Дисциплина Б.3.В.5. «Первобытное общество» 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цели освоения дисциплины:
усвоение студентами базовых процессов, закономерностей и феноменов антропогенеза, становления и эволюции форм доклассового общества, возникновения первых социально-стратифицированных систем.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина «Первобытное общество» изучается в первом семестре. Для ее освоения необходимы:
знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);
владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;
общее понимание хода и направленности истории человечества.
Материал дисциплины «Первобытное общество» изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:
«Археология»
«История древнего мира»
«История России (до ХХ в.)»
«Этнология»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
основные процессы, закономерности и феномены антропогенеза, становления и эволюции форм доклассового общества, начала процесса этатогенеза и возникновения первых социально-стратифицированных систем;
отражение этих процессов в исторических источниках;
содержание основных этапов и современного состояния наук о первобытности.
2) Уметь:
самостоятельно осмысливать и профессионально транслировать полученные знания;
самостоятельно определять и реализовывать индивидуальный маршрут освоения материала дисциплины.
3) Владеть:
навыками самостоятельного поиска источников информации;
основными методами и практиками профессионального анализа и научной критики исторических источников.
Объем дисциплины и виды учебной работы. № п/п
| Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость в
часах/ЗЕТ
| Всего аудит.
| Часов в интеракт.форме. (из ауд.)
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часы на СРС
(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*
| 1
| 05010.62 «Педагогическое образование» (профиль «История» «Право»)
| 1
| 1
| 108/3
| 60
| 12
| 24
| 36
|
| 12/36
| экзамен
| Содержание дисциплины.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№
| наименование раздела/темы
| количество часов
| всего ауд. часов/ в интеракт. форме
| ЛК
| СМ
| СР
| 1
| Введение в историю первобытного общества
| 2
| 2
| –
| −
| Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
|
|
|
|
| 2
| Источники по истории первобытного общества.
| 2
| 2
| –
| −
| 3
| История науки о первобытности.
| 10
| 2
| 8
| 2
| 4
| Хронология и периодизация первобытного общества.
| 2
| 2
| –
| −
| 5
| Происхождение человека.
| 12/4
| 4
| 8
| 2
| Раздел II. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
|
|
|
|
| 6
| Праобщина (первобытное человеческое стадо).
| 4
| 4
| –
| −
| 7
| Первобытная родовая община.
| 8/4
| 4
| 4
| 1
| 8
| Первобытная соседская община. Разложение первобытных отношений.
| 10
| 4
| 6
| 2
| 9
| Первобытные общества и цивилизация.
| –
| –
| –
| 1
| 10
| Культура первобытного общества
| 10/2
| –
| 10
| 2
|
| ИТОГО:
| 60/12
| 24
| 36
| 12
|
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины 1. Семинарские занятия Подготовка к семинарскому занятию Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза. Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.
Этапы подготовки к семинарскому занятию:
Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.
Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в основной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.
Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.
После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.
В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.
Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики. 2. Письменные работы 1. Контрольная работа
Контрольная работа выполняется в форме небольшого самостоятельного исследования по одной из предложенных тем. Они с достаточной степенью детальности охватывают основные разделы дисциплин и входящие в них частные вопросы. Предлагаемый перечень тем является, тем не менее, ориентировочным: он может быть дополнен или частично изменен.
Содержание контрольной работы составляет письменное изложение избранной студентом темы и всех составляющих ее содержание вопросов. Т.о., контрольная работа является письменным изложением результатов самостоятельного исследования студентом источников и специальной литературы по избранной им теме. Не допускается пересказ в контрольной работе материала учебников или простое перечисление общеизвестных данных.
Студенту необходимо внимательно ознакомиться с полным перечнем тем для контрольных работ. При этом особое внимание следует обратить на то, какие вопросы подлежат изложению в данной теме и как расположить их в логической последовательности.
Выполнение работы необходимо начинать с четкого осмысления темы и составления чернового плана работы, в который следует включить наиболее значимые вопросы для исчерпывающего раскрытия темы.
Следующим этапом подготовки контрольной работы является анализ перечня источников и литературы по избранной теме. В его ходе студент должен уяснить содержание основных вопросов темы, их соотношение с материалом источников и литературы.
Далее следует переходить к изучению специальной научной литературы по теме работы. В ходе знакомства с ней студент должен осмыслить основные аспекты темы контрольной работы, степень ее изученности и трактовки в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д. При этом следует делать соответствующие выписки: фиксировать необходимую информацию в виде цитат, текстовых выдержек, кратких конспектов, соотнося их с тем или иным вопросом – пунктом плана.
Завершающими этапами работы должны быть обобщение полученной информации по каждому из вопросов плана, расположение ее в логической последовательности и изложение в чистовом варианте. Особое внимание при написании работы необходимо обращать на корректность построения фраз и использование принятой научной терминологии.
По своему содержанию контрольная работа должна полностью раскрывать избранную тему, строится на основе использования значительного числа источников и научной литературы.
Объем работы должен составлять примерно 8 страниц печатного текста формата А–4 или его эквивалент в рукописном варианте (приблизительно 14 страниц рукописного текста).
Контрольная работа должна включать в себя следующие составные части:
1) титульный лист;
2) план;
3) краткое введение;
4) содержание;
5) краткое заключение;
6) список источников и литературы.
План контрольной работы должен максимально полно охватывать содержание ее темы; вопросы плана являются, таким образом, ее тематическими разделами. При необходимости допускается составление сложного плана, в котором большие вопросы подразделяются на подпункты. Вместе с тем, не следует перегружать план работы большим количеством пунктов.
Введение к контрольной работе должно содержать цели и задачи работы, постановку темы и обоснование плана работы (каково научное значение данной темы, ее место в дисциплине, какие аспекты составляют содержание данной проблемы и т.д.). Объем Введения не должен превышать двух страниц.
Основная часть работы выполняется в строгом соответствии с заявленным планом и отражает ход исследования автором данной темы на основе изучения источников и литературы. Следует избегать изложения в основной части общих вопросов учебного курса либо искусственно расширять объем рассматриваемого материала. В тексте работы обязательно указывают названия пунктов плана. Изложение материала должно сопровождаться ссылками на источники и научную литературу. Основная часть в тексте работы никак не обозначается; обозначение имеют только её составные части (пункты или подпункты).
Заключение контрольной работы должно включать в себя четко сформулированные выводы, полученные автором в ходе исследования темы. Заключение не должно содержать принципиально новую информацию, которая отсутствует в основной части, либо заново повторять содержащийся там материал. Цель Заключения – экономичная и емкая формулировка основных результатов исследования. Рекомендуемый объем Заключения – не более двух страниц.
Список источников и литературы размещается на последней странице и оформляется в строгом соответствии с современными правилами библиографического описания.
Контрольная работа должна содержать легко читаемый текст. Он размещается в простой тетради на обеих сторонах страниц с соблюдением полей (не более 2 см) и сквозной нумерацией в правом верхнем углу страницы, либо на стандартных листах формата А-4 в скрепленном виде, исключающем потерю листов. На первой странице размещается титульный лист, содержащий фамилию, имя и отчество студента, его учебную идентификацию (факультет, направление подготовки, группа), название дисциплины и темы работы.
Каждый раздел контрольной работы должен начинаться на отдельной странице, название раздела (пункта) следует выделить, его формулировка должна строго соответствовать той, которая указана в плане работы.
На последней странице основной части контрольной работы выставляются дата ее выполнения и подпись автора.
Ссылки на источники и литературу, а также список использованных в контрольной работе источников и литературы должны быть организованы в соответствии с установленными правилами. Примерная тематика контрольных работ
Первобытные традиции в современном обществе.
Предыстория человечества в концептуальных циклических моделях античной мысли (на выбор: Гесиод, Т. Лукреций Кар, Полибий).
Античные авторы о синхронных первобытных народах (Геродот, Тацит).
Христианская доктрина Творения человека у истоков средневекового креационизма. «Образ и подобие Бога» в трудах раннехристианской патристики (на выбор: Ириней, Ориген, Тертуллиан, Августин, Каппадокийская школа).
Первобытное общество в трудах европейских Просветителей XVII – XVIII вв. (на выбор: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Мабли, Д. Вико, Д. Локк, И.-Г. Гердер, Г.Э. Лессинг).
Европейская наука XVIII – первой половины XIX вв. о социальных структурах первобытности (на выбор: А. Фергюссон, И.-Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан).
Л.Г. Морган о сущности и признаках первобытного рода.
Сущность и границы применения теории естественного отбора Ч. Дарвина.
«Трудовая теория» Ф. Энгельса о факторах антропогенеза.
Синтетическая теория эволюции: история и современность.
Г.Н. Матюшин о морфологии и происхождении австралопитековых приматов.
Б.Ф. Поршнев о происхождении человечества.
Дискуссионные вопросы истории первобытного общества в советской науке (1950 – 80-е гг.).
Основные периодизации первобытной истории: достоинства и недостатки.
Концепция «неолитической революции» Г. Чайлда.
Концепция «неолитической революции» М. Салинз.
Концепция возникновения производящего хозяйства Д. Даймонда.
Петроглифы на территории Кольского полуострова: источниковедческий анализ.
Основные стоянки первобытных людей на территории Кольского полуострова: компаративный анализ.
Неолит Кольского полуострова: общая характеристика археологических культур.
2. Конспект Конспект – это вид вторичного текста, содержащий краткое, но емкое изложение содержания первичного текста. Объем конспекта – не менее 20 страниц рукописного текста.
Перечень монографий для конспектирования
Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. − М.;Л., 1966.
Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. − М., 1972.
Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. − М., 1978.
Алексеев В.П. Становление человечества. − М., 1984.
Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. − М.;Л., 1966.
Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. − М., 1967.
Бадер О.Н. Каповая пещера. − М., 1965.
Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. − Л., 1979.
Бурлак С. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. − М., 2011.
Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo Sapiens. − Л., 1968.
Гродницкий Д. Л. Две теории биологической эволюции. − Саратов, 2002.
Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. − Мурманск, 1982.
Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. − СПб., 1997.
Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. − М., 2002.
Ефименко П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического времени. − Киев, 1953.
Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община. − М., 1986.
Кастере Н. Полвека под землей. − М., 1975.
Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка. − М., 1977.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. − Л., 1991.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. − М., 1976.
Массон В.Н. Экономика и социальный строй древних обществ. − Л., 1976.
Матюшин Г.Н. У истоков человечества. − М., 1982.
Морган Л.Г. Древнее общество. − М., 2001.
Мочанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человека. − Новосибирск, 1992.
Окладников А.П. Открытие Сибири. − М., 1979.
Окладников А.П. Утро искусства. − Л., 1962.
Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. − Новосибирск, 1980.
Першиц А.И. и др. Война и мир в ранней истории человечества. − М., 1994.
Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. − Новосибирск, 1983.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). − М., 1974.
Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. − М., 1988.
Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. − М., 1969.
Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. − М., 1985.
Салинз М. Экономика каменного века. − М., 2000.
Семенов С.А. Происхождение земледелия. − Л., 1974.
Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. − Л., 1968.
Семенов С.А., Коробкова Т.Ф. Технология древнейших производств. − Л., 1983.
Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. − М., 1989.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. − М., 1974.
Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. − М., 1993.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. − М., 1985.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. − М., 1989.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М., 1964.
Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.
Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. − М., 1980.
3. Коллоквиум Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, которая предполагает беседу преподавателя со студентами для выяснения знаний по разделу дисциплины.
График самостоятельной работы
№
| вид работ
| сроки
| 1
| Семинарские занятия
| по расписанию
| 2
| Контрольная работа
| 01 ноября
| 3
| Конспект монографии
| по мере необходимости (в рамках дополнительного блока технологической карты)
| 4
| Коллоквиум по материалу Раздела I
| вторая декада октября
|
3. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинарское занятие 1
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРВОБЫТНОСТИ В ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД.
СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ О ПЕРВОБЫТНОСТИ (до середины XIX века)
Представления о предыстории человечества в античной литературе (Гесиод, Демокрит, Аристотель, Т. Лукреций Кар, Тацит).
Христианская концепция происхождения человека.
Накопление географических и этнографических знаний в XV – XVIII вв. Первобытное прошлое человечества в европейской просветительской историографии (К. Линней, Д. Вико, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А. Кондорсе; теория общественного договора в европейской мысли XVII – XVIII вв.).
Вопрос о социальных структурах первобытного общества в европейской науке (А. Фергюссон, И.-Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан).
«Эволюционная школа» в европейской антропологии и этнографии. Э. Тайлор.
Теория родовой общины Л.Г. Моргана и ее значение.
Литература:
Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.
Возникновение человека: Сб. трудов / Пер. с англ. М., 1977–79. – Т. 1-5.
Вольтер. Сочинения. В 3 т. М., 1998.
Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М;Л., 1959.
Исследования по первобытной истории. М., 1992.
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.
Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
Ларичев В.Е. Поиски предков Адама. М., 1978.
Мабли Г. Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.
Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955.
Морган Л.Г. Древнее общество. М., 2001.
Первобытное общество. М., 1975.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Примерные темы сообщений:
Пять «веков» истории человечества в «Теогонии» Гесиода.
Т. Лукреций Кар о первобытном обществе.
Древние германцы в «Записках» Цезаря и сочинениях Тацита.
Дж. Вико об эпохах человеческой истории.
Первобытный «коммунизм» в творчестве Ж.-Ж. Руссо и Г. Мабли.
Семинарское занятие 2
ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Возникновение теорий об антропогенезе как части биологической эволюции («Система природы» К. Линнея, «Философия зоологии» П. Ламарка; открытия Б. де Перта).
Теория естественного отбора Ч. Дарвина; естественный отбор и происхождение человека.
Дискуссионные вопросы теории естественного отбора и границы ее применения в палеоантропологии.
Литература:
Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Возникновение человека: Сб. трудов / Пер. с англ. М., 1977–79. – Т. 1-5.
Дарвин Ч. Происхождение видов (любое издание)
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор (любое издание, в т.ч. на сайте: http://macroevolution.narod.ru/darwinman/index.html )
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.
Ламарк П. Философия зоологии. М., 1911 (главы из книги см. на сайте: http://macroevolution.narod.ru/lamark.htm)
Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.
Уайт Э., Браун Дейл М. Возникновение человека. Первые люди. М., 1978.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. – В 3 т. – Т. 3. – М., 1979 (др. издания).
Примерные темы сообщений:
Рецепция теории Ч. Дарвина в европейском обществе XIX в.
Антидарвиновское движение за рубежом и в России. «Обезьяний процесс» 1925 г. Дело М. Шрайбер.
Семинарское занятие 3
Неолитическая революция
Становление понятия «неолитическая революция» в европейской археологии. Г. Чайлд.
Вопрос о причинах перехода к производящему хозяйству в историографии.
Очаги возникновения производящего хозяйства. Учение о центрах происхождения культурных растений Н.И. Вавилова.
Формы и направления перехода к производящему хозяйству. Итоги и последствия неолитической революции.
Литература:
Башилов В.А. Темпы исторического процесса в важнейших центрах «неолитической революции» // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985
Вавилов Н.И. Пять континентов. Краснов А.Н. Под тропиками Азии. М., 1987.
Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. М., 2006.
Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М., 2008.
Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003
Массон В.М. Проблема неолитической революции в свете новых данных археологии // Вопросы истории. – 1970. – № 6
Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999
Чайлд Г. Прогресс и археология. М., 1949.
Семинарское занятие 4−5
РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Занятие 1. Социально-экономические процессы
Вопрос о предпосылках разложения первобытных отношений в историографии.
Экономика позднепервобытных обществ. Возникновение собственности.
Деструкция первобытного рода. Первобытная соседская община.
Эволюция брачно-семейных отношений. Становление нуклеарной семьи.
Занятие 2. Социально-потестарные процессы
Основные направления и формы дифференциации в позднепервобытных обществах. Возникновение эксплуатации. Рабство.
Социальная дифференциация и ее векторы. Военная демократия. Вождество. Становление социально-стратифицированных систем.
Основные направления формирования и признаки потестарных структур.
Основные региональные варианты разложения первобытных отношений и становления государственности.
Литература:
Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. – 1990. – № 8.
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1976.
Першиц А.И. и др. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994.
Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства. Первобытное воспроизводящее хозяйство. М., 1985.
Салинз М. Экономика каменного века. М., 2000.
Семенов С.А., Коробкова Т.Ф. Технология древнейших производств. Л., 1983.
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.
Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980.
Этнография, как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979.
Семинарское занятие 6
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Понятие о культуре первобытного общества, основные этапы ее развития.
Миропонимание первобытного человека; эволюция форм человеческого сознания в первобытный период.
Формы первобытной религии и их развитие.
Накопление практических знаний. Зарождение письменности. Петроглифы и их значение.
Возникновение и развитие первобытного искусства:
происхождение и наиболее ранние формы изобразительной деятельности; орнамент;
наскальная живопись верхнего палеолита;
эволюция первобытной скульптуры.
|