировка должна строго соответствовать той, которая указана в плане работы.

На последней странице основной части контрольной работы выставляются дата ее выполнения и подпись автора.

Ссылки на источники и литературу, а также список использованных в контрольной работе источников и литературы должны быть организованы в соответствии с установленными правилами.
Примерная тематика контрольных работ


  • Первобытные традиции в современном обществе.

  • Предыстория человечества в концептуальных циклических моделях античной мысли (на выбор: Гесиод, Т. Лукреций Кар, Полибий).

  • Античные авторы о синхронных первобытных народах (Геродот, Тацит).

  • Христианская доктрина Творения человека у истоков средневекового креационизма. «Образ и подобие Бога» в трудах раннехристианской патристики (на выбор: Ириней, Ориген, Тертуллиан, Августин, Каппадокийская школа).

  • Первобытное общество в трудах европейских Просветителей XVII – XVIII вв. (на выбор: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Мабли, Д. Вико, Д. Локк, И.-Г. Гердер, Г.Э. Лессинг).

  • Европейская наука XVIII – первой половины XIX вв. о социальных структурах первобытности (на выбор: А. Фергюссон, И.-Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан).

  • Л.Г. Морган о сущности и признаках первобытного рода.

  • Сущность и границы применения теории естественного отбора Ч. Дарвина.

  • «Трудовая теория» Ф. Энгельса о факторах антропогенеза.

  • Синтетическая теория эволюции: история и современность.

  • Г.Н. Матюшин о морфологии и происхождении австралопитековых приматов.

  • Б.Ф. Поршнев о происхождении человечества.

  • Дискуссионные вопросы истории первобытного общества в советской науке (1950 – 80-е гг.).

  • Основные периодизации первобытной истории: достоинства и недостатки.

  • Концепция «неолитической революции» Г. Чайлда.

  • Концепция «неолитической революции» М. Салинз.

  • Концепция возникновения производящего хозяйства Д. Даймонда.

  • Петроглифы на территории Кольского полуострова: источниковедческий анализ.

  • Основные стоянки первобытных людей на территории Кольского полуострова: компаративный анализ.

  • Неолит Кольского полуострова: общая характеристика археологических культур.


2. Конспект
Конспект – это вид вторичного текста, содержащий краткое, но емкое изложение содержания первичного текста. Объем конспекта – не менее 20 страниц рукописного текста.

Перечень монографий для конспектирования


  • Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. − М.;Л., 1966.

  • Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. − М., 1972.

  • Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. − М., 1978.

  • Алексеев В.П. Становление человечества. − М., 1984.

  • Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. − М.;Л., 1966.

  • Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. − М., 1967.

  • Бадер О.Н. Каповая пещера. − М., 1965.

  • Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. − Л., 1979.

  • Бурлак С. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. − М., 2011.

  • Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo Sapiens. − Л., 1968.

  • Гродницкий Д. Л. Две теории биологической эволюции. − Саратов, 2002.

  • Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. − Мурманск, 1982.

  • Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. − СПб., 1997.

  • Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. − М., 2002.

  • Ефименко П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического времени. − Киев, 1953.

  • Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. − М., 1986.

  • Кастере Н. Полвека под землей. − М., 1975.

  • Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка. − М., 1977.

  • Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. − Л., 1991.

  • Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. − М., 1976.

  • Массон В.Н. Экономика и социальный строй древних обществ. − Л., 1976.

  • Матюшин Г.Н. У истоков человечества. − М., 1982.

  • Морган Л.Г. Древнее общество. − М., 2001.

  • Мочанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человека. − Новосибирск, 1992.

  • Окладников А.П. Открытие Сибири. − М., 1979.

  • Окладников А.П. Утро искусства. − Л., 1962.

  • Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. − Новосибирск, 1980.

  • Першиц А.И. и др. Война и мир в ранней истории человечества. − М., 1994.

  • Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. − Новосибирск, 1983.

  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). − М., 1974.

  • Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. − М., 1988.

  • Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. − М., 1969.

  • Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. − М., 1985.

  • Салинз М. Экономика каменного века. − М., 2000.

  • Семенов С.А. Происхождение земледелия. − Л., 1974.

  • Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. − Л., 1968.

  • Семенов С.А., Коробкова Т.Ф. Технология древнейших производств. − Л., 1983.

  • Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. − М., 1989.

  • Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. − М., 1974.

  • Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. − М., 1993.

  • Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. − М., 1985.

  • Тайлор Э.Б. Первобытная культура. − М., 1989.

  • Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.

  • Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.

  • Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. − М., 1980.


3. Коллоквиум
Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, которая предполагает беседу преподавателя со студентами для выяснения знаний по разделу дисциплины.

График самостоятельной работы




вид работ

сроки

1

Семинарские занятия

по расписанию

2

Контрольная работа

01 ноября

3

Конспект монографии

по мере необходимости (в рамках дополнительного блока технологической карты)

4

Коллоквиум по материалу Раздела I

вторая декада октября


3. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОСТИ В ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД.

СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ О ПЕРВОБЫТНОСТИ (до середины XIX века)


  1. Представления о предыстории человечества в античной литературе (Гесиод, Демокрит, Аристотель, Т. Лукреций Кар, Тацит).

  2. Христианская концепция происхождения человека.

  3. Накопление географических и этнографических знаний в XV – XVIII вв. Первобытное прошлое человечества в европейской просветительской историографии (К. Линней, Д. Вико, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А. Кондорсе; теория общественного договора в европейской мысли XVII – XVIII вв.).

  4. Вопрос о социальных структурах первобытного общества в европейской науке (А. Фергюссон, И.-Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан).

  5. «Эволюционная школа» в европейской антропологии и этнографии. Э. Тайлор.

  6. Теория родовой общины Л.Г. Моргана и ее значение.


Литература:

  • Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972.

  • Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

  • Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

  • Возникновение человека: Сб. трудов / Пер. с англ. М., 1977–79. – Т. 1-5.

  • Вольтер. Сочинения. В 3 т. М., 1998.

  • Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М;Л., 1959.

  • Исследования по первобытной истории. М., 1992.

  • История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

  • Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

  • Ларичев В.Е. Поиски предков Адама. М., 1978.

  • Мабли Г. Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.

  • Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955.

  • Морган Л.Г. Древнее общество. М., 2001.

  • Первобытное общество. М., 1975.

  • Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

  • Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.


Примерные темы сообщений:

  • Пять «веков» истории человечества в «Теогонии» Гесиода.

  • Т. Лукреций Кар о первобытном обществе.

  • Древние германцы в «Записках» Цезаря и сочинениях Тацита.

  • Дж. Вико об эпохах человеческой истории.

  • Первобытный «коммунизм» в творчестве Ж.-Ж. Руссо и Г. Мабли.


Семинарское занятие 2

ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


  1. Возникновение теорий об антропогенезе как части биологической эволюции («Система природы» К. Линнея, «Философия зоологии» П. Ламарка; открытия Б. де Перта).

  2. Теория естественного отбора Ч. Дарвина; естественный отбор и происхождение человека.

  3. Дискуссионные вопросы теории естественного отбора и границы ее применения в палеоантропологии.

Литература:

  • Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972.

  • Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  • Возникновение человека: Сб. трудов / Пер. с англ. М., 1977–79. – Т. 1-5.

  • Дарвин Ч. Происхождение видов (любое издание)

  • Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор (любое издание, в т.ч. на сайте: http://macroevolution.narod.ru/darwinman/index.html )

  • История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

  • Ламарк П. Философия зоологии. М., 1911 (главы из книги см. на сайте: http://macroevolution.narod.ru/lamark.htm)

  • Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.

  • Уайт Э., Браун Дейл М. Возникновение человека. Первые люди. М., 1978.

  • Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. – В 3 т. – Т. 3. – М., 1979 (др. издания).


Примерные темы сообщений:

  • Рецепция теории Ч. Дарвина в европейском обществе XIX в.

  • Антидарвиновское движение за рубежом и в России. «Обезьяний процесс» 1925 г. Дело М. Шрайбер.


Семинарское занятие 3

Неолитическая революция


  1. Становление понятия «неолитическая революция» в европейской археологии. Г. Чайлд.

  2. Вопрос о причинах перехода к производящему хозяйству в историографии.

  3. Очаги возникновения производящего хозяйства. Учение о центрах происхождения культурных растений Н.И. Вавилова.

  4. Формы и направления перехода к производящему хозяйству. Итоги и последствия неолитической революции.


Литература:

  • Башилов В.А. Темпы исторического процесса в важнейших центрах «неолитической революции» // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985

  • Вавилов Н.И. Пять континентов. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. М., 1987.

  • Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М., 2006.

  • Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М., 2008.

  • Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003

  • Массон В.М. Проблема неолитической революции в свете новых данных археологии // Вопросы истории. – 1970. – № 6

  • Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999

  • Чайлд Г. Прогресс и археология. М., 1949.


Семинарское занятие 4−5

РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Занятие 1. Социально-экономические процессы

  1. Вопрос о предпосылках разложения первобытных отношений в историографии.

  2. Экономика позднепервобытных обществ. Возникновение собственности.

  3. Деструкция первобытного рода. Первобытная соседская община.

  4. Эволюция брачно-семейных отношений. Становление нуклеарной семьи.


Занятие 2. Социально-потестарные процессы

  1. Основные направления и формы дифференциации в позднепервобытных обществах. Возникновение эксплуатации. Рабство.

  2. Социальная дифференциация и ее векторы. Военная демократия. Вождество. Становление социально-стратифицированных систем.

  3. Основные направления формирования и признаки потестарных структур.

  4. Основные региональные варианты разложения первобытных отношений и становления государственности.


Литература:

  • Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. – 1990. – № 8.

  • История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

  • Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1976.

  • Першиц А.И. и др. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994.

  • Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. М., 1985.

  • Салинз М. Экономика каменного века. М., 2000.

  • Семенов С.А., Коробкова Т.Ф. Технология древнейших производств. Л., 1983.

  • Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  • Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

  • Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  • Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

  • Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980.

  • Этнография, как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979.


Семинарское занятие 6

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА


  1. Понятие о культуре первобытного общества, основные этапы ее развития.

  2. Миропонимание первобытного человека; эволюция форм человеческого сознания в первобытный период.

  3. Формы первобытной религии и их развитие.

  4. Накопление практических знаний. Зарождение письменности. Петроглифы и их значение.

  5. Возникновение и развитие первобытного искусства:

  • происхождение и наиболее ранние формы изобразительной деятельности; орнамент;

  • наскальная живопись верхнего палеолита;

  • эволюция первобытной скульптуры.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск